Параметр характеристики | Описание |
Название | Образовательная система «Гармония» |
Научные руководители, авторы- разработчики программ и учебников | УМК «Гармония» - это учебный методический комплект под ред. профессора Н.Б. Истоминой. Обучение грамоте. Букварь. Авторы М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, Н.М. Бетенькова, О.Е.Курлыгина. Русский язык. Авторы М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. Литературное чтение. Автор О.В. Кубасова. Математика. Автор Н.Б. Истомина. Окружающий мир. Авторы О.Т. Поглазова, Н.И. Ворожейкина, В.Д. Шилин. Технология. Автор Н.М. Конышева. Английский язык. Авторы М.З. Биболетова, Е.А. Ленская, Н.В. Добрынина и др. Изобразительное искусство. Авторы Т.А.Копцева, В.П. Копцев, Е.В. Копцев Музыка. Авторы М.С. Красильникова, О.Н. Яшмолкина, О.И. Нехаева Физическая культура. Авторы Р.И. Тарнопольская, Б.И. Мишин |
Цель | Разработка способов организации учебной деятельности младших школьников, обеспечивающих комфортные условия для развития ребенка в процессе усвоения знаний, умений и навыков, соответствующих учебным программам и требованиям начального образовательного стандарта. |
Принципы обучения | В основе этого УМК лежат принципы проблемного развивающего обучения, авторы этого комплекта другим образом отвечают на вопрос «как учить ребенка?», огромное значение выделяют комфортному обучению (отсюда и название «Гармония»), и что еще очень важно, программа «Гармония» готовит ученика, его способности к мышлению для обучения в дальнейшем. |
Особенности | Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: требования к особенностям мыслительного процесса ребенка вытекают из заявленной автором связи с системой Занкова. Но как всякая традиционная система, данная программа смягчает требования, предъявляемые к ученику программой Занкова. Особенности комплекта: Первой особенностью комплекта «Гармония» является его направленность на преодоление объективно сложившегося разделения традиционной и развивающих систем обучения, на основе органичного соединения подтвердивших свою жизненность положений традиционной методики и новых подходов к решению методических проблем. Вторая особенность комплекта находит выражение в методическом воплощении в нем основных направлений модернизации школьного образования (гуманизации, гуманитаризации, дифференциации, деятельностного и личностно-ориентированного подхода к процессу обучения). Третьей особенностью комплекта «Гармония» является обеспечение взаимосвязи между подготовкой учителя в вузе и его профессиональной практической деятельностью. Авторы комплекта «Гармония» (Н.Б. Истомина, М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, О.В. Кубасова, Н.М. Конышева) одновременно являются авторами учебников и учебных пособий, по которым ведется обучение на факультетах подготовки учителей начальных классов в вузах и педколледжах России. |
Формы и методы | В УМК «Гармония» отдаётся приоритет частично-поисковым и исследовательским методам, которые отражены в приемах наблюдения, разноплановом рассмотрении объектов, их сравнении, преобразовании и конструировании. Активно используется метод моделирования: устанавливается соответствие между предметными, вербальными, графическими, схематическими и символическими моделями. Приоритетными формами работы на уроке являются индивидуальная самостоятельная работа, фронтальное обсуждение ее результатов, работа учащихся в группах. |
Достоинства и недостатки | Достоинства 1) Много развивающих, проблемных заданий, много заданий на практику, система дифференцированной работы, яркая наглядность и моделирование в виде слайда, это облегчает и помогает учителю готовиться к уроку, повышает эффективность урока для самого ученика. 2) Представлена модернизация (обновление) школьного образования. 3) Методический подход создает условия для понимания учеником изучаемых предметов, для комфортных (гармоничных) отношений между учителем и учениками, между учащимися. 4) В комплект входят учебники, учебники-тетради и тетради с печатной основой - все это является результатом долгого научно- методического поиска усовершенствования начального образования, который был сделан авторами комплекта. 5) Авторы комплекта "Гармония" пытались развеять сложившееся разделение между традиционными и развивающими системами обучения, и соединить важные традиционные методики и новые подходы обучения из развивающих систем, чтобы решить методические проблемы. 6) В учебниках русского языка и математики лежит новая логика в построении содержания материала, тематический принцип. 7) В основе прописи «Мои первые тетрадки» обучение письму идет с разлиновкой в одну линию, без наклонных линий, выводятся лишь пунктирные линии. 8) В основе обучения речи и правописанию представлена коммуникативность курса. 9)Деятельностный подход в организации обучения: а) сначала ставится учебная задача, затем вводятся новые знания. б) информация не предоставляется в готовом виде, она «добывается» вместе с учениками. 10) Активно используются приемы: наблюдение, выбор, преобразование и конструирование. 11) Соблюдается баланс между интуицией и знанием. 12) Один и тот же объект или предмет при их изучении рассматриваются с разных сторон. 13) Существенная опора на опыт ребенка. 14) Опережающее обучение 15) Входящие в УМК «Гармония» учебники имеют вспомогательные методики, используя их, родители смогут самостоятельно изучить и объяснить своему ребенку какую-либо тему, если он ее пропустил. 16) Используются новые технологии, позволяющие развивать способности ученика к логическому мышлению. 17) В комплекте предлагаются задания для детей с различным уровнем их подготовленности. 18) Формируется ситуация успеха, она же создает в детях здоровую личность. Недостатки: 1) В математике (автора Истомина Н.Б.) задачи решают только во 2-м классе, а контрольные работы для всех классов предоставляются одинаковые. 2) Для того, чтобы учиться по программе «Гармония», ваш ребенок должен быть уже подготовлен заранее. 3) Вне зависимости от системы ученик может получить одни и те же знания, необходимые государственным стандартом. 4) В русском языке «К тайнам нашего языка» М.С.Соловейчик - учебник плохо иллюстрирован, что не привлекает внимания ученика, правила очень теоритизированы и сложны для запоминания. |
Рекомендуемая литература | www.umk-garmoniya.ru www.garmoniya.ru/index.php http://nachalka.my1.ru/ http://1form.ru/ |