Тема «Память». Задача 7

1. Укажите, в какой из описанных ситуаций имело место смысловое и в какой – механическое запоминание.

2. По каким признакам вы это установили?

А. Ученик, рассказывая биографию Суворова, пропустил важный эпизод из жизни великого полководца. Тогда учитель сказал мальчику только одно слово: «Альпы», – и он тут же без труда рассказал этот эпизод.

Б. С.Ш., обладавшему феноменальной памятью, в много­людной аудитории прочитали длинный ряд слов и попросили воспроизвести их. С этим он справился, как всегда, безукориз­ненно. Затем ему предложили назвать из всего списка одно только короткое слово, обозначающее инфекционное заболева­ние. Все присутствующие, люди с самой обыкновенной па­мятью, мгновенно вспомнили это слово («тиф»), а С. Ш. потребовалось целых две минуты, чтобы выполнить задание. Оказы­вается, в течение этого времени он перебирал в уме по порядку все заученные слова. (Ответ см. у А. Р. Лурич, 1968, стр. 19—24.)

______________

Тема «Память». Задача 8

1. Определите, какой из учеников лучше запомнит рассказ, если учесть, что способность запоминания у них одинакова?

2. Какое условие наилучшего запоминания будет соблюдать один из мальчиков?

Двое учеников VI класса начали заучивать рассказ.

— Ой, какой большой! Тут сидеть и сидеть, – сказал один.

— Совсем уж не таксой большой, быстро сделаем, – ответил другой. (По Л. В. Занкову, 1949.)

______________

Тема «Память». Задача 9

1. В каком случае запоминание было наиболее эффективно, в каком – наименее эффективно?

2. Какой закономерностью это объясняется?

Исследовался процесс запоминания у учеников X класса. В одном случае текст просто читался три раза подряд; в другом – испытуемые знакомились с планом, в соответствии с ко­торым был составлен текст, и читали текст один раз; в третьем случае нужно было после однократного чтения текста составить план к нему. Во всех случаях перед учащимися не ставили задачи запомнить текст. Оказалось, что в каждом случае эффек­тивность запоминания была различной. (По А. А. Смирнову.)

Тема «Воображение». Задача 1

1. Укажите, в каком отрывке проявляется воображение действующих лиц и в каком – представление памяти.

2. По каким признакам это можно установить?

А. ...Андрей тут же вызвал Цветкову и в присутствии Майи спросил, где она хочет работать. Он старался держаться бес­пристрастно...

Глядя Андрею в глаза, Нина медленно, словно желая, чтобы он остановил ее, сказала:

– Разрешите мне работать с Майей Константиновной.

... Она представила себе все это свершившимся. Будет тор­жественное заседание. Приедут ученые. Майя Константиновна скажет с трибуны, что своим успехом она обязана ей, Цветко­вой. Все оглядываются, находят Нину, приглашают ее в прези­диум. Она будет в том самом темно-голубом платье. Или нет, наверное, это случится зимой, она наденет свитер с оленями и высокие меховые ботиночки. Без всякой застенчивости, просто и скромно она расскажет, как работала, и, обведя глазами соб­рание, увидит Андрея Николаевича. Она небрежно скользнет по нему взглядом, а он покраснеет... нет, он выйдет из зала опустив голову и останется ждать ее внизу. Когда, окружен­ная народом, она будет спускаться по лестнице, он отзовет ее. Она скажет своим спутникам: «Извините, я сейчас»,– и сухо спросит его: «Что вам нужно?» – «Нина, – скажет он, – простите меня, Нина, я был слеп тогда, я не подозревал, какая вы...» – «Вы опоздали, Андрей Николаевич, – печально и холодно скажет она. – В моей душе все перегорело».

Эго место выглядело каким-то сомнительным. И вообще, она не была уверена, станет ли он вскакивать, уходить и ждать ее внизу... Нет, все будет не так. «Нина», – скажет он...

— Ниночка, у вас насморк? – раздался над ухом голос Новикова.

— Нет, почему, – не поняла она.

— А я смотрю, вы сидите с открытым ртом.

Все исчезло... (Д. А. Гранин. Искатели. Избр. произв. в 2-х г., т. 1. Л., «Художественная литература», 1969, стр. 281, 282.)

Б. Антон отковал еще две детали – и испортил: у одной пе­рекос, вторая не заполнила форму. В ярости грохнул об пол кле­щами, метнулся к окну, ткнулся лбом в стекло и заплакал – от ненависти к себе, к молоту, от того, что устал, что голоден, что уже поздно – за полночь, что не удалась ни одна поковка.

И вдруг на какое-то мгновение он увидел свое село, родную избу, прудик перед окнами, высокие ветлы, густо закиданные грачиными гнездами, и себя, маленького парнишку Антошку; вот он карабкается по сучьям ветлы, все выше, выше, к гнездам, выше гнезд! Грачи всполошенно хлопают крыльями, в беспокойстве кружатся над деревьями, хрипло и надсадно кричат. А снизу доносится тревожный и в то же время ласковый голос матери: «Антошка! Антошка! Куда ты залез, бесенок? Упадешь ведь! Слезай, тебе говорят! Слышишь?» ...Антон очнулся, когда мастер тронул его за плечо. (А. Д. Андреев/ Широкое течение. М., Трудрезервиздат, 1955, стр. 82.)

В. Много дней Павел Афанасьевич молчал. И вдруг решение вопроса пришло. Внезапно (Павлу Афанасьевичу казалось всегда, что догадка его осеняет внезапно) с поразительной чет­костью он представил конструкцию механической скалки.

Идея была так проста, что Павел Афанасьевич почти испу­гался ее простоты и доступности. (М. Прилежаева. Над Вол­гой. М., «Детская литература», 1962, стр. 21.)

Наши рекомендации