Методы и приемы обучения математике младших школьников
ЛЕКЦИЯ 1.
Методика начального обучения математике как учебный предмет.
Методика начального обучения математике отвечает на вопросы
· Зачем? –
· Чему? –
· Как? -
Методика начального обучения математике как учебный предмет связана с
Эссе «Методика преподавания математики наука, искусство или ремесло?»
Цели начального обучения математике.
1. Образовательные цели.
2. Развивающие цели.
3. Воспитательные цели.
Содержание и построение начального курса математики.
Особенности построения начального курса математики.
1. Главное содержание курса составляет арифметический материал.
2. Элементы алгебры и геометрии не составляют особых разделов курса. Они органически связываются с арифметическим материалом.
Начальный курс математики построен так, что одновременно с изучением арифметического материала включаются элементы алгебры и геометрии. Следовательно, на одном уроке очень часто рассматривается, кроме арифметического материала, алгебраический и геометрический. Включение материала из разных разделов курса, безусловно, влияет на построение урока математики и методику его проведения.
3.
Арифметический материал вводится концентрически. Изучаются четыре концентра – десяток, сотня, тысяча и многозначные числа. Выделение концентров объясняется - особенностями десятичной системы счисления, -особенностями вычислительных приемов в каждом концентре, - возрастными особенностями младших школьников (обеспечивается систематическое повторение и углубление изученного). |
4. Связь вопросов практического и теоретического характера. Поэтому на каждом уроке математики работа над усвоением знаний идет одновременно с выработкой умений и навыков.
5. Многие вопросы теории вводятся индуктивно.
6. Математические понятия, их свойства и закономерности раскрываются в их взаимосвязи. Каждое понятие получает свое развитие.
7. Сближение во времени изучения некоторых вопросов курса, например, сложение и вычитание вводятся одновременно.
Содержание и особенности раскрытия основных понятий курса.
1. Арифметический материал.
- понятие натурального числа, образование натурального числа.
- наглядное представление о дроби
- Понятие о системе счисления.
- понятие об арифметических действиях.
2. Элементы алгебры.
3.Геометрический материал.
4.Понятие величины и идеи измерения величин.
5. Задачи. (Как цель и средство обучения математике).
Сообщения.
Анализ различных программ по математике
1. Эльконин-Давыдов
2. Занков (Аргинская)
3. Петерсон Л.Г.
4. Истомина Н.Б.
5. Чекин
Методы и приемы обучения математике младших школьников.
1. Определите понятия «метод обучения», «прием обучения».
Проблема методов обучения формулируется кратко с помощью вопроса как учить?
Для решения вопроса о том, как учить чему-то учащихся, надо,
· .
· .
· .
.
Говоря о методах обучения математике, естественно, прежде всего уточнить это понятие.
Метод – это
Описание каждого метода обучения должно включать:
1) описание обучающей деятельности учителя;
2) описание учебной (познавательной) деятельности ученика и
3) связь между ними, или способ, каким обучающая деятельность учителя управляет познавательной деятельностью учащихся.
Предметом дидактики являются, однако, лишь общие методы обучения, т. е. методы, обобщающие определенную совокупность систем последовательных действий учителя и учащегося во взаимодействии преподавания и учения, не учитывающие специфики отдельных учебных предметов.
Кроме конкретизации и модификации общих методов обучения с учетом специфики математики, предметом методики является также, дополнение этих методов частными (специальными) методами обучения, отражающими основные методы познания, используемые в самой: математике.
Таким образом, система методов обучения математике состоит из общих методов обучения, разработанных дидактикой, адаптированных к обучению математике, и из частных (специальных) методов обучения математике, отражающих основные методы познания, используемые в математике.
1. ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ: НАБЛЮДЕНИЕ, ОПЫТ, ИЗМЕРЕНИЯ.
Наблюдение, опыт, измерения — эмпирические методы, используемые в экспериментальных естественных науках.
Наблюдение, опыт и измерения должны быть направлены на создание в процессе обучения специальных ситуаций и предоставление учащимся возможности извлечь из них очевидные закономерности, геометрические факты, идеи доказательства и т. д. Чаще всего результаты наблюдения, опыта и измерений служат посылками индуктивных выводов, с помощью которых осуществляются открытия новых истин. Поэтому наблюдение, опыт и измерения относят и к эвристическим методам обучения, т. е. к методам, способствующим открытиям.
Наблюдение.
Опыт.
2.СРАВНЕНИЕ И АНАЛОГИЯ — логические приемы мышления, используемые как в научных исследованиях, так и в обучении.
С помощью сравнения выявляется сходство и различие сравниваемых предметов, т. е. наличие у них общих и необщих (различных) свойств.
Сравнение приводит к правильному выводу, если выполняются следующие условия:
1) сравниваемые понятия однородны и
2) сравнение осуществляется по таким признакам, которые имеют существенное значение.
С помощью аналогии сходство предметов, выявленное в результате их сравнения, распространяется на новое свойство (или новые свойства).
Рассуждение по аналогии имеет следующую общую схему:
А обладает свойствами а, Ь, с, d;
В обладает свойствами а, Ь, с;
Вероятно (возможно) В обладает и свойством d.
Заключение по аналогии является лишь вероятным (правдоподобным), а не достоверным.
3.ОБОБЩЕНИЕ И АБСТРАГИРОВАНИЕ — два логических приема, применяемые почти всегда совместно в процессе познания.
Обобщение — это мысленное выделение, фиксирование каких-нибудь общих существенных свойств, принадлежащих только данному классу предметов или отношений.
Абстрагирование — это мысленное отвлечение, отделение общих, существенных свойств, выделенных в результате обобщения, от прочих несущественных или необщих свойств рассматриваемых предметов или отношений и отбрасывание (в рамках нашего изучения) последних.
Под обобщением понимают также переход от единичного к общему, от менее общего к более общему.
Под конкретизацией понимают обратный переход — от более общего к менее общему, от общего к единичному.
Если обобщение используется при формировании понятий, то конкретизация используется при описании конкретных ситуаций с помощью сформированных ранее понятий.
4. КОНКРЕТИЗАЦИЯ основана на известном правиле вывода
ух Р (х)
Р(а)
называемом правилом конкретизации.
5. ИНДУКЦИЯ.
Переход от частного к общему, от единичных фактов, установленных с помощью наблюдения и опыта, к обобщениям является закономерностью познания. Неотъемлемой логической формой такого перехода является индукция, представляющая собой метод рассуждений от частного к общему, вывод заключения из частных посылок (от лат. inductio — наведение).
Обычно, когда говорят «индуктивные методы обучения», имеют в виду применение неполной индукции в обучении. Дальше, говоря «индукция», будем иметь в виду неполную индукцию.
На отдельных этапах обучения, в частности в начальной школе, обучение математике ведется преимущественно индуктивными методами. Здесь индуктивные заключения достаточно убедительны психологически и в большинстве остаются пока (на этом этапе обучения) недоказанными. Можно обнаружить лишь изолированные «дедуктивные островки», состоящие в применении несложных дедуктивных рассуждений в качестве доказательств отдельных предложений.
.6. ДЕДУКЦИЯ (от лат. deductio — выведение) в широком смысле представляет собой форму мышления, состоящую в том, что новое предложение (а точнее, выраженная в нем мысль) выводится чисто логическим путем, т. е. по определенным правилам логического вывода (следования) из некоторых известных предложений (мыслей).
Особое развитие с учетом потребностей математики она получила в виде теории доказательства в математической логике.
Под обучением доказательству мы понимаем обучение мыслительным процессам поиска и построения доказательства, а не воспроизведению и заучиванию готовых доказательств. Учить доказывать означает прежде всего учить рассуждать, а это одна из основных задач обучения вообще
7. АНАЛИЗ — логический прием, метод исследования, состоящий в том, что изучаемый объект мысленно (или практически ) расчленяется на составные элементы (признаки, свойства, отношения), каждый из которых исследуется в отдельности как часть расчлененного целого.
СИНТЕЗ— логический прием, с помощью которого отдельные элементы соединяются в целое.
В математике, чаще всего, под анализом понимают рассуждение в «обратном направлении», т. е. от неизвестного, от того, что необходимо найти, к известному, к тому, что уже найдено или дано, от того, что необходимо доказать, к тому, что уже доказано или принято за истинное.
В таком понимании, наиболее важном для обучения, анализ является средством поиска решения, доказательства, хотя в большинстве случаев сам по себе решением, доказательством еще не является.
Синтез, опираясь на данные, полученные в ходе анализа, дает решение задачи или доказательство теоремы.