Физические идеи Средневековья
Вопрос №3. Становление науки в средневековой Европе
К концу XII - началу ХIII в. обозначился застой в социально-экономическоми культурном развитии стран Ближнего и Среднего Востока. Страны же Западной Европы, напротив, стали «обгонять» мусульманский Восток и Византийскую империю.
В основе такого «исторического рывка» лежало развитие производительных сил (как в сельском хозяйстве, так и в ремеслах). Происходит технологическая революция в агротехнике: появляется тяжелый колесный плут, используется боронование, совершенствуется упряжь тягловых животных, что позволяет в 3-4 раза увеличить нагрузки, внедряется трехпольная система земледелия, осваиваются новые источники энергии - сила воды и ветра (распространяются водяные и ветряные мельницы) и др. Благодаря изобретению кривошипа и маховика механизированы многие ручные операции. Рационализируется организация хозяйственной деятельности (особенно в монастырях). Производство избыточной сельскохозяйственной продукции стимулирует развитие торговли, ремесла. Развивается романская, а затем и готическая архитектура. Складываются центры мировой торговли (Венеция, Генуя). Появляется потребность в качественном совершенствовании правового регулирования общественных отношений; зарождаются западные правовые системы Нового времени (каноническое, феодальное, торговое, городское право и др.).
Происходит превращение физического труда в ценность, в достойное занятие порождает необходимость его рационализации, так как тяжесть физического труда осознается как нечто нежелательное. Формируется уважительное отношение к физическому труду, к деятельности изобретателей, инженеров. дух изобретательности и предприимчивости все в большей степени пронизывает культурную атмосферу общества.
В этих условиях происходит подъем в духовной сфере. Одним из наиболее ярких его выражений стало возникновение новых светских образовательных учреждений – у н и в е р с и т е т о в. Еще в ХII в. был открыт университет в Болонье, в котором в ХII - ХIII вв. одновременно изучали право до 10 тыс. студентов со всей Европы; в 1200 г. был основан Парижский университет. В XIII-XIV вв. появились университеты в других городах Западной Европы: в Неаполе (1224), Тулузе (1229), Праге (1349), Вене (1365), Гейдельберге (1385) и т.д.
Средневековые университеты имели четыре факультета. Первый - подготовительный; он был самым многочисленным и именовался факультетом свободных искусств. Здесь преподавали семь свободных искусств - грамматику, риторику, диалектику (искусство вести диспуты), геометрию, арифметику, астрономию и музыку. Впоследствии этот факультет стали называть философским, а полученные знания подразделяли на философию натуральную, рациональную и моральную. Основными факультетами являлись медицинский, юридический и теологический. Теологический факультет считался высшим факультетом, но обычно он был наименее многочисленным. На юридических факультетах право начинают преподавать как четко определенный и систематизированный свод знаний, как науку.
В ХIII - XV вв. через усвоение наследия арабоязычной и древнегреческой математики (частично из Византии) формируется западноевропейская математика, накапливается важный исходный опыт рационально-теоретического анализа, который определит ее дальнейшее стремительное развитие начиная с XVI столетия. В ХIII в. в Италии появляются и широко распространяются первые серьезные учебники математики, в которых органично сочетаются практически значимые математические алгоритмы, процедуры с глубоким теоретическим анализом (Фибоначчи). в XIV-XV вв. главные направления развития европейской математики - расширение понятия числа, совершенствование алгебраической символики, формирование тригонометрии как особой отрасли математики. В трудах Фибоначчи уже существует ясное понимание природы иррациональных чисел.
Физические идеи Средневековья
Ссылки на божественное всемогущество послужили основанием для отказа от ряда ключевых аристотелевских положений и выработки качественно новых образов и представлений, которые способствовали формированию предпосылок новой картины мира. К таким представлениям и образам можно отнести следующие.
В о – п е р в ы х, допущение существования пустоты, пронизанной божественностью (поскольку Бог не только всемогущ, но и вездесущ, как считали схоласты).
В о - в т о р ы х, изменение отношения к проблеме бесконечности природы. Бесконечность природы все чаще рассматривается как позитивное, допустимое и очень желательное (с точки зрения религиозных ценностей) начало; оно как бы выражало такую характеристику Бога, как его всемогущество.
В - т р е т ь и х, допущение существования среди движений небесных тел не только идеальных (равномерных, по окружности), соизмеримых между собой, но несоизмеримых. В этом также видели признаки творящей божественной силы: Бог способен творить новое повсюду и всегда.
Отказ от аристотелевского противопоставления мира небесного и мира земного создавал предпосылки для интеграции физики, астрономии и математики.