Методика ознакомления с долями величины
В начальном курсе математики знакомство с дробями носит пропедевтический характер. В соответствии с требованиями программы учителем стоит задача:
- познакомить детей с получением вначале долей, а затем и дробей практическим путем;
- ввести соответствующие обозначения и названия;
- рассмотреть решения задач, связанных с этими понятиями.
Знакомство с долями величины предусмотрено программой 2 (1-3) класса. Здесь учитель должен организовать деятельность детей так, чтобы каждый ребенок, выполняя практические действия с соответствующим дидактическим материалом, получил полные четкие представления о том, как образуются соответствующие доли.
В качестве дидактического материала целесообразно использовать геометрические фигуры: круги, квадраты, прямоугольники, треугольники. Организуя практическую деятельность детей, учитель должен подвести их к пониманию того, что для получения какой-то доли нужно данный объект разделить на соответствующее число равных частей.
При этом учитель дает название соответствующей доли и вводит соответствующие обозначения. При этой работе обязательно надо стремиться к тому, чтобы каждый ребенок понимал, как осуществляется процесс получения доли. Поэтому задания и вопросы должны быть разнообразными.
Например, учитель демонстрирует квадрат и ведет разговор в таком плане:
- Давайте разделим квадрат на две равные части. Как это можно сделать?
Выбираем какой-то один способ. Затем даем название этой доли: половина или одна вторая. Вводится обозначение и показывается, как это записывать: 1/2 .
- Сколько таких частей содержится в целом?
-2.
- Давайте получим 1/4 . Что для этого сделаем?
(Разделим квадрат на 4 равные части и возьмем одну из них).
Наряду с этим должны быть другие задания, когда уже разделили фигуры на сколько-то равных частей. Перед детьми ставим вопрос - узнать, какая это часть фигуры? Почему так считают?
С этой целью наряду с раздаточным материалом для организации практических работ необходимо использовать и таблицы.
С детьми необходимо рассмотреть и вопрос сравнения долей. Сравнивать можно только доли одной фигуры, причем полученные одним и тем же способом.
Сравнение долей выполняется только экспериментально (без правил, обоснований): путем наложения, приложения.
С долями величины связано и решение задач двух видов:
- задачи на нахождение доли от величины;
- задачи на нахождение числа по величине доли. При рассмотрении задач этих видов мы опираемся на знания детей о долях (они должны уметь получить практически любую долю).
Задача. От ленты длиной 8 м отрезали 1/4. Какой длины ленту отрезали?
- Сколько отрезали? (1/4 ).
- Что для этого надо сделать?
- Отделите 1/4 и отрежьте.
- Сколько получили?
- Представьте ситуацию, что ленты нет, а надо узнать. Что мы должны сделать?
Подводим учащихся к тому, что длина также разделилась на 4, следовательно, надо выполнить действие деления.
- На сколько надо разделить? (На 4 равные части).
8 : 4 = 2 (м).
При решении задач второго вида на нахождение числа по величине дроби, мы также опираемся на представления и знания детей о получении долей.
Пример. От ленты отрезали 2 м, что составляет 1 длины всей ленты. Какова длина всей ленты?
Изображаем, что нам известно.
1/3
!---------!
2 м
Уточняем, что нужно узнать (длину всей ленты). Выясняем, сколько третьих долей содержится в целой ленте (три). Дополняем рисунок:
1/3
!---------!----------!-----------!
2 м
Отсюда явно видно, что для определения длины всей ленты надо 2 м умножить на 3: 2 • 3 = 6 (м).