Структура развивающего занятия дошкольников

основан­ная на дидактических принципах Л.В. Занкова

1. Подготовительная работа к постановке проблемной си­туации.

2. Постановка проблемной ситуации.

3. Организация осознания учебной задачи и ее принятия детьми.

4. Подготовка и организация системы моделирующих дей­ствий (или заданий) для решения проблемной ситуации.

5. Осознание необходимости и рациональности нового знания.

6. Организация ситуации, стимулирующей перенос ново­го знания или умения на его расширенный содержатель­ный объем.

7. Обобщение этого знания или умения и упрочение его в виде обобщенного способа действий или обобщенного понятия.

Каковы характерные черты уроков математики в начальной школе в развивающей системе Л.В. Занкова?

«Одной из характерных особенностей любого урока мате­матики является его многоаспектность — работа сразу над несколькими связанными темами программы. Это нашло от­ражение и в учебниках, где задания, стоящие рядом, посвя­щены разным вопросам. Такая структура требует включения в один урок работы с самым разным материалом, продвиже­ния в изучении сразу нескольких тем, одна из которых для данного урока является ведущей».2

В системе Л.В. Занкова каждый урок математики нацелен на общее развитие младших школьников. «В системе общего развития ведущей является продуктивная деятельность уче­ников», поэтому «основой изучения является самостоятель­ное добывание знаний учащимися, на первый план выдвигается постановка проблемы, которую дети должны разрешить самостоятельно или с минимальной помощью учителя».

Эффективность урока оценивается по разным показателям: по степени реализации дидактических принципов (обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; ведущая роль теоретических знаний; осознание процесса уче­ния; быстрый темп прохождения материала; работа над раз­витием каждого (в т.ч. слабого ученика)) или типических свойств методической системы (многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность).

Один из этапов организации учебного процесса включает в себя систему заданий частично поискового характера. Новые знания и способы деятельности младшие школьники «откры­вают» в результате решения коллизий, нахождения правиль­ных решений, установления взаимосвязей, взаимозависимо­стей. Организуются сравнение материала, его анализ.

Детей подводят к обобщению, установлению закономерно­сти, ее формулированию. Возможно самостоятельное «откры­тие» нового знания с привлечением уже известного.

Другой этап — сличение результатов работы с вводимыми в учебниках определениями, правилами, описаниями действий.

Третий — применение усваиваемых знаний в разнообраз­ных условиях их проявления, во взаимосвязи с ранее изучен­ным материалом.

Таким образом, урок математики в развивающей системе Л.В. Занкова не имеет определенно прописанной внешней структуры. Это как две стороны одной медали: с одной сторо­ны, усложняет деятельность педагога при подготовке к уро­кам, с другой — дает толчок для раскрытия его творческого потенциала.

«Мы не считаем полезным требовать от учителя разработ­ки планов уроков по какой-либо единой схеме. План урока - это результат свободного творчества учителя, в котором он учи­тывает особенности детей».

И.И. Аргинская также указывает, что при разработке пла­нов уроков каждому учителю необходимо иметь в виду следу­ющие требования:

— преобладание поисковой продуктивной деятельности учеников над их репродуктивной деятельностью;

— вовлечение в работу всех учеников на доступном для них уровне;

— вопросы учителя должны давать пищу для ума, стиму­лировать мысль, давать свободу самовыражения и требо­вать развернутого ответа;

— преобладание совместной деятельности «ученик — ученик(и)», «учитель — ученик(и)» возникает в тех случа­ях, когда дети, несмотря на все усилия, не достигают нужного результата;

— увязывание изучения нового материала с ранее приоб­ретенными знаниями;

— использование предшествующего опыта, организация самостоятельной познавательной деятельности детей на уроке и вне урока (наблюдения, чтение познавательной литературы, подготовка докладов и других сообщений);

— создание благоприятной эмоциональной атмосферы на уроке.

«Урок в системе не должен разворачиваться как хорошо накатанная гладкая дорога, где каждый следующий отрезок плавно вытекает из предыдущего. Это скорее должна быть прихотливо извивающаяся горная тропа, на которой за каж­дым поворотом может встретиться новое, неожиданное. Ведь удивление ребенка — главный импульс к познанию. Чем бо­лее разнообразна структура уроков, чем неожиданнее и уди­вительнее его начало, тем эффективнее дети включаются в учебную деятельность и тем она результативнее».

Основой любого урока математики в системе Л.В. Занкова становятся: глубокая теория; богатое содержание; сравнение, сопоставление фактов, явлений, понятий; поиск связей меж­ду пройденным, изучаемым и перспективным материалом; открытие новых и новых граней в уже известном, изученном.

Наши рекомендации