Приемы организации сотрудничества на уроке математики (коллективные способы обучения)
В современной дидактике понятием «общие формы организации обучения» объединяются фронтальные, групповые и индивидуальные формы учебной работы. Они пронизывают весь учебный процесс. Фронтальные формы, как и индивидуальные, возможны на уроке, семинаре, практикуме и др. Они могут применяться как на обязательных (классных), так и факультативных занятиях. Групповые формы используются на уроках, семинарах и др.
Эти формы организации обучения отличают друг от друга охват школьников учебной работой, особенности управления их учебной деятельностью со стороны учителя.
Используется также термин «коллективные способы обучения» (КСО).
Разные авторы выделяют такие общие формы организации обучения:
- фронтальная;
-парная, звеньевая и бригадная;
- кооперировано-групповая;
- дифференцированно-групповая;
- индивидуальная и индивидуализированная;
- индивидуализированно-групповая.
Рассмотрим их.
1.Фронтальная работа
Это может быть и фронтальная беседа, и самостоятельная работа, выполняемая в классе под непосредственным наблюдением и руководством учителя. Особенности фронтальной работы состоят в следующем:
все учащиеся выполняют общее для всех задание;
учитель дает общий инструктаж к выполнению задания;
используются общие приемы организации и руководства действиями учащихся.
Главное преимущество фронтальных работ заключается в том, что здесь возможны коллективные устремления к общей цели, решение единых задач, побуждающих учащихся к сотрудничеству. Промежуточные и конечные результаты самостоятельной деятельности могут успешно обсуждаться всеми учащимися, подвергаться взаимному контролю.
Фронтальная форма организации самостоятельной деятельности наиболее целесообразна тогда, когда учащиеся приступают к изучению темы, когда важно создать определенный настрой, вызвать интерес к новой теме. Также важна и полезна она на начальном этапе формирования умений, когда учащиеся овладевают способом выполнения задания по образцу. На этом этапе важную роль играет коллективный анализ выполняемых заданий, анализ типичных ошибок. Школьники имеют возможность сравнивать полученные результаты своей работы с образцом.
2. Индивидуальная работа
Под индивидуальной самостоятельной работой понимают такую, которая предусматривает выполнение индивидуализированных заданий и исключает сотрудничество учащихся. Однако она открывает огромные возможности для сотрудничества ученика с учителем. Обязанности учителя при этом не менее сложны и ответственны, чем ученика. Необходим тщательный анализ содержания учебного материала, на основе которого педагог может выделить те вопросы, которые доступны отдельным учащимся для самостоятельной проработки и важны для развития познавательного интереса. Необходимо предусматривать различную меру свободы и регламентации по отношению к ученику уже на этапе предъявления задания.
Задания могут быть обязательными и альтернативными. Организация индивидуальной самостоятельной работы в условиях существующей наполняемости вызывает серьезные затруднения. Нелегко выявить индивидуальные особенности каждого ученика, много времени занимает разработка заданий.
Перечислим задания, которые могут выполняться индивидуально в младших классах.
1) Небольшие по объему работы, которые учитель предлагает отдельным ученикам или группам. Задания выполняются в то время, когда в классе проводится фронтальная работа. Проверяются они здесь же или после урока.
2) Каждый ученик заранее оформляет на карточке задание, которое приносит на урок. Проверяют и корректируют выполненную работу и учитель и учащиеся.
3) выполнение текущих индивидуальных домашних заданий, предложенных учителем, но выбираемых учеником на альтернативной основе.
4) Подготовка к уроку опережающих заданий, требующих поисковой деятельности: сообщений, докладов. На уроках для них выделяется 5-10 минут в процессе изучения нового материала (Ж-ва, с.158).
3. Групповая работа
Групповая работа создает благоприятные условия для сотрудничества, для коллективного взаимодействия.
Наиболее простая и доступная на уроке форма сотрудничества учащихся – работа в парах постоянного состава. Ее можно использовать для совместной проработки материала учебника, выполнения практических заданий, взаимной проверки письменных упражнений и др. На выполнение единичных заданий учащиеся затрачивают 5-10 минут, на работу с листами взаимоконтроля – значительно больше. Установлено, что более эффективной парная работа является там, где сотрудничают ученики разной успеваемости, где роли партнеров постоянно меняются.
Побуждающая роль сотрудничества усиливается в парах сменного состава, поскольку ученик имеет возможность общаться с одноклассниками, у которых более высокий уровень знаний, иной тип мышления.
Организация сотрудничества учащихся в звеньях-группах, включающих 4-6 человек, более сложна. Она требует, прежде всего, формирования групп. В качестве основания дифференциации выдвигаются разные показатели: уровень знаний, общие способности, интерес к учению, уровень умений. При этом могут создаваться гомогенные, однородные группы. Дается общее задание, которое каждый ученик выполняет индивидуально. Общим может быть инструктаж, обсуждение или взаимопроверка.
При другом подходе образуется группа учащихся с неодинаковым уровнем знаний и умений, с разными способностями. В этой так называемой гетерогенной группе могут сотрудничать сильные, средние и слабые учащиеся. Последние могут обращаться за помощью к более сильным товарищам.
До проведения групповой работы учитель может организовать специальную подготовку консультантов. Консультант руководит группой: распределяет обязанности между членами группы, решает, сколько времени группа затратит, в каком порядке строить работу и т.д.
Исследования показали, что групповая самостоятельная работа может использоваться в разных звеньях учебного процесса. Она может проводиться с целью изучения нового материала, с целью осуществления связи с ранее изученным материалом, с целью закрепления, обобщения, с целью проверки знаний.
4. Коллективная самостоятельная деятельность требует тщательной подготовки. Работа групп начинается задолго до намеченного занятия в классе: подбирается материал, оформляются доклады, сообщения, готовится теоретическое обоснование демонстрируемого опыта. Коллективная деятельность в начальной школе ограничена в связи с малым опытом работы в группах.
Педагогические условия организации познавательной деятельности с использованием разных форм самостоятельной работы
Фронтальная | Индивидуальная | Групповая |
Эффективна, если результаты ее обсуждаются в процессе общеклассной беседы, т.е. включаются в коллективную деятельность. Каждый получает возможность проверить свой ответ, высказать свое мнение, уточнить, обогатить его суждениями других ребят. Беседа в этом случае – способ самопроверки и стимул одновременно. | Возрастает роль самого ученика в определении содержания работы, выборе способов ее выполнения, ослабляется ее регламентация. | Самостоятельная проработка материала оправдана тогда, когда этот материал имеет широкие связи с ранее изученным материалом. Возможна самостоятельная работа с учебником, которая начинается после инструктажа учителя, выполняется индивидуально, но предусматривает при возникновении необходимости возможность общения в группе. |