Синий] [>12000]## ###; [зеленый][>1000]## ###; [черный]0,00
Процессор электронных таблиц MS Excel
Лабораторная работа 1
ЦЕЛЬ: освоение основных режимов работы по построению электронной таблицы. Ввод чисел, текста, формул, копирование формул, редактирование и пересчет ячеек, сохранение таблицы на диске.
- Запустите Excel. Обратите внимание на состав меню и панели инструментов.
- Перемещайте курсор по панели инструментов и задерживайте его на некоторое время у каждого инструмента. Обратите внимание, что при этом появляется краткая подсказка о назначении инструмента.
- Перемещаясь по меню, вызывайте контекстно зависимую помощь (F1) и научитесь ее использовать (если это вы еще не умеете делать. Приемы работы с файлами помощи во всех приложениях Windows однообразны).
- Начиная с клетки А1, создайте электронную таблицу, показанную ниже. Сначала заполните строки 1,2 и колонку А. Все заголовки и фамилии вводите с первой позиции клетки. Колонку "Зарплата" заполните значениями в пределах от 50 000 руб до 20 млн. руб.
- При заполнении клеток С3, D3 используются формулы:
С3 = В3 * С$2 (клетка С2 имеет смешанный адрес).
D3 =В3-C3 (здесь все адреса относительные ).
- Диапазоны клеток С4:С9 и D4:D9 заполняются путем копирования соответствующих формул. Для этого нужно выделить блок ячеек, начиная с ячейки В3 (клавиша Shift и стрелка вниз), и вызвать операцию Правка- Заполнить- Вниз или с использованием мыши путем "протаскивания". Просмотрите формулы для всех сотрудников. Обратите внимание на автоматическое изменение некоторых адресов ячеек. Адрес какой ячейки не изменился? Почему? Обязательно найдите ответы на эти вопросы; при необходимости обратитесь к преподавателю.
- Клетка В10 рассчитывается по формуле =СУММ(В3:В9). В клетки С10, D10 эта формула копируется (выделение блока, а затем Правка- Заполнить- Вправо или с использованием мыши путем "протаскивания") .
- Сохраните заполненную таблицу на магнитном диске под именем ZP1.XLS.
- Поменяйте у нескольких сотрудников заработную плату. Для редактирования содержимого ячеек используйте клавишу F2 или дважды щелкните мышью на соответствующей ячейке. Обратите внимание на изменение вычисляемых ячеек.
- Установите налог 15 %. Сравните полученные итоговые данные с предыдущими значениями.
- Закройте таблицу без записи ее на диск.
- Откройте созданную вами таблицу.
- Сдайте работу преподавателю и закройте таблицу.
Вопросы к лабораторной работе 1
- Как вызывается помощь? Что такое контекстно зависимая помощь?
- Как создать новую таблицу?
- Как записать таблицу на диск?
- Как записать таблицу на диск под другим именем?
- Как открыть существующую таблицу?
- Как закончить работу с таблицей, не записывая ее на диск?
- Как адресуются ячейки таблицы?
- Какие адреса называют относительными, а какие абсолютными?
- Зачем нужны относительные и абсолютные адреса?
- Какие адреса называются смешанными?
- Что такое диапазон ячеек? Как отмечается диапазон ячеек при помощи клавиатуры? Как отмечается диапазон ячеек мышью?
- Как адресовать фрагмент строки?
- Как адресовать фрагмент столбца?
- Как осуществляется ввод чисел?
- Чем отделяется дробная часть от целой?
- Как осуществляется ввод строк символов(текста)?
- Что происходит, если в ячейку вводится строка, превышающая по длине размер ячейки?
- Как осуществляется ввод формул? Каким символом начинается формула?
- Как заполнить диапазон ячеек определенной последовательностью чисел?
- Какая функция используется для суммирования? Ее конструкция.
- Как редактируется содержимое ячеек?
- Как копируются ячейки? Что при этом происходит с адресами ячеек?
- Как очищается ячейка или диапазон ячеек?
- Как пересчитывается таблица?
Лабораторная работа 2
ЦЕЛЬ: освоение операций открытия существующей таблицы, добавления колонок, добавления и удаления строк, редактирования формул.
- Откройте таблицу ZP1.XLS.
- Вставьте новые графы "Премия" и "Всего начислено", задайте формулы для их вычисления самостоятельно, отредактируйте все остальные формулы, руководствуясь смыслом задачи.
- Удалите одну строку из таблицы (уволен сотрудник). Проверьте формулы итоговой строки, обратите внимание на изменение диапазонов в формулах.
- Дополните таблицу еще тремя строками, включив их между, например, 5 и 6 строками (приняты три новых сотрудника). Заполните эти строки. Фамилии и заработную плату введите, а расчетные формулы скопируйте.
- Вставьте перед колонкой "Налог" еще две колонки "Пенсионный фонд" и "Налог. база". Установите, что в пенсионный фонд удерживается в размере 1% от начисленной заработной платы и премии. Отчисления в пенсионный фонд не входят в налогооблагаемую базу. Внесите необходимые изменения во все формулы, зависящие от этого.
- Измените алгоритм расчета подоходного налога с учетом прогрессивной шкалы налогообложения. Если налогооблагаемая база меньше 12 млн. руб., то принимается ставка 12%. Если больше 12 млн. руб.,- 20%. Формула должна использовать функцию ЕСЛИ:
=ЕСЛИ(условие;формула1;формула2)
Расчет по формуле 1 выполняется в том случае, если условие истинно, в противном случае для расчета используется формула 2.
- Внимательно проанализируйте полученные результаты.
- Вставьте перед колонкой фамилий новую графу "Табельный номер" и заполните (автоматически) ее значениями: 100, 101,102 и т.д.(пункт меню Правка- Заполнение-Прогрессия).
- Сохраните исправленную таблицу на магнитном диске под именемZP2.XLS
- Отсортируйте таблицу в алфавитном порядке по фамилиям сотрудников (выделить фрагмент, вызвать пункт меню Данные-Сортировка). Выполните сортировку по еще нескольким полям.
- Сохраните исправленную таблицу на магнитном диске.
- Сдайте работу преподавателю и закройте таблицу.
Вопросы к лабораторной работе 2
- Какая функция используется для записи условных выражений? Ее конструкция.
- Как вставляются новые строки и колонки?
- Как удаляются строки и колонки таблицы?
- Что происходит с формулами при вставке и удалении строк?
- Как заполнить фрагмент таблицы значениями, возрастающими по арифметической прогрессии?
Лабораторная работа 3
ЦЕЛЬ:форматирование таблицы.
- Откройте таблицу ZP2.XLS.
- Установите ширину колонок с учетом возможных их значений и ширины заголовков. Например, установите для колонки фамилий ширину 20 символов. Для изменения ширины колонки установите курсор на границу с названиями колонок (А,B,C,D и т.д.), нажмите и не отпускайте левую кнопку мыши и перемещайте появившуюся вертикальную линию влево или вправо.
- Аналогичным способом измените высоту итоговой строки (сделайте ее "выше") и высоту строк, составляющих "шапку"(сделайте их "ниже").
- Автоматически настройте высоту строки и ширину колонки (по самому “высокому” символу и “длинному” значению). Используйте для этого пункт меню Формат-Строка (Колонка) - Подгон высоты(ширины), предварительно выделив нужную область.
- Отцентрируйте названия колонок и значения в строках “шапки” таблицы. Для этого выделите блок и щелкните на инструменте Центрировать. Проведите несколько экспериментов с расположением фамилий (по центру, по правой границе, по левой).
- Установите формат графы С - целое число, а всех остальных граф - дробные числа с двумя разрядами после запятой (для учебных целей). Если при этом ширина некоторых граф окажется недостаточной - измените ее.
- Вставьте строку с заголовком таблицы "Ведомость начисления заработной платы" самой первой, разместив ее, начиная с колонки А. Проследите, что происходит при этом с формулами. Они остались правильными? Проверьте все формулы.
- Вставьте второй строку "за январь 1996 г."
- Выделите блок, состоящий из строк 1 и 2, шириной от графы А до последней графы таблицы. Отцентрируйте заголовок в пределах этого блока (использовать инструмент, на котором нанесена буква "а" со стрелками слева и справа).
- Установите для заголовка жирный шрифт размером 12 пунктов.
- Выделите "шапку" таблицы. Установите для нее шрифт размером 8 или 9 пунктов. Замените в заголовке сокращения на полные слова. При необходимости измените ширину некоторых граф, чтобы таблица "смотрелась".
- Для ячеек “Табельный номер“, “Всего начислено”, “Пенсионный фонд” задайте формат вывода текстов в несколько строк (Формат - Ячейка - вкладкаВыравнивание - Переносить по строкам).
- Запишите таблицу под новым именемZP3.XLS.
- Войдите в режим Сервис- Параметры- вкладка Види сбросьте флажок у элемента Сетка (вертикальные и горизонтальные линии должны исчезнуть).
- Расчертите таблицу горизонтальными и вертикальными линиями. Используйте жирные и тонкие линии.
- Измените цвет символов итоговой строки и заголовка. Измените цвет “шапки” и графы "Выдать", например сделайте ее светло-серой.
- Придайте таблице вид, наилучший с вашей точки зрения. Посоветуйтесь по этому вопросу с другими студентами и преподавателем.
- Сохраните таблицу на диске.
- Выведите вашу таблицу на экран в режиме предварительного просмотра (инструмент, на котором изображена лупа) и научитесь изменять масштаб (увеличивать и уменьшать таблицу).
- Войдите в режим Файл-Параметры страницы и изучите их. Поменяйте некоторые параметры (на свое усмотрение) и повторите просмотр таблицы перед выводом на печать. Обратите внимание на то, как повлияли ваши изменения на расположение таблицы на листе бумаги. Сохраните таблицу на диске.
- Защитите таблицу от изменений (пароль задавать не надо). Для этого используйте пункт меню Сервис-Защита. Попробуйте изменить какие-либо ячейки таблицы, у вас это не должно получиться. Снимите защиту с таблицы.
- Защитите от редактирования все ячейки таблицы, за исключением фамилий, размера заработной платы и процента премии. Защита выполняется в два этапа:
- снятие блокировки с тех ячеек, которые можно редактировать. Для этого нужно выполнить следующие действия: выделить блок, войти в пункт Формат- вкладка Защита, стереть "крестик" и нажать Enter или OK(предварительно все ячейки таблицы считаются заблокированными. Вы должны снять блокировку);
- установка защиты (пункт Сервис - Защитить данные). Задайте пароль - QSW.
- Попробуйте внести изменения в формулы, заголовки и другие защищенные места таблицы. Система должна выдать сообщение о запрещении подобных действий.
- Попробуйте удалить одну из строк и вставить одну строку в середину таблицы. Что при этом происходит?
- Научитесь снимать защиту с ячеек. Повторите эти действия несколько раз, оставив в конечном итоге формулы защищенными без пароля.
- Установите другой, например, зеленый цвет для ячеек, которые разрешено редактировать.
- Сохраните таблицу под прежним именем (ZP3.XLS).
- Сдайте работу преподавателю.
Вопросы к лабораторной работе 3
- Как изменить ширину графы?
- Как изменить высоту строки?
- Как можно выравнивать текст в ячейках?
- Как форматируются ячейки, содержащие числа?
- Что представляет собой формат числа "проценты"?
- Как устанавливается количество знаков в дробной части числа?
- Как устанавливается формат числа в виде "денег"?
- Как изменить размер шрифта ?
- Как меняется цвет фона в ячейках?
- Как меняется цвет символов в ячейках?
- Как отключить вывод "сетки" на экран?
- Как провести горизонтальные и вертикальные линии в таблице?
- Зачем нужна защита ячеек от редактирования?
- Как защитить от редактирования ячейки?
- Как снять защиту от редактирования с ячеек?
- Что происходит, если делается попытка отредактировать защищенную ячейку?
- Что происходит, если делается попытка удалить строку, имеющую защищенные ячейки?
- Как можно разрешить редактирование содержимого некоторых ячеек защищенного рабочего листа?
- Можно ли изменять форматирование таких ячеек?
- Как записать таблицу на дискету?
Лабораторная работа 4
ЦЕЛЬ: освоение приемов работы с поименованными ячейками, установка примечаний к ячейкам.
- Вызовите Excel.
- Откройте рабочую книгу, созданную в лабораторной работе 3. Снимите защиту с листа(Сервис- Защита- Снять).
- Таблица должна иметь приблизительно такой вид:
Имена диапазонов
- Выделите ячейки, содержащие заработную плату сотрудников (без итоговой строки). Войдите в режим Вставка-Имя-Определить и присвойте выделенным ячейкам имя "Зарплата". Затем выполните аналогичные действия для всех остальных граф таблицы (имена придумайте самостоятельно, пробелы в именах не используйте).
- Выделите две ячейки, содержащие заголовок "Налог" и его значение (ячейка ниже). Войдите в режим Вставка- Имя- Создать. Укажите, что имя создается на основе ячейки, расположенной над значением налога. Оно будет занесено в список имен. Обдумайте, когда рационально применять этот способ создания имени.
- Выделите итоговую строку таблицы, содержащую формулы суммирования. Войдите в режим Вставка- Имя- Применить. После выполнения операции проанализируйте итоговую строку. Обратите внимание на замену в формулах диапазонов ячеек на имена. Теперь формулы будут выглядеть, например, так: СУММ(Зарплата). Если формулы не поменялись - проверьте правильность указания диапазонов для соответствующих имен.
- Проверьте таблицу в работе.
- Удалите строку и проверьте, как изменились диапазоны строк в списке имен(Вставка- Имя- Определить),добавьте две новые строки и проанализируйте список имен (диапазоны должны поменяться автоматически).
- Научитесь удалять имена из списка и изменять для них диапазоны.
- Вставьте в конец таблицы список имен (режим Вставка -Имя- Вставить в таблицу) и изучите полученный результат.
- Запишите таблицу под новым именем ZP4.XLS.
- Что дает использование имен? Подумайте и запишите к себе в тетрадь ваши действия. При необходимости повторите пункты 5-12 для закрепления материала.
Примечания к ячейкам
- К любой ячейке можно добавить комментарий, то есть пояснительный текст. Переместите курсор к ячейке, где записан процент премии. Затем войдите в режим Вставка-Примечаниеи запишите фразу "Всем сотрудникам выдается премия, пропорциональная заработной плате". Обратите внимание, что в правом верхнем углу ячейки появилась красная точка, которая свидетельствует о наличии примечания.
- Самостоятельно сделайте примечания еще к 2-3 ячейкам. Обратите внимание, что из всех примечаний будет образован список.
- Научитесь корректировать примечания и удалять их.
- Сдайте работу преподавателю.
Вопросы к лабораторной работе 4
- Что понимается под именем диапазона?
- Как присваивается имя некоторому диапазону?
- Как изменить имя ?
- Как изменить диапазон ячеек, соответствующий некоторому имени?
- Что будет, если разным блокам дать одинаковые имена?
- Как удаляются имена?
- Чем отличается операция "определить" от операции "создать"?
- Как учесть имена в формулах?
- Как вставляется в таблицу список имен?
Лабораторная работа 5
ЦЕЛЬ: освоение мастера функций.
- Вызовите Excel.
- Откройте рабочую книгу, созданную в лабораторной работе 4. Снимите защиту с листа (пункт Сервис- Защита- Снять).
Функции
- Дополните таблицу строками для вычисления минимального, максимального, среднего арифметического значения и стандартного отклонения.
После этого таблица должна иметь приблизительно такой вид:
- Установите курсор на ячейку "Минимальная зарплата", войдите в пункт Вставка- Функция, выберите категорию Статистические функции, затем в списке функций найдите функцию МИН. Когда на экране будет запрос аргументов, задайте диапазон или запишите имя диапазона (если его не помните, можете повторно вызвать пункт Вставка- Имя- Вставить для выбора имени из списка). Запишите аналогичным образом формулы для вычисления других значений.
- Скопируйте формулы, полученные для графы "Зарплата", вправо для остальных граф и просмотрите их.
- Проведите с таблицей несколько экспериментов. Меняйте некоторые значения заработной платы и наблюдайте за изменением статистических величин.
- Защитите лист.
- Запишите рабочую книгу на диск под именем ZP5.XLS.
- Проанализируйте категории функций и их состав. Обратите внимание на богатый выбор функций. Самостоятельно опробуйте некоторые из них.
- Закройте рабочую книгу без записи ее на диск.
- Сдайте работу преподавателю.
Вопросы к лабораторной работе 5
- В чем состоит назначение Мастера функций?
- Как вызвать Мастер функций?
- Какие категории функций доступны?
- Какая (абсолютная или относительная) адресация имен?
- Как вставить имя в функцию?
Лабораторная работа 6
ЦЕЛЬ:освоение приемов работы с большой таблицей.
- Откройте рабочую книгу, созданную в лабораторной работе 5. Снимите защиту с листа (пунктСервис- Защита- Снять).
- Вставьте в таблицу 20-30 новых строк. Внесите в них информацию путем "заполнения вниз" из строк, которые уже содержат данные. На повторение имен и значений не обращайте внимания - нам нужно получить таблицу из такого количества строк, чтобы она не умещалась на экране полностью.
- Заполните графу "Табельный номер" значениями, возрастающими по арифметической прогрессии.
- Придайте каждой графе таблицы такую ширину, чтобы таблица стала значительно шире экрана. Можно увеличить размер шрифта для некоторых колонок.
- Листайте таблицу вперед и обратите внимание, что "шапка" в определенный момент становится невидимой. При перемещении вправо невидимыми становятся фамилии. Очевидны неудобства при работе с такими таблицами.
- Установите курсор на заработную плату первого сотрудника. Войдите в пункт меню Окно и выберите пункт Зафиксировать подокна. После этого на экране появятся линии, которые будут отмечать постоянно видимые области (в нашем случае это “шапка” ведомости, табельные номера и фамилии сотрудников).
- Листайте таблицу. Обратите внимание, что перемещается только та ее часть, которая находится правее и ниже положения курсора при фиксации подокон.
- Отмените фиксацию подокон.
- Таблицу можно разбить на два самостоятельных окна. В каждом окне можно выводить разные участки таблицы. Разбиение может быть выполнено по вертикали или по горизонтали.
- Вертикальное разбиение. Установите курсор на букву D (на сером фоне - название колонки) и щелкните один раз левой кнопкой мыши. Затем войдите в пункт Окно- Разбить. Обратите внимание на появление двух окон с самостоятельными линейками прокрутки. Опробуйте их в работе.
- Горизонтальное разбиение выполняется лишь с тем отличием, что нужно выделить не колонку, по которой пойдет разбиение, а строку.
- Снимите разбиение.
- Защитите лист.
- Запишите рабочую книгу на диск под именем ZP6.XLS.
- Сдайте работу преподавателю.
Вопросы к лабораторной работе 6
- Сформулируйте, когда требуется фиксация подокон и разбиение на несколько окон.
- Как зафиксировать подокна?
- Как отменить фиксацию подокон?
- Как разбить окно на два подокна?
- Какие варианты разбиения таблицы существуют?
- Как осуществляются переходы между однофайловыми окнами? Укажите различные способы.
- Как осуществляются переходы между разнофайловыми окнами? Укажите различные способы.
- Как от двух подокон на экране перейти к одному во весь экран?
Лабораторная работа 7
ЦЕЛЬ: освоение приемов работы c листами рабочей книги.
- Вызовите Excel.
- Откройте рабочую книгу, созданную в лабораторной работе 5. Снимите защиту с листа (пункт Сервис- Защита- Снять), если она установлена.
- Рабочая книга состоит из листов. Внизу экрана видны ярлычки листов, а левее самого левого ярлыка - стрелки, при помощи которых можно перемещаться по листам, если они не видны. Научитесь перемещаться по листам рабочей книги.
- Ярлычку можно присвоить любое имя. Для этого нужно дважды щелкнуть по нему левой кнопкой мышки, а затем записать его новое имя. Назовите ваш лист "Январь".
- Удалите все остальные листы рабочей книги. Для этого сделайте удаляемый лист активным, войдите в пункт Правка и удалите лист.
- В рабочую книгу можно вставлять новые листы. Вставьте новый лист "1-й квартал". Для этого воспользуйтесь пунктом Вставка.
- Скопируйте содержимое листа "Январь" в новый лист. Для этого войдите в пункт Правка- Переместить / Скопировать, внизу открывшегося окна установите "крестик", обозначающий копирование, а не перемещение. Затем укажите лист, перед которым будет сделана вставка ("1-й квартал"), и выполните операцию.
- Измените имя нового листа на "Февраль" и внесите соответствующую поправку в название таблицы.
- Сделайте активным лист "Февраль". Измените значение колонок "А" и "В" - вместо табельных номеров и фамилий запишите ссылки на соответствующие ячейки листа "Январь". Формула будет выглядеть, например, следующим образом:
=Январь!b3 - для первой фамилии;
Январь!b4
..........
- Действуя, как указано в пункте 8, на основе листа "Февраль" создайте новый лист "Март".
- На листе "1-й квартал" создайте новую таблицу следующего вида.
- Графы С,D,Е,F содержат суммы соответствующих (по смыслу) ячеек ведомостей начисления заработной платы за январь, февраль и март. Для получения значений из других таблиц пользуйтесь следующими формулами:
=СУММ(Январь:Март!с3)
- суммирование значений ячеек С3 трех листов.
- Для всех граф задайте новую размерность “тыс. руб.” и установите числовой формат, округляющий полученное в ячейке значение до тысяч.
Для формирования сложных форматов в пункте меню Формат- Ячейки следует выбрать вкладкуЧисло - Пользовательский и в поле Код набрать соответствующий шаблон. Ниже приведены некоторые шаблоны:
0 - цифровой шаблон, используется для того, чтобы слева и справа от десятичного разделителя вывести не менее определенного количества цифр;
#- цифровой шаблон, аналогичен предыдущему, но незначащие нули не выводятся;
“__” - отображение любого символа;
“пробел” - может использоваться как разделитель разрядов, если пробел введен между цифровыми шаблонами. Например, применение шаблона# ###,00 приведет к тому, что число 1234, записанное в заданную ячейку, будет выглядеть на экране в виде: 1 234,00. Кроме того,пробел может использоваться как округляющий фактор: 1 пробел в конце шаблона округляет до тысяч, 2 пробела - до миллиона и т.д.
- Для графы “Всего начислено” установите формат вывода значений, превышающих 12 млн., - синим цветом, значений от 1 млн. до 10 млн - зеленым цветом. Измените несколько раз зарплату и убедитесь в том, что условное форматирование работает.
Для проверки положительных, отрицательных и текстовых значений используется формат
[положительные]; [отрицательные]; [нулевые];[текст]
Для форматирования в зависимости от некоторого условия используют несколько другой формат. Его поясним на примере.
синий] [>12000]## ###; [зеленый][>1000]## ###; [черный]0,00
В данном случае числовые значения, большие 12000, выводятся синим цветом, меньшие 12000, но большие 1000, - зеленым, а остальные - черным. Обратите внимание, что текст при этом выводится обычным форматом.
- Защитите листы рабочей книги. Сохраните рабочую книгу под именем ZP7.XLS.
- Внесите несколько поправок в ведомости начисления заработной платы. Проследите, как изменяются при этом итоговые данные.
- Сдайте работу преподавателю.
Вопросы к лабораторной работе 7
- Что понимается под рабочей книгой?
- Что понимается под листом рабочей книги?
- Сколько рабочих листов имеется в новой рабочей книге?
- Как задать количество листов в новой рабочей книге?
- Как вставить новый рабочий лист?
- Как удалить рабочий лист?
- Как меняется активный лист?
- Как можно использовать данные из одного рабочего листа на другом рабочем листе?
- Как использовать данные из разных листов в формулах?
- Как округлить содержимое ячейки до тысяч, миллионов?
- Как задать разный цвет шрифта в ячейке ( в зависимости от какого-либо условия)?
Лабораторная работа 8
ЦЕЛЬ : освоение приемов построения диаграмм.
- Откройте таблицу, созданную в лабораторной работе 7. Снимите защиту с рабочего листа.
- Вставьте новый лист для будущей диаграммы и сделайте его активным.
Создание диаграммы
- Щелкните левой кнопкой мыши по инструменту Мастер диаграмм, затем, нажав левую кнопку мыши, выделите пространство для построения диаграммы не менее 2/3 экрана.
- Перейдите к следующему шагу, на котором задайте данные для построения диаграммы. Вы можете ввести их в виде диапазонов, отделяя точкой с запятой диапазоны, а можете выделить в таблице. При этом, если диапазоны не являются смежными, при выделении нужно удерживать клавишу Ctrl. Выделите на листе, содержащем таблицу, два диапазона: фамилии 5-6 сотрудников и их заработную плату.
- Перейдите к следующему шагу: выбору типа диаграммы. Для этого щелкните по кнопке со знаком “Шаг>“.Выберите тип -Гистограмма. На следующем шаге выберите формат диаграммы из числа предложенных. Затем задайте:
название диаграммы - “Январь 1996 г.”
название оси Х - “Сотрудники”
название оси Y - “Зарплата”
- Проанализируйте полученный результат.
Редактирование диаграммы
- Дважды щелкните по диаграмме для начала ее редактирования. Отредактируйте название диаграммы - установите шрифт Times New Roman Cyr, полужирный, размером 12 пунктов. Для этого выделите название, нажмите правую кнопку мыши и выберите режим Форматирование. Научитесь перемещать название диаграммы.
- Аналогично отредактируйте названия осей Х , Y и легенду.
- Затем форматируйте ось Х и ось Y. Опробуйте различные виды засечек на шкалах, стили, цвета и толщину осей. Проведите несколько экспериментов с расположением меток.
- Отформатируйте область построения диаграммы, придав ей наиболее понравившиеся вам цвет и рамку.
- Отформатируйте гистограмму. Для этой цели щелкните левой кнопкой мыши на пространстве диаграммы (но не на сетке) , затем щелкните правой кнопкой и выберите соответствующий пункт из появившегося дополнительно меню. Сделайтеразного цветаданные разных сотрудников. Обратите внимание, на увеличение легенды. Вставьте метки данных, округлив их до тысяч при помощи пользовательского формата. Проведите несколько экспериментов с изменением зазора между столбцами диаграммы.
- Отформатируйте сетку. Для этого установите указатель мыши на одну из линий сетки и щелкните один раз левой, а затем один раз правой кнопками мыши. В появившемся меню выберите соответствующий пункт. Проведите несколько экспериментов со стилем, цветом и толщиной линий сетки, с минимальным и максимальным значениями по оси Y. Поменяйте место пересечения осей.
- Вставьте вторую ось Y и установите для нее шкалу, в 5 раз меньшую шкалы на главной оси. Активизируйте инструмент Мастер диаграмм и, удерживая клавишу Ctrl , выделите значения подоходного налога и постройте второй график в виде линии. Обратите внимание на расположение графиков относительно друг друга.
- Закончите редактирование диаграммы. Перейдите на лист, где расположена таблица и поменяйте несколько значений. Вернитесь на лист с диаграммой и изучите, как отразились на графике ваши изменения в таблице.
- Опробуйте различные типы диаграмм и их разные подвиды. Для этой цели нужно щелкнуть левой кнопкой мыши на “столбике”, затем правой кнопкой вызвать контекстное меню и выбрать в нем нужный пункт.
- Скопируйте созданную диаграмму на другой лист через буфер обмена.
Примерный вид диаграммы представлен ниже:
- Задайте для листов диаграмм подходящие по смыслу названия.
- Сохраните рабочую книгу с листами - диаграммами.
- Сдайте работу преподавателю.
Вопросы к лабораторной работе 8
- Какое положение диаграмма может занимать в рабочей книге?
- Какие типы диаграмм доступны в Excel?
- Как задать данные для диаграмм?
- Сформулируйте, что понимается под термином “серия”. Каково максимальное количество серий на графике?
- Когда возникает необходимость в использовании двух осей У на диаграмме?
- Продемонстрируйте основные приемы форматирования диаграммы.
Лабораторная работа 9
Цель:изучение дополнительных возможностей по форматированию таблиц.
Для удобства представления таблиц большого размера рекомендуется использовать структурирование рабочего листа. Под структурированием понимается многоуровневая группировка строк и колонок таблицы и создание элементов управления, с помощью которых можно легко скрывать и раскрывать эти группы.
Можно использовать автоматическое структурирование выделенной области (Данные - Структура - Автоструктура). В этом случае MS Excel выполнит группировку без участия пользователя, что редко приводит к желаемым результатам. Поэтому рекомендуется использовать ручное структурирование.
Для ручного структурирования целесообразно создать пользовательскую панель инструментов Структурирование,поместив на нее элементы управления структурой.
- Загрузите таблицу, созданную в предыдущих работах.
- После колонки “Фамилия” вставьте колонку “Наименование подразделения” и заполните ее произвольными данными; например: “Бухгалтерия”, “Транспортный отдел”, “Отдел кадров” и т.п.
- Дополните таблицу колонками “Прочие начисления”, “Прочие удержания”. Заполните их произвольными данными.
- Дополните таблицу колонкой “Всего удержано”.
- При необходимости исправьте формулу для “Выплатить”:
Выплатить= Всего начислено - Всего удержано.
- Выделите всю область таблицы и выполните автоматическое структурирование (команда Данные-Структура-Автоструктура). Научитесь сворачивать и разворачивать полученную структуру до разных уровней (кнопки “+” и “-”).
- Удалите созданную структуру ( Данные-Структура-Отменить структуру).
- Удалите строку “Итого”.
- Отсортируйте таблицу по подразделениям, а внутри подразделений - по фамилиям.
- Подведите промежуточные итоги по подразделениям, используя формулу суммирования. Для этого выделите всю таблицу и выполните команду Данные-Итоги. Изучите полученную структуру и формулы для подведения промежуточных итогов. Отметьте недостатки.
- Создайте пользовательскую панель инструментов Структурирование. Для этого выполните следующие действия:
- Вызовите Вид- Панели инструментов.
- Введите новое имя панели Структурирование и нажмите кнопку Создать.
- Выберите Настройка- Категории-Утилиты.
- В разделе Кнопки выберите Символы структуры документа и перетащите на новую панель.
- Выберите категорию Данные.
- Перетащите на новую панель кнопки Разгруппировка, Группировка, Показать детали, Скрыть детали.
- Нажмите на кнопку Закрыть.
- Добейтесь, применяя кнопки группировки и разгруппировки, чтобы структура таблицы приняла бы вид, как показано на рисунке.
- Сохраните отформатированную таблицу в своем каталоге.
- Сдайте работу преподавателю.
Вопросы к лабораторной работе 9
- Что такое структура таблицы на рабочем листе?
- Перечислите способы создания структуры, сформулируйте достоинства и недостатки каждого.
- Как вручную можно сгруппировать столбцы (строки)?
- Как можно подвести итоги по данным в таблице?
- В чем смысл группировки (разгруппировки) данных?
Лабораторная работа 10
ЦЕЛЬ: графическое отображение зависимостей ячеек друг от друга. Решение обратной задачи. Построение таблиц зависимости от одного и двух аргументов.
- Откройте таблицу, созданную в лабораторной работе 7. Снимите защиту с рабочего листа.
Отображение зависимостей
- Проверьте правильность вашей таблицы. Для этой цели удобно использовать панель инструментов Зависимости (пункт меню Сервис- Зависимости- Панель инструментов). Для определения назначения инструмента задерживайте на нем указатель мыши.
- Установите курсор на ячейку, содержащую процент премиии щелкните по инструментуТрассировка зависимых ячеек -появятся стрелки к ячейкам, которые зависят от процента премии. Уберите стрелки.
- Установите курсор на итоговую сумму, выдаваемую всем сотрудникам, и щелкните по инструменту Трассировка влияющих ячеек -появятся стрелки, показывающие зависимость данной ячейки от других.
- Самостоятельно отобразите все зависимости в вашей таблице и внимательно рассмотрите их. При необходимости внесите в таблицу исправления и сохраните исправленную таблицу.
- Уберите все стрелки. Отключите панель инструментов Зависимости.
Решение обратной задачи
Исходные данные содержат ячейки, куда информация вводится. В рассматриваемом примере исходной информацией являются: “Зарплата сотрудников” (данные колонки С) и “Процент премии” (условно взятый одинаковым для всех сотрудников).Результатомвычислений в электронных таблицах являются ячейки, содержащие формулы. Изменение исходных данных ведет к изменению результатов. Однако бывают случаи, когда нужно получить нужный результат в зависимости от некоторого параметра. Например, нужно определить: при каком проценте премии на руки всем сотрудникам будет выдаваться заданная сумма? Такая задача называется обратной. Здесь в качестве аргумента выступает процент премии, а в качестве функции - итоговая сумма, выдаваемая на руки. Решим поставленную задачу.