Тема «Внимание». Задача 1
Тема «Ощущение». Задача 1
Некоторые люди получают удовольствие от применения острых специй (хрена, горчицы и т.п.), которые, очевидно, воздействуют на болевые раздражители.
1. Возникает ли чувство удовольствия при нижнем абсолютном пороге чувствительности?
2. Возникает ли оно при верхнем абсолютном пороге чувствительности?
______________
Тема «Ощущение». Задача 2
Какая закономерность ощущений проявляется в каждом примере?
а) Длительно воздействующий неприятный запах перестает ощущаться.
б) После погружения руки в холодную воду раздражитель, нагретый до 30°С, воспринимается как теплый, хотя его температура ниже нормальной кожной температуры руки.
в) После слабого (близкого к пороговому) раздражения глаза одним цветом чувствительность глаза к другому, дополнительному, цвету оказывалась в течение долгого времени повышенной.
г) Под воздействием вкуса сахара снижается цветовая чувствительность к оранжево-красным лучам.
д) Под воздействием предшествующего раздражения глаза красным светом чувствительность зрения в темноте возрастает.
е) Под влиянием некоторых запахов (гераниола, бергамотового масла) наблюдается обострение слуховой чувствительности.
______________
Тема «Ощущение». Задача 3
Укажите, от каких условий зависит повышение чувствительности в каждом из примеров.
А. Текстильщики, специализировавшиеся на выработке черных тканей, различают до 40 оттенков черного цвета там, где глаз человека-неспециалиста различает два-три оттенка.
Б. У людей, занимающихся музыкой, наблюдается заметное повышение чувствительности к различению тона.
В. У дегустаторов вырабатывается исключительная тонкость вкусовых ощущений.
Г. Слепоглухая Ольга Скороходова по запаху узнает вошедшего в комнату человека; узнает, «читала» ли она эту газету; слушает музыку, положив руку на крышку рояля.
Д. Цирковой артист уверенно идет по высоко натянутой проволоке, выполняя разнообразные танцевальные движения.
Е. Скрипичный мастер по звуку скрипки узнает ее «паспорт»: где, когда, кем она была изготовлена.
Ж. На осязательной деятельности руки основано все обучение слепых и слепоглухих. Восприятие пальцами выпуклого шрифта служит одним из основных средств умственного и общего культурного развития таких людей.
______________
Тема «Ощущение». Задача 4
При поражении зрения и слуха практическое значение приобретает вибрационная чувствительность. Благодаря высокому развитию вибрационной чувствительности слепоглухонемые издалека узнают о приближении грузовика и других видов транспорта. Таким же образом посредством вибрационного чувства слепоглухонемые узнают, когда к ним в комнату кто-нибудь входит.
1. Почему у слепоглухонемых высоко развивается вибрационное чувство?
2. Какую роль в работе анализаторов оно выполняет?
Тема «Восприятие». Задача 1
Выберите номер ответа, содержащий все существенные отличительные признаки восприятия
а) Субъективное отражение внешнего мира;
б) отражение отдельных свойств, относимых к определенному предмету;
в) первоначальный источник всех знаний об окружающем мире;
г) результат совместной деятельности ряда анализаторов;
д) целостное отражение совокупности свойств, принадлежащих предметам, явлениям окружающего мира;
е) составной элемент, из которого складываются все предметы и явления окружающего мира;
ж) искаженное отражение окружающего мира;
з) отражение отдельных свойств, не относимых к какому-либо предмету;
и) отражение законов природы и общества;
к) отнесение конкретного предмета к определенной категории предметов.
______________
Тема «Восприятие». Задача 2
На уроке ботаники учитель организовал восприятие учениками нового материала следующим образом. Ученики слушали объяснение, которое сопровождалось демонстрацией рисунка стебля растения. Ученики сделали зарисовки в тетради. Когда дети увидели растение в натуре, они многого не могли узнать – не нашли разницы между верхушечными и боковыми, листовыми и цветочными почками и т.д.
У другого учителя строение почки и образование побегов изучалось иначе. Учащимся были розданы стебли различных растений. Они увидели и стебель и почку в натуре, расчленили почку, рассмотрели под чешуйкой листочки, ознакомились с их величиной, формой, окраской, запахом, практически познали разницу между верхушечными и боковыми, листовыми и цветочными почками. На примере работы садовника учащихся познакомили со значением обрезки сучьев. После этого дети рассмотрели плакаты и гербарии постадийного развития побегов) а дома должны были изготовить гербарий.
1. Проанализировать особенности организации восприятия детей в первом и во втором случае.
2. В каком случае организация восприятия оказалась неэффективной? Какие принципы организации восприятия здесь были нарушены?
______________
Тема «Внимание». Задача 1
По каким внешним признакам следует судить о невнимании ученика на уроке?
Миша К. сидит лицом к учителю. Он спокоен, его взгляд устремлен в окно, вернее, во двор. Миша ничем не нарушает дисциплину в классе, но за ходом урока не следит. Один из учеников ошибся у доски, весь класс смеется. Миша так же спокоен, так же пристально смотрит в окно. Учитель переводит свой взгляд туда же. Он видит: во дворе мальчики играют в футбол. Они горячо спорят, что-то доказывая одному из вратарей. Миша тоже возмущен, он порывается что-то крикнуть. Учитель задает Мише вопрос. Миша недоуменно молчит. (По Э. Ш. Натанзон, 1965.)
______________