Учебно-методический комплекс«Перспективная начальная школа»
(научный руководитель – Н. А. Чуракова)
Издательство «Академкнига/учебник»
Сайт: www. akademkniga.ru
Концепция УМК основана на гуманистическом убеждении, что все дети способны успешно учиться, если для них созданы необходимые условия. Учет возраста учащихся делает процесс обучения успешным. Все учебники комплекта предоставляют педагогам возможности для реализации регионального компонента.
При отборе учебного материала, разработке языка изложения материала, разработке методического аппарата комплекта учитывались следующие составляющие.
· Возраст школьника.Первоклассник может быть как шести, так и семи, и восьми лет. И это не проблема понижения возраста первоклассника, но проблема одновременного присутствия на уроке разновозрастных детей, что потребовало сочетания игровых и учебных видов деятельности на протяжении всего первого года обучения.
· Разный уровень развития школьника.Школьник, не посещавший детский сад, часто приходит в школу с несформированными сенсорными эталонами. Это потребовало решения задачи формирования сенсорных эталонов в адаптационный период обучения.
· Топографическая принадлежность школьника.Отбор материала учитывает опыт школьника, проживающего как в городской, так и в сельской местности.
· Разная наполняемость класса.Развернутая формулировка заданий вместе с указаниями организационных форм их выполнения (в группе, в паре) позволяет школьникам достаточно продолжительное время заниматься самостоятельно, что важно для малокомплектной и малочисленной школы. Сходная структура учебников внутри каждой предметной области и единая для всех учебников комплекта внешняя интрига помогают учащимся разных возрастных групп, находящихся в одном помещении, быть в едином образовательном пространстве.
· Разный уровень владения русским языком.При разработке УМК «Перспективная начальная школа»учитывалось, что не для всех учащихся русский язык является родным языком и что сегодняшний школьник имеет большое количество логопедических проблем. Поиск решения этого комплекса проблем потребовал пересмотра некоторых важных теоретических позиций русского языка, разработки специальных линий орфоэпической работы и работы с обратным словарем.
· В результате освоения предметного содержания,заложенного в комплекте, каждый школьник получает возможность приобрести общие учебные умения и навыки. Овладеть теми способами деятельности, которые соответствуют требованиям ФГОС. Это, прежде всего, первоначальные умения поиска необходимой информации в словарях, справочниках, каталоге, библиотеке. Система взаимных перекрестных ссылок между учебниками, каждый из которых имеет специфичные для своей образовательной области словари, дает школьнику возможность в процессе четырехлетнего обучения приобрести навыки работы с орфографическим, орфоэпическим, обратным, толковым, фразеологическим, этимологическим и энциклопедическим словарями.
· Размещение методического аппарата по организации деятельности детей на уроках в корпусе каждого учебника позволяет комплекту выполнять и такое требование ФГОС, как формирование деятельности учебного сотрудничества – умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат учебной деятельности.
· Единая система условных обозначений во всех учебниках рассчитана на организацию индивидуальной, парной, групповой и коллективной работы.
Авторами учебников по математике для начальных классов УМК «Перспективная начальная школа» являются А. Л. Чекин, О. А. Захарова, Е. П. Юдина. Помимо учебников УМК “Математика” обеспечен также тетрадью для самостоятельных работ (авт. Е. П. Юдина).