IV. Ошибки в изложении или сочинении
Характер ошибок | Как исправить | Пример |
П – повтор слова | Замените повторяющееся слово. Запишите предложение с новым словом | Ваня увидел собаку и испугался. Ваня закрыл руками лицо и заплакал. Он закрыл руками лицо и заплакал. Мальчик закрыл руками лицо и заплакал |
Н – неудачное слово или предложение | Замените неудачное слово или предложение. Запишите исправленное предложение, употребив нужные слова | Холодный осенний ветер вырывал листья и заносил их. Холодный осенний ветер срывал листья и уносил их |
V – пропуск слова или предложения | Подумайте, какое слово или предложение пропущено. Запишите предложение, впишите в него пропущенное слово (или запишите предложение, которое пропустили) | Жили-были V со старухой. Жили-были старик со старухой |
Г – нет в конце предложения точки или других знаков препинания | Подумайте, какие знаки препинания не поставили. Выпишите предложение. Поставьте в конце предложения нужный знак препинания. Объясните свой выбор | Наступило раннее утро. (повествовательное, невосклицательное) |
Z – красная строка | Разделите текст на части. Запишите каждую (или соответствующую) часть с красной строки | |
1, 2, 3… – неудачный порядок слов в предложении | Прочитайте предложение. Измените порядок слов. Запишите предложение, правильно расположив слова | Ученики класса нашего спорт любят. Ученики нашего класса любят спорт |
Рекомендации по выполнению
типичных заданий (памятки)
Русский язык
На страницах учебников, используемых в школе, вы найдете необходимую информацию по выполнению типичных заданий. В помощь мы предлагаем вам лишь дополнительные рекомендации, не входящие в применяемые учебники. Эти рекомендации учителя считают важными.
Как подготовить домашнее задание по русскому языку.
1. Выполнение домашнего задания начинайте с работы над ошибками.
– Повторите правила, которые забыли.
– Выучите или повторите заданное правило.
– Придумайте свои примеры на это правило.
2. Прочитайте задание для упражнения.
3. Прочитайте все упражнение. Устно выполните задания к нему.
4. Выполните упражнение письменно.
5. Проверьте всю работу.
Как научиться списывать текст.
1. Прочитайте весь текст, как говорите.
2. Прочитайте первое предложение, чтобы понять и запомнить его.
3. Повторите предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнили ли.
4. Найдите орфограммы в списываемом предложении.
5. Прочитайте предложение так, каконо написано(как будете себе диктовать во время письма).
6. Повторите, не глядя в текст, предложение так, как будете его писать.
7.Пишите, диктуя себе так, как проговаривали последние два раза.
8. Проверьте написанное:
– читайте то, что написали, отмечая дужками слоги;
– подчеркните (выделите) орфограммы в написанном;
– сверьте каждую орфограмму с исходным текстом (*).
9. Продолжайте работу со следующими предложениями, начиная с пункта 2.
10. Прочитайте по тетради весь текст выразительно.
Правило проверки письменных работ.
1. Проверьте предложение по смыслу, то есть:
– прочитайте предложение вслух;
– проверьте, подходят ли слова друг к другу;
– нет ли пропуска слов в предложении;
– о чем говорится в предложении, бывает ли так.
2. Проверьте написаниепредложения:
– читайте, начиная с последнего слова, по слогам, выделяя гласные (нет ли пропуска букв, замены?);
– читайте, начиная с последнего слова, проверяйте орфограммы.
3. Внимательно прочитайте записанное предложение еще раз.
Чтение.
Окружающий мир
Как показывает практика, младшие школьники домашнее задание готовят в разном темпе, некоторые испытывают большую трудность при выполнении устных заданий по различным предметам. Наши памятки не являются обязательными, но надеемся, что они помогут, если ваш малыш затрудняется, например, выучить наизусть стихотворение или подготовить пересказ текста, если он не знает, как выполнить домашнее задание по курсу «Окружающий мир» или по чтению.
Как выучить стихотворение.
1. Приготовление уроков начинайте с работы над стихотворением.
2. Прочитайте стихотворение вслух. Объясните значение трудных слов.
3. Прочитайте стихотворение выразительно. Постарайтесь прочувствовать настроение, ритм стихотворения.
4. Прочитайте стихотворение еще 2–3 раза. Постарайтесь его запомнить.
5. Через несколько минут повторите стихотворение вслух по памяти, при необходимости заглядывая в текст.
6. После окончания домашней работы еще 2–3 раза повторите стихотворение, не заглядывая в текст.
7. Перед сном еще раз повторите стихотворение.
8. Утром следующего дня еще раз прочитайте стихотворение, потом расскажите его наизусть.
Как подготовить пересказ текста.
1. Внимательно прочитайте рассказ вслух, не торопясь.
2. Обратите внимание на непонятные слова, постарайтесь объяснить их значение.
3. Разделите текст на логически законченные части.
4. Выделите главную мысль каждой части. Озаглавьте каждую часть.
5. Рассказывайте, придерживаясь плана. Подумайте над видом пересказа. Пересказ может быть подробным, кратким, выборочным, с заменой лиц.
6. При необходимости прочитайте текст еще раз. Проверьте себя.