Вычисления показывают, что для стандартных метрических резьб
σэкв ≈ 1.3σ.
Это позволяет рассчитывать прочность болтов по упрощенной формуле
σ =1.3∙4Fзат/(πd12) ≤ [σ].
Отсюда внутренний диаметр резьбы
d1 ≥ 1.3∙4Fзат/(π[σ]).
Расчетами и практикой установлено, что болты с резьбой меньше М10 - М12 можно разрушить при затяжке. Поэтому в среднем и тяжелом машиностроении не рекомендуют применять болты малых диаметров (меньше М8). В настоящее время некоторые заводы используют для затяжки болтов специальные ключи предельного момента. Эти ключи не позволяют приложить к гайке момент больше установленного. В таком случае отпадает необходимость ограничивать применение болтов малых диаметров.
3.1.6.3 Болтовое соединение нагружено силами, сдвигающими детали в стыке
Условием надежности соединения является отсутствие сдвига деталей в стыке. Конструкция может быть выполнена в двух вариантах.
3.1.6.3.1 Болт поставлен сзазором
При установке болта сзазором (рисунок 3.10) внешнюю нагрузку F уравновешивают силами трения в стыке, которые образуются от затяжки болта.
Рисунок 3.10 Установка болта с зазором
Условие отсутствия сдвига деталей в стыке
KF ≤ iFтр = iFзат f, или Fзат =KF/(if),
где i - число стыков, стягиваемых винтом (по рисунку 3.10 число стыков i равно 2, при соединении только двух деталей 1 и 2, i = 1); f - коэффициент трения встыке (f ≈ 0,15…0,20 для сухих чугунных и стальных поверхностей); К - коэффициент запаса (К = 1,3…1,5 при статической нагрузке; К = 1,8… 2 при переменной нагрузке).
Внутренний диаметр резьбы винта
d1 ≥ 1.3∙4KFзат /(ifπ[σ]).
3.1.6.3.2 Болт поставлен без зазора
При установке болта без зазора (рисунок 3.11) отверстие калибруют разверткой, а диаметр стержня болта выполняют с допуском, обеспечивающим посадку типа напряженной. При расчете прочности соединения не учитывают силы трения в стыке, так как затяжка болта необязательна. В общем случае болт можно заменить штифтом. Стержень болта рассчитывают по напряжениям среза. Условие прочности по напряжениям среза
τ = 4F/(iπd2) ≤ [τ],
где i - число плоскостей среза (на рис. 3.11 i = 2; при соединении только двух деталей i = 1).
Рисунок 3.11 Установка болта без зазора
Из условия прочности при срезе диаметр винта в опасном сечении
d ≥ 4F/(iπ[τ]).
3.1.6.4 Болт затянут, внешняя нагрузка раскрывает стык деталей
Примером могут служить болты для крепления крышек резервуаров, нагруженных давлением жидкости или газа (рисунок 3.12). Затяжка болтов должна обеспечить герметичность соединения или нераскрытие стыка под нагрузкой. Задача о распределении нагрузки между элементами такого соединения является статически неопределимой и решается с учетом деформации этих элементов. Обозначим: Fзат - сила затяжки болта; F = R/z - внешняя нагрузка соединения, приходящаяся на один болт (z - число болтов).
Рисунок 3.12 Крепление крышки резервуара
При затяжке соединения (рисунок 3.13, а) под действием силы Fзат стержень винта удлиняется на некоторую величину Δб, а соединяемые детали укорачиваются на величину Δд (рисунок 3.13, б).
Рисунок 3.13 Деформация соединения при затяжке и приложении внешней нагрузки
После приложения внешней нагрузки Rк затянутому соединению винт дополнительно растянется на некоторую величину δб, а деформация сжатия деталей уменьшится на такую же величину δд (рисунок 3.13, в). Это значит, что только часть внешней нагрузки дополнительно нагружает болт, а другая часть идет на разгрузку стыка.
Если обозначим χ - коэффициент внешней нагрузки (учитывает ту долю нагрузки F,которая приходится на болт), то дополнительная нагрузка болта будет равна χF,а уменьшение затяжки стыка - (1 - χ)F.Величина коэффициента χопределяется по условию равенства дополнительных деформаций болта и деталей (условие совместности деформаций)
δ = χ Fб = (1- χ) Fд,
где б - податливость болта; д - суммарная податливость соединяемых деталей.
Из этого равенства
χ = д/(д + б).
Далее получим:
- приращение нагрузки на болт
Fб = χF;
-расчетную (растягивающую) нагрузку болта
Fр = Fзат + χF;
- расчетную нагрузку с учетом крутящего момента при затяжке
Fр = 1.3Fзат + χF.
Остаточная затяжка стыка на один болт
Fост = Fзат – (1 – χ)F.
Из этого уравнения может быть определена необходимая сила затяжки
Fзат = Fост + (1 – χ)F.
^
Вопрос 35
ПЕРЕДАЧА ВИНТ—ГАЙКА
§ 14.1. Общие сведения
Передача винт — гайка служит для преобразования вращательного движения в поступательное. Основы теории винтовой пары (типы резьб, силовые и кинематические зависимости, к.п.д. и др.) изложены в гл. 1. Ниже излагаются только некоторые дополнительные сведения.
В винтовых механизмах вращение винта или гайки осуществляют обычно с помощью маховика, шестерни и т. п. При этом передаточное отношение условно можно выразить отношением окружного перемещения маховичка SM к перемещению гайки (винта) 5Г:
где dM— диаметр маховичка (шестерни и т. п.); ργ—ход винта. При малом р{ и сравнительно большом dM можно получить очень большое /. Например, при ργ = 1 мм dM = 200 мм, / = 628.
Зависимость между окружной силой Ft на маховичке и осевой силой Fa на гайке (винте) запишем в виде
где η — КПД винтовой пары. Для / = 628 и η^0,3 получим Fa*\90Fr
Таким образом, при простой и компактной конструкции передача винт — гайка позволяет получать большой выигрыш в силе или осуществлять медленные и точные перемещения.
Основной недостаток передачи — низкий КПД. В соответствии с этим передачу винт — гайка применяют в механизмах, где необходимо создавать большие усилия (домкраты, прессы и т. п.), а также в механизмах точных перемещений (механизмы подачи станков, измерительные, установочные и регулировочные механизмы).
Разработано много конструкций специальных винтовых пар, которые позволяют компенсировать ошибки изготовления, зазоров и износа; обеспечивают очень большие передаточные отношения (дифференциальная двойная резьба с разным шагом); повышают КПД путем замены трения скольжения трением качения (шариковые винтовые пары) и т. п. (см. [15]).
§ 14.2. Особенности расчета резьбы винтовых механизмов
Основным критерием работоспособности этих резьб является износостойкость. В целях уменьшения износа применяют антифрикционные пары материалов (сталь — чугун, сталь —
бронза и др.), смазку трущихся поверхностей, малые допускаемые напряжения смятия [асм]. Значение асм в ходовой резьбе выражается такой же формулой, как и в крепежной [см. формулу (1.13)], а именно:
Для проектного расчета формулу (14.3) целесообразно преобразовать, заменив z = H/p и обозначив:
винт домкрата |
При этом получим (14.5) Здесь ψΛ = 0,5 — трапецеидальная и прямоугольная резьбы (см. рис. 1.5,6, а); ψΛ=0,75 — упорная резьба (см. рис. 1.5, в). Значение коэффициента высоты гайки выбирают в пределах ψΗ= 1,2...2,5. Значение [асм] в резьбе для пар; закаленная сталь — бронза [асм ]= 11... 13 Μ Па; незакаленная сталь — бронза [tfCM] = 8...10 МПа; незакаленная сталь — чугун [асм] = 4...6 МПа. Значение [асм] в резьбе винтовых механизмов точных перемещений, например в делительных цепях станков, принимают в 2...3 раза меньше, чем винтов общего назначения. После расчета по формуле (14.5) значение d2 согласуют со стандартом. В ходовых винтовых парах неравномерность распределения нагрузки по виткам выравнивается вследствие приработки резьбы. Поэтому здесь допускают более высокие гайки, чем в крепежных изделиях. После расчета резьбы винты, работающие на сжатие, например винты домкратов, проверяют на прочность и устойчивость. Методика такого расчета изложена в примере. Пример расчета 14.1. Рассчитать винт домкрата, нагруженный по схеме рис. 14.1, а также определить его КПД. Резьба самотормозящая, упорная. Грузоподъемность Fe = 150000 H, /=1000 мм, вийт—сталь 35, гайка — чугув, подпятник 1 шариковый. Решение. 1. Определяем диаметр винта по условию износостойкости—формула (14.5), приняв [асм] = 6 МПа, ^, = 2,1; ψΑ=0,75: d2 50000/(π • 2,1 • 0,75 ■ 6) =71,1 мм. По таблицам стандарта выбираем резьбу 85x12 (рис. 14.1): </=85 мм; /?=12 мм; <^=64,2 мм; </2 = 76мм; А = 9 мм. Стандартом предусмотрены три шага (/?=20; 12; 5 мм) для данного диаметра резьбы. Выбор шага резьбы в данном случае зависит от соблюдения условия само^рможения ψ<φ. Принимая для смазанного винта /=0,1, получим что обеспечивает достаточный запас самоторможения. При шаге р — 20 мм, ψ = 5° 10' запас самоторможения был бы недостаточным. Из формулы (14.4) имеем высоту гайки #=ΨΗ • d2 = 2,1 • 76 = 159,6 мм. Назначаем #= 160 мм. Так как стержень винта работает на сжатие и имеет большую свободную длину, его необходимо проверить на прочность с учетом устойчивости по формуле σ = 4/Γα/(π^?)^γ[σ]. Для материала винта (см. табл. 1.1), принимая коэффициент запаса прочности 5 = 2, получаем [σ] = στ/$ = 320/2= 160 МПа. Коэффициент уменьшения допускаемых напряжений γ для сжатых стержней выбирают в зависимости от гибкости λ: |
Вопрос 36
Внутренний диаметр винта ориентировочно определяют из расчета на сжатие по пониженному (примерно на 30%) допускаемому напряжению:
где Q - нагрузка, Н; d1 - внутренний диаметр винта, мм.
Должно быть самоторможение винта, т. е. - угол подъема винтовой линии β должен быть меньше угла трения р:
tgβ= P/(πd2)
где р - шаг резьбы винта; d2 - средний диаметр резьбы винта.
Рис. 3. Способы устранения зазоров:
а - за счет стягивания винтом; б - пружиной; в - цанговым зажимом
Если принять коэффициент трения в резьбе f = 0,1, то tgp = 0,1, или р = 5°43'.
Винт проверяют на совместное действие сжатия и кручения, а при значительной длине - и на устойчивость (продольный изгиб). Крутящий момент
Приведенное напряжение
где τкр = Mкр / 0,2d13 - касательное напряжение, МПа.
Условие достаточной прочности
σпр = [σp].
Допускаемое напряжение на растяжение [σр] =70…90МПа.
На устойчивость винт проверяют по формуле Эйлера
где Pкр - критическая сила, Н;
Е - модуль упругости, МПа;
Jрасч- момент инерции поперечного сечения винта, мм4;
где d - наружный диаметр винта; d1 -внутренний диаметр винта; l - длина винта, мм (расстояние от середины гайки до опорной поверхности головки винта при вывернутом до отказа винте, причем винт рассматривается как стержень с шарнирно закрепленными концами).
Запас устойчивости
nу = Pкр / Q,
рекомендуется nу ≥ 4.
Допускаемые давления
Материал | [q], МПа |
Сталь по чугуну | 5-6 |
Сталь по антифрикционномучугуну | 10-13 |
Сталь по стали | 7-13 |
Сталь по бронзе | 7-13 |
Формула Эйлера применима при условии, что гибкость стержня λ = l/i больше предельной (λ > λпред), где i– радиус инерции поперечного стержня (для круглого сечения i = d/4).
Для стали λпред ≈ 100. При гибкости меньше предельной определяют критическое напряжение в МПа:
При гибкости λ < 60 расчет на устойчивость является излишним.
Высоту гайки определяют из расчета на допускаемое давление [q] (табл. 8) между витками винта и гайки:
H = zP,
где Р - шаг резьбы; z - полезное число витков, zдолжно быть не более 10, так как остальные витки не будут работать.
Если z > 10, то переходят либо на другие материалы, либо увеличивают d и d1:
Усилие рабочегоРр, необходимое для подъема груза Q . Из уравнения
определяют P0 - усилие, необходимое для вращения винта, приложенное по среднему диаметру резьбы. Первый член правой части уравнения представляет собой часть этого усилия, необходимую для подъема груза и преодоления трения в резьбе.а второй член - часть усилия, необходимую для преодоления силы трения на кольцевой поверхности стыка между вращающимся винтом и неподвижной чашкой. При длине рукоятки L усилие Рр находят из условия равенства моментов сил P0 и Рр относительно оси винта:
Р0·d2/2 =PpL.
КПД домкрата
η = Aп/Аз
где Ап = QP - полезная работа подъема груза за один оборот винта;
Аз = P0πd2 - затраченная работа за один оборот винта.
Резьбу грузовых винтов делают прямоугольной и трапецеидальной.
Пример расчета домкрата. Произвести проверочный расчет домкрата с Q = 60000Н с данными, приведенными на рис. 4.
Винт изготовлен из стали 35, гайка - из бронзы, резьба однозаходная с шагом 10мм.
1. Определим КПД домкрата:
а) угол β подъема винтовой линии прямоугольной резьбы (при среднем диаметре d2)
или β = 4°03';
б) угол трения р при f = 0,12, tgp = 0,12, или р = 6º51';
в) условие самоторможения будет при β ≤ p,
г) условие преобразования поступательного движения во вращательные будет при р ≥ 2р;
д) работа за один оборот винта, необходимая для подъема груза и преодоления силы трения в резьбе,
е) работа за один оборот винта, необходимая для преодоления трения на торцовой части винта при f1 = 0,14:
ж) полезная работа подъема груза
Ап = QP = 60000·10 = 600000Н · мм;
з)КПД
2. Определяем усилие рабочего Рр при подъеме груза. При длине рукоятки 1000м работа за один оборот
Аз = Рр · 2πL = Pp· 6,28 · 1000 = 6280Рр;
эта работа должна быть равна Ар +Ат, т.е. 6280Рр = 2882000Н·мм, откуда
Рр = 2882000/6280 = 458Н.
Усилие Рр очень велико, поэтому придется приложить усилие двух рабочих, так как на одного рабочего принимают Рр = 150…300Н.
3. Проверяем напряжение в винте:
а) расчетная длина винта
l = 390+70-100/2 = 410мм;
б) радиус инерции круга диаметром d1 = 40мм
i= d1/4 = 40/4 = 10мм;
λ = l/i= 410/10 = 41,
при такой малой гибкости проверки на устойчивость не требуется;
в) нормальное напряжение
σсж = Q/F = 60000/(3.14·402/4) = 47,8МПа;
Рис. 4. Схема к расчету домкрата
г) касательное напряжение
где крутящий момент
д) приведенное напряжение
для винта из стали 35 при статической нагрузке допустимо σв = 85,0МПа.
4. Проверяем высоту гайки:
а) число витков в гайке
z = H/P = 100/10 = 10;
б) удельное давление
Результат расчета удовлетворительный, так как величина находится в пределах, указанных в табл. 8.