Осуществление уровневой дифференциации и индивидуального подхода на уроках математики
Дифференцированное обучение – это создание групп учащихся, различающихся по содержанию обучения, формам и уровню учебных требований к ним. Психолого-педагогическая дифференциация позволяет лучше понять возможности школьников и создать для каждой группы детей и для каждого ребенка в отдельности наиболее благоприятные условия через организацию дифференцированного обучения.
Дифференцированное обучение математике рассматривается с трех позиций:
1) В смысле целеполагания оно представляет собой разработку новых учебных планов с учетом национально-регионального компонента образования, обеспечивающего дифференциацию и индивидуализацию образования.
2) В содержательном аспекте оно реализуется через освоение учащимися базового и углубленного уровней образования, что обеспечивается спецификой построения учебных предметов на различных уровнях обучения.
3) В организационном плане оно предусматривает диагностику подготовленности учащихся к обучению в классах с повышенным уровнем требований (в начальных классах при осуществлении внешней дифференциации).
Базовый компонент образования обеспечивает общее развитие, мотивацию выбора, закладывается базовая общекультурная подготовка.
Вариативная часть образования обеспечивает «зоны ближайшего развития» учащегося и строится на основе альтернативного выбора содержания, средств, методов обучения. Вариативные компоненты дают возможность выбрать учащимся более узкий профиль, отвечающий их интересам и склонностям (гимназические, лицейские классы).
Дифференциация обучения – это научная основа организации дифференцированного обучения. По мнению ученых, дифференцированное обучения гуманно, так как создает условия для удовлетворения потребностей и интересов каждого, ориентируясь на максимальное развитие школьников. Дифференцированное обучение демократично, так как в силу вариативности оно предоставляет ученику выбор.
Различают два вида дифференциации: внешнюю и внутреннюю, смысл которых тесно связан с процессом обучения.
Дифференциация | Дифференцированное обучение |
Внешняя | В разных типах учреждений В разные сроки обучения По разным учебным программа |
Внутренняя | С разными видами педагогической помощи С разными учебными требованиями С разной мерой помощи |
Внешняя дифференциация подразумевает создание дифференцированных учебных заведений: очно-заочные школы, создание в школе профильных классов, внедрение в учебный процесс различных учебных программ.
Внутренняя дифференциация обучения предполагает выделение в классе нескольких групп, к которым предъявляются сначала разные требования по содержанию, темпу обучения с тем, чтобы потом все школьники овладели базовым уровнем подготовки. Этот вид дифференциации хорошо знаком всем педагогам России, которые самостоятельно составляют индивидуальные задания, ориентируясь на возможности ученика.
Принцип учета индивидуальных особенностей учащихся означает необходимость индивидуально подходить к каждому ученику с целью успешного обучения и развития положительных задатков.
В настоящее время в дидактике рассматривается понятие уровневой дифференциации. Термин «уровневая дифференциация» вошел в педагогику взамен термина «внутренняя дифференциация», что обусловлено некоторыми особенностями нового подхода. Традиционно дифференцированный подход основывался на психолого-педагогических различиях школьников, при этом конечные учебные цели остаются для всех учащихся едиными, а для многих непосильными. Раньше учитель искал приемы и методы, применив которые индивидуально, можно было достичь одинакового уровня усвоения программы, что не всегда получалось. Отличие нового подхода состоит в том, что уровневая дифференциация основывается на планировании результатов обучения: явном выделении уровня обязательной подготовки и формировании на этой основе повышенных уровней овладения материалом. Содержание задания одно для всех учащихся и состоит из двух частей – обязательной и дополнительной (повышенной сложности). Поэтому ученик, учитывая свои способности и возможности, интересы и потребности, получает право выбирать объем и глубину усвоенного материала, варьировать свою учебную нагрузку. Достижение обязательных результатов обучения становится тем объективным критерием, на основе которого видоизменяется ближайшая цель в обучении каждого ученика и перестраивается содержание его работы: или он продолжает работать над этим материалом, или переходит к усвоению материала на более высоком уровне. При таком подходе учитель имеет возможность работать в прежнем темпе, не снижать общий уровень требований, оглядываясь на слабых учеников.
Индивидуальный подход можно рассматривать как осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента и характера, способностей и склонностей, мотивов и интересов, и др.), в значительной степени влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях. Суть индивидуального подхода составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воспитательного воздействия с целью достижения оптимальных результатов учебно-воспитательного процесса по отношению к каждому ребенку, индивидуальный подход может применяться для поощрения или подавления тех или иных особенностей поведения и свойств личности конкретного ребенка. Индивидуальный подход необходим каждому ребенку, как «трудному», так и благополучному, т.к. помогает им адекватно оценивать собственные сильные и корректировать слабые стороны.
Необходимо хорошо понимать, что разноуровневая форма обучения не может дать положительного результата сама по себе, она требует огромной работы над содержанием и методикой преподавания.
При переходе на разноуровневое обучение приходится сталкиваться с отбором учащихся по группам.
Разделение по уровням лучше всего проводить не сразу, по результатам тестирования или собеседования, а после наблюдения как минимум в течение года за их развитием, проявлением познавательных способностей и интересов. Проведение тестирования описано в педагогических исследованиях (Тестов В.А.)
В.П.Беспалько классифицирует учащихся следующим образом:
1 уровень – «знакомства»; знания, которыми владеют дети на этом уровне, - «знания знакомства»;
2 уровень – «репродукция» или «понимание; знания – «знания копии»;
3 уровень – «умения»; знания – «знания-умения»;
4 уровень – «навыки»; знания «знания–навыки» или «трансформация».
Следует помнить, что усвоение знаний подчинено принципу уровней, то есть пока ребенок не усвоил предыдущий уровень, он не может выйти на следующий.
Дифференцированное обучение показывает продвижение учащихся в темпах их индивидуального различия.
Пример задания, составленного для осуществления уровневой дифференциации.
Теоретические вопросы
В каком случае частное равно нулю? В каком случае делимое равно частному?
2. Прочитайте двумя способами выражение: (а + b) – (с – х ).
Практическое задание. Решите задачи:
1. Один килограмм винограда стоит х рублей. Сколько стоят b килограмма винограда?
2. Купили 5 тетрадей по 30 рублей и 6 карандашей по 20 рублей. Сколько стоила покупка?
3. Поставьте знаки: «>», «<», «=»:
25 см … 3 дм 30 ч … 1 сут. 950 г … 1 кг 2/5 … 2/7
4. Решите примеры6
739064 + 462055 500123 – 12758 725:1 95436:95436 80808х6
Дополнительное задание
1. В бочку входит 12 ведер воды. Бочку заполнили на треть. Сколько ведер воды надо влить в бочку, чтобы она стала полной?
2. Выполните действия: 6546 : 2 5674х14 65400х70.