Функции обучения математике
Обучение математике включает функции: образовательную, воспитательную и развивающую, а также: информационную, эвристическую, прогностическую, эстетическую, практическую, контрольно-оценочную, корректирующую и интегрирующую.
Образовательная функция предполагает овладение школьниками системой математических знаний, дающей представление о предмете математики, ее методах и приложениях.
Воспитательная функция характеризуется формированием интереса к изучению математики, развитием устойчивой мотивации к учебной деятельности.
Развивающая функция заключается в формировании познавательных психических процессов и свойств личности, таких как внимание, память, мышление, познавательная активность и самостоятельность, способности, а также в формировании логических приемов мыслительной деятельности (анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования и т.п.), общеучебных приемов.
Информационная функция заключается в том, что в процессе обучения ученики знакомится с историей возникновения математических идей, их развитием, биографией ученых, разными точками зрения на те или иные концепции. В процессе обучения математике ученик получает достаточно большой объем информации.
Эвристическая функция предполагает создание учителем в процессе обучения условий, которые обеспечивают развитие способностей ребенка.
Прогностическая функция математики ориентирована на формирование у школьников прогностических умений: обнаруживать нерешенные проблемы, выдвигать гипотезы, видеть альтернативное решение проблем и др.
Эстетическая функция предусматривает приобщение школьников к красоте, воспитание у них эстетических вкусов. Учебный материал должен быть изложен логически последовательно, системно и привлекательно.
Практическая функция заключается в ориентации обучения на решение задач, на формирование умения математически исследовать явления реального мира, на практическую направленность учебного материала. Изначальным стимулом развития математического знания является потребность в решении конкретных практических задач.
Контрольно-оценочная функция предполагает осуществление контроля, коррекции, оценки знаний и умений школьников.
Корректирующая функция понимается как корректировка информации, получаемой учащимися. Учитель должен помочь ученику правильно разобраться в информации.
Интегрирующая функция заключается в формировании системности знаний, в понимании взаимосвязи между изучаемыми понятиями, теоремами, способами деятельности, методами.
Все функции обучения математике взаимосвязаны, зависят друг от друга и реализуются в различных сочетаниях. Обучение при реализации функций математики обеспечивает достижение основных целей обучения.
Содержание математического образования
Содержание математического школьного образования отражается в ряде нормативных документов, учебниках, учебных планах, учебных программах, методических пособиях. Базисный учебный план является обязательным для всех учебных заведений, дающих среднее образование. Это основной документ для разработки учебных программ, учебно-тематического планирования. Учебные программы по математике включают перечень тем изучаемого материала, рекомендации по количеству времени на каждую тему, перечень знаний, умений и навыков по предмету.
Составными частями содержания образования являются: знания, умения, навыки.
Знания – это понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить и применять на практике основные научные факты и теоретические обобщения.
Любое знание выражается в понятиях, категориях, принципах, законах, закономерностях, фактах, идеях, символах, концепциях, теориях, гипотезах. Математические знания представляют собой математические понятия, законы, символику, математический язык и т.д.
Умения – это владение способами, приемами применения усваиваемых знаний на практике. Умения включают знания и навыки. Формирование знаний, умений и навыков зависит от способностей человека.
Навыки – элементы умения, т.е. автоматизированные действия, доведенные до высокой степени совершенства.
Содержание образования строится с учетом факторов, доминирующих на современном этапе развития общества. К ним относятся:
- соответствие логике математики как науки;
- соответствие таким принципам обучения, как научность, последовательность, системность и др.;
- учет психологических возможностей и возрастных особенностей школьников разных ступеней обучения (младший, средний, старший школьник);
- адекватность потребности личности в образовании (дифференцированное обучение, коррекционное обучение и т.д.).
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Охарактеризуйте содержание понятий: обучение, процесс обучения, учебный процесс, образование, воспитание.
2. Раскройте взаимосвязь и соотношение математики как науки и как учебного предмета в истории развития математики.
3. Назовите факторы, влияющие на формирование системы обучения математике, раскройте их содержание.
4. Назовите особенности построения начального курса математики.
5. Сформулируйте цели и задачи методики преподавания математики, раскройте их содержание.
6. Покажите связь методики обучения математике с философией, педагогикой, математикой и историей математики, физиологией, информатикой.
7. Охарактеризуйте методы исследования в методике обучения математике.
8. Каковы основные противоречия процесса обучения математике?
9. Перечислите актуальные проблемы методики преподавания математики и раскройте их содержание.
10. Назовите цели и задачи обучения младших школьников математике.
11. Назовите функции обучения математике младших школьников.