Тема «Память». Задача 7
1. Укажите, в какой из описанных ситуаций имело место смысловое и в какой – механическое запоминание.
2. По каким признакам вы это установили?
А. Ученик, рассказывая биографию Суворова, пропустил важный эпизод из жизни великого полководца. Тогда учитель сказал мальчику только одно слово: «Альпы», – и он тут же без труда рассказал этот эпизод.
Б. С.Ш., обладавшему феноменальной памятью, в многолюдной аудитории прочитали длинный ряд слов и попросили воспроизвести их. С этим он справился, как всегда, безукоризненно. Затем ему предложили назвать из всего списка одно только короткое слово, обозначающее инфекционное заболевание. Все присутствующие, люди с самой обыкновенной памятью, мгновенно вспомнили это слово («тиф»), а С. Ш. потребовалось целых две минуты, чтобы выполнить задание. Оказывается, в течение этого времени он перебирал в уме по порядку все заученные слова. (Ответ см. у А. Р. Лурич, 1968, стр. 19—24.)
______________
Тема «Память». Задача 8
1. Определите, какой из учеников лучше запомнит рассказ, если учесть, что способность запоминания у них одинакова?
2. Какое условие наилучшего запоминания будет соблюдать один из мальчиков?
Двое учеников VI класса начали заучивать рассказ.
— Ой, какой большой! Тут сидеть и сидеть, – сказал один.
— Совсем уж не таксой большой, быстро сделаем, – ответил другой. (По Л. В. Занкову, 1949.)
______________
Тема «Память». Задача 9
1. В каком случае запоминание было наиболее эффективно, в каком – наименее эффективно?
2. Какой закономерностью это объясняется?
Исследовался процесс запоминания у учеников X класса. В одном случае текст просто читался три раза подряд; в другом – испытуемые знакомились с планом, в соответствии с которым был составлен текст, и читали текст один раз; в третьем случае нужно было после однократного чтения текста составить план к нему. Во всех случаях перед учащимися не ставили задачи запомнить текст. Оказалось, что в каждом случае эффективность запоминания была различной. (По А. А. Смирнову.)
Тема «Воображение». Задача 1
1. Укажите, в каком отрывке проявляется воображение действующих лиц и в каком – представление памяти.
2. По каким признакам это можно установить?
А. ...Андрей тут же вызвал Цветкову и в присутствии Майи спросил, где она хочет работать. Он старался держаться беспристрастно...
Глядя Андрею в глаза, Нина медленно, словно желая, чтобы он остановил ее, сказала:
– Разрешите мне работать с Майей Константиновной.
... Она представила себе все это свершившимся. Будет торжественное заседание. Приедут ученые. Майя Константиновна скажет с трибуны, что своим успехом она обязана ей, Цветковой. Все оглядываются, находят Нину, приглашают ее в президиум. Она будет в том самом темно-голубом платье. Или нет, наверное, это случится зимой, она наденет свитер с оленями и высокие меховые ботиночки. Без всякой застенчивости, просто и скромно она расскажет, как работала, и, обведя глазами собрание, увидит Андрея Николаевича. Она небрежно скользнет по нему взглядом, а он покраснеет... нет, он выйдет из зала опустив голову и останется ждать ее внизу. Когда, окруженная народом, она будет спускаться по лестнице, он отзовет ее. Она скажет своим спутникам: «Извините, я сейчас»,– и сухо спросит его: «Что вам нужно?» – «Нина, – скажет он, – простите меня, Нина, я был слеп тогда, я не подозревал, какая вы...» – «Вы опоздали, Андрей Николаевич, – печально и холодно скажет она. – В моей душе все перегорело».
Эго место выглядело каким-то сомнительным. И вообще, она не была уверена, станет ли он вскакивать, уходить и ждать ее внизу... Нет, все будет не так. «Нина», – скажет он...
— Ниночка, у вас насморк? – раздался над ухом голос Новикова.
— Нет, почему, – не поняла она.
— А я смотрю, вы сидите с открытым ртом.
Все исчезло... (Д. А. Гранин. Искатели. Избр. произв. в 2-х г., т. 1. Л., «Художественная литература», 1969, стр. 281, 282.)
Б. Антон отковал еще две детали – и испортил: у одной перекос, вторая не заполнила форму. В ярости грохнул об пол клещами, метнулся к окну, ткнулся лбом в стекло и заплакал – от ненависти к себе, к молоту, от того, что устал, что голоден, что уже поздно – за полночь, что не удалась ни одна поковка.
И вдруг на какое-то мгновение он увидел свое село, родную избу, прудик перед окнами, высокие ветлы, густо закиданные грачиными гнездами, и себя, маленького парнишку Антошку; вот он карабкается по сучьям ветлы, все выше, выше, к гнездам, выше гнезд! Грачи всполошенно хлопают крыльями, в беспокойстве кружатся над деревьями, хрипло и надсадно кричат. А снизу доносится тревожный и в то же время ласковый голос матери: «Антошка! Антошка! Куда ты залез, бесенок? Упадешь ведь! Слезай, тебе говорят! Слышишь?» ...Антон очнулся, когда мастер тронул его за плечо. (А. Д. Андреев/ Широкое течение. М., Трудрезервиздат, 1955, стр. 82.)
В. Много дней Павел Афанасьевич молчал. И вдруг решение вопроса пришло. Внезапно (Павлу Афанасьевичу казалось всегда, что догадка его осеняет внезапно) с поразительной четкостью он представил конструкцию механической скалки.
Идея была так проста, что Павел Афанасьевич почти испугался ее простоты и доступности. (М. Прилежаева. Над Волгой. М., «Детская литература», 1962, стр. 21.)