Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры

Корректность - непрерывная зависимость решения от дополнительных условий в любой конечной точке области, т.е. если имеем уравнение Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru и два условия Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru , причём Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru (отличные на малую величину), то и Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru (тоже мало отличаются).

Пусть Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru , Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru - гармоническая функция, тогда: Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru , тогда по теореме о максимумах и минимумах везде в области D верно: Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru то есть малому изменению граничных условий отвечает малое изменение решений. Задача Дирихле корректна.

Пример некорректной задачи: Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru - уравнение Лапласа. Рассмотрим задачу Коши: Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru .

Рассмотрим два типа начальных условий: Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru . Эти граничные условия мало отличаются при Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru . Но решения не будут близкими при этом: Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru , т.к. Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru . Таким образом, решения будут существенно различны.

10. Уравнение с оператором Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru с особенностью Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru , свойства, ограниченность, постановка задачи.

Теория специальных функция – это теория следующих уравнений: (*) Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru - линейное дифференциальное уравнение второго порядка. Пусть функция Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru , т.е. Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru - нуль первого порядка. Решение (*) всегда: Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru . Рассмотрим решение в окрестности особой точки, в которой Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru обращается в ноль.

Теорема. Если уравнение Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru имеет ограниченное в точке Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru решение Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru , то все остальные решения Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru (линейно независимые) не ограничены: Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru . То есть существует одно ограниченное решение.

Доказательство: Из теории ОДУ знаем, что Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru , Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru - Вронскиан двух решений. Докажем: Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru , тогда Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru , чтд.

У нас Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru ограничено, а Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru - нет. Рассмотрим следующую величину: Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru . Проинтегрируем эту величину: Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru , Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru , следовательно, этот интеграл расходится при Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru , а это значит, что Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru , чтд.

Уточним теорему: рассмотрим два случая.

1. Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru в окрестности точки Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru , Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru ~ Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru , т.е. Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru как логарифм.

2. Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru ~ Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru ~ Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru - полюс порядка Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru .

Проанализируем получившееся решение:

Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru Если требуется ограниченное решение в особой точке, то Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru , т.к. Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru . Так как полное решение (*) всегда является суммой двух решений: ограниченного и неограниченного, то ограниченность этого первого решения уже есть само по себе граничное условие.

Уравнение Бесселя.

Рассмотрим уравнение вида: Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru - уравнение Бесселя. Это уравнение для цилиндрических функций – его решения – цилиндрические функции. Рассмотрим лапласиан в цилиндрических координатах, Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru и Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru : Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru - возникает в связи с решением уравнения Лапласа в цилиндрических координатах.

Решением этого уравнения (1-ым базисным решнием) является функция Бесселя первого рада: Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru .

Рассмотрим некоторые её свойства.

1) Рекуррентные соотношения. Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru

2) Функции Бесселя с полуцелыми номерами Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru . Вычислим Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru .

Для этого выполним преобразования: Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru

Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru , подставим Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru , но Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru , тогда Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru .

Таким образом, мы получили следующие значения: Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru , используя рекуррентные соотношения можно получить остальные значения полуцелых индексов.

3) Нули функции Бесселя.

Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru 1. Они есть и их бесконечно много, следует из асимптотики: Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru . 2. Все нули, кроме Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru , простые, изолированные. 3. Все нули действительные, положительные. 4. Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru и Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru не имеют общих нулей (см. рисунок). 5. При возрастании Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru корень смещается, Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru , Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru - корни функции Бесселя.  

a) особенность, построение ограниченного решения Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru .

Будем искать решение уравнения Бесселя в виде ряда Тейлора, умноженного на Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru : Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru . Подставим это решение в уравнение Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru , Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru , найдём коэффициенты и выберем ограниченное решение.

Подставив решение в уравнение, сравниваем коэффициенты при разных степенях:

При Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru : Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru При Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru : Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru При Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru : Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru При Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru : Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru

Пусть Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru . Таким образом : Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru . Вычислим коэффициент Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru , и выразим его через Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru .

Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru , коэффициент Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru выбираем произвольно: Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru , где Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru .

Таким образом, получили коэффициенты ряда: Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru , т.к. Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru .

Запишем формальный ряд: Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru , если Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru , тогда решение ограничено. Оно решение, т.к. ряд сходится для любых Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru по признаку Даламбера: Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru , сходится при всех Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru , радиус сходимости равен бесконечности. Таким образом, мы получили единственное, с точность до множителя решение: Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru - функция Бесселя первого рода – это первое базисное решение.

Случай Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru рассмотрен в следующем пункте.

b) общее решение, Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru , Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru , Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru , понятие о функциях Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru .

Будем искать решение уравнения Бесселя в виде ряда Тейлора, умноженного на Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru : Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru . Подставим это решение в уравнение Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru , Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru , найдём коэффициенты и выберем ограниченное решение.

Подставив решение в уравнение, сравниваем коэффициенты при разных степенях:

При Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru : Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru При Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru : Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru При Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru : Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru При Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru : Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru

Пусть Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru : тогда уравнение решение Бесселя будет: Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru , где Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru - любое нецелое число. Это неограниченное решение значит, оно может выступать в роли второго базисного, но только в случае не целого значения Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru .

Пусть Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru - целое число, тогда Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru при Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru . Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru сменим индекс: Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru , получили соотношение: Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru , то есть решения стали линейно зависимыми..

В качестве второго линейно независимого решения уравнения Бесселя можно взять функцию, построенную следующим образом: Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru - это функция Неймана.

Её асимптотика Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru . Оно тоже может играть роль базисного уравнения.

Могут быть и другие линейно-независимые комбинации (базисные решения):

Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru - функции Ханкеля, их асимптотика Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru .

Т.о. общее решение уравнения Бесселя имеет вид (линейная комбинация 2-х базисных решений):

Понятие о корректно и некорректно поставленных задачах математической физики, примеры - student2.ru

Наши рекомендации