Структура развивающего занятия дошкольников
основанная на дидактических принципах Л.В. Занкова
1. Подготовительная работа к постановке проблемной ситуации.
2. Постановка проблемной ситуации.
3. Организация осознания учебной задачи и ее принятия детьми.
4. Подготовка и организация системы моделирующих действий (или заданий) для решения проблемной ситуации.
5. Осознание необходимости и рациональности нового знания.
6. Организация ситуации, стимулирующей перенос нового знания или умения на его расширенный содержательный объем.
7. Обобщение этого знания или умения и упрочение его в виде обобщенного способа действий или обобщенного понятия.
Каковы характерные черты уроков математики в начальной школе в развивающей системе Л.В. Занкова?
«Одной из характерных особенностей любого урока математики является его многоаспектность — работа сразу над несколькими связанными темами программы. Это нашло отражение и в учебниках, где задания, стоящие рядом, посвящены разным вопросам. Такая структура требует включения в один урок работы с самым разным материалом, продвижения в изучении сразу нескольких тем, одна из которых для данного урока является ведущей».2
В системе Л.В. Занкова каждый урок математики нацелен на общее развитие младших школьников. «В системе общего развития ведущей является продуктивная деятельность учеников», поэтому «основой изучения является самостоятельное добывание знаний учащимися, на первый план выдвигается постановка проблемы, которую дети должны разрешить самостоятельно или с минимальной помощью учителя».
Эффективность урока оценивается по разным показателям: по степени реализации дидактических принципов (обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; ведущая роль теоретических знаний; осознание процесса учения; быстрый темп прохождения материала; работа над развитием каждого (в т.ч. слабого ученика)) или типических свойств методической системы (многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность).
Один из этапов организации учебного процесса включает в себя систему заданий частично поискового характера. Новые знания и способы деятельности младшие школьники «открывают» в результате решения коллизий, нахождения правильных решений, установления взаимосвязей, взаимозависимостей. Организуются сравнение материала, его анализ.
Детей подводят к обобщению, установлению закономерности, ее формулированию. Возможно самостоятельное «открытие» нового знания с привлечением уже известного.
Другой этап — сличение результатов работы с вводимыми в учебниках определениями, правилами, описаниями действий.
Третий — применение усваиваемых знаний в разнообразных условиях их проявления, во взаимосвязи с ранее изученным материалом.
Таким образом, урок математики в развивающей системе Л.В. Занкова не имеет определенно прописанной внешней структуры. Это как две стороны одной медали: с одной стороны, усложняет деятельность педагога при подготовке к урокам, с другой — дает толчок для раскрытия его творческого потенциала.
«Мы не считаем полезным требовать от учителя разработки планов уроков по какой-либо единой схеме. План урока - это результат свободного творчества учителя, в котором он учитывает особенности детей».
И.И. Аргинская также указывает, что при разработке планов уроков каждому учителю необходимо иметь в виду следующие требования:
— преобладание поисковой продуктивной деятельности учеников над их репродуктивной деятельностью;
— вовлечение в работу всех учеников на доступном для них уровне;
— вопросы учителя должны давать пищу для ума, стимулировать мысль, давать свободу самовыражения и требовать развернутого ответа;
— преобладание совместной деятельности «ученик — ученик(и)», «учитель — ученик(и)» возникает в тех случаях, когда дети, несмотря на все усилия, не достигают нужного результата;
— увязывание изучения нового материала с ранее приобретенными знаниями;
— использование предшествующего опыта, организация самостоятельной познавательной деятельности детей на уроке и вне урока (наблюдения, чтение познавательной литературы, подготовка докладов и других сообщений);
— создание благоприятной эмоциональной атмосферы на уроке.
«Урок в системе не должен разворачиваться как хорошо накатанная гладкая дорога, где каждый следующий отрезок плавно вытекает из предыдущего. Это скорее должна быть прихотливо извивающаяся горная тропа, на которой за каждым поворотом может встретиться новое, неожиданное. Ведь удивление ребенка — главный импульс к познанию. Чем более разнообразна структура уроков, чем неожиданнее и удивительнее его начало, тем эффективнее дети включаются в учебную деятельность и тем она результативнее».
Основой любого урока математики в системе Л.В. Занкова становятся: глубокая теория; богатое содержание; сравнение, сопоставление фактов, явлений, понятий; поиск связей между пройденным, изучаемым и перспективным материалом; открытие новых и новых граней в уже известном, изученном.