Характеристики самолета Су–17

Размах крыла, м  
при мин. стреловидности 13,70
при макс. стреловидности 10,03
Длина самолета, м 18,90
Высота самолета, м 4,97
Площадь крыла, м2  
при мин. стреловидности 38,50
при макс. стреловидности 34,50
Масса, кг  
пустого
максимальная взлётная
Двигатели 1 х ТРДФ АЛ–7Ф–3
Тяга, кгс 1 х 9600
Максимальная скорость, км/ч  
у земли
на высоте
Потолок высоты, м
Дальность полета, км
Экипаж, чел
Вооружение: две встроенные 30-мм пушки НР–30 Боевая нагрузка – 3000 кг на 7 узлах подвески: УР воздух–воздух, УР воздух–земля, НУР, бомбы (корректируемые, кассетные, ядерные)

Кабины пилотажного стенда ТЛ–21 и
стенда с широкоугольной цифровой системой визуализации

Практические занятия по программе «Летной практики» выполняются в кабинах пилотажного стенда ТЛ–21 и стенда с широкоугольной цифровой системой визуализации. Поэтому их интерьеру и составу оборудования в настоящем описании уделено наибольшее внимание.

Кабина пилотажного стенда ТЛ–21

Кабина пилотажного стенда ТЛ–21 – штатная кабина одноименного тренажера летчика и, в основном, соответствует интерьеру кабин самолетов 2-го и 3-го поколений.

Интерьер кабины пилотажного стенда ТЛ–21

На левой и правой приборных панелях, в основном, расположены органы управления и контроля самолетных, электро и радио систем и агрегатов, которые соответствующим образом настроены и в процессе выполнения полета не перенастраиваются за исключением управления закрылками. Поэтому они в данном описании не рассматриваются.

Более подробно рассмотрим центральную приборную панель, на которой размещены пилотажно–навигационные приборы и приборы контроля работы двигателя.

В левой ее части расположена группа пилотажно–навигационных приборов, к которым относятся:

· комбинированный указатель скорости–махометр (расположен слева вверху);

· высотомер (расположен ниже указателя скорости);

· комбинированный пилотажный прибор КПП (Авиагоризонт) (расположен сверху в центре);

· вариометр (расположен справа вверху);

· указатель курса (расположен ниже авиагоризонта).

Рассмотрим более подробно указанные приборы.

1. Комбинированный указатель скорости–махометр.

 
 

По указателю скорости определяются текущие истинная (тонкая стрелка) и приборная (толстая стрелка) скорости полета самолета, которые соответствуют показаниям прибора, умноженным на 10 (в км/ч). В окошке показывается текущее значения числа М.

2. Высотомер ВД–20.

Показывает барометрическую высоту полета самолета. Внешняя шкала прибора (длинная тонкая стрелка) показывает высоту в метрах (оцифровка шкалы умножается на 100), а внутренняя шкала (маленькая толстая стрелка) – в км. Один оборот длинной стрелки перемещает толстую стрелку на одно деление, равное 1 км.

3. Комбинированный пилотажный прибор КПП (Авиагоризонт)

Авиагоризонт дает летчику информацию о пространственном положении самолета. Вертикальный лимб показывает текущее значение угла тангажа J. При наборе высоты (J > 0) значения угла тангажа считываются со светлого сектора лимба, при снижении самолета (J < 0) – с темного сектора лимба. Вертикальный лимб отградуирован в градусах и соответствует значениям маркировки.

При полете самолета с креном силуэт самолета поворачивается относительно центра вращения в сторону создавшегося крена на текущий угол γ. Шкала угла крена также отградуирована в градусах и соответствует значениям маркировки.

При заходе на посадку (в зоне действия курсо–глиссадной системы) прибор показывает требуемое положение РУС’а «от себя» «на себя» (отклонение горизонтальной директорной стрелки) и «вправо» «влево» (отклонение вертикальной директорной стрелки), а также положение самолета относительно глиссады в вертикальной плоскости (левая вертикальная шкала) и в горизонтальной плоскости (верхняя горизонтальная шкала).

Движение меток положения самолета относительно глиссады дублируется с положением планок комбинированного прибора НПП, который рассматривается ниже.

Для грамотного использования летчиком приборной информации о положении самолета относительно глиссады требуются определенные навыки, которые приобретаются в процессе обучения и практических полетов на тренажере и самолете. Поэтому эта информация в настоящих практических занятиях носит ознакомительный характер.

4. Вариометр, указатель углов крена и скольжения

 
 

Комбинированный прибор вариометр имеет стрелочные указатели вертикальной скорости Vy, угла крена и указатель скольжения, так называемый «шарик».

При наборе высоты стрелка указателя вертикальной скорости отклоняется вверх (Vy > 0), а при снижении самолета – вниз (Vy < 0). Шкала прибора отградуирована в м/с и соответствует значениям маркировки.

Указатель углов крена показывает углы в диапазоне ± 450. Шкала имеет деления через 150.

Указатель скольжения (в авиагоризонте и в вариометре) дает только качественную оценку наличия или отсутствия скольжения, его направления (влево или вправо) и его величины (насколько далеко «шарик» отклонился от центра).

5. Комбинированный навигационно–пилотажный прибор НПП (Указатель курса)

 
 

Текущий курс самолета считывается по значению подвижной круговой шкалы, находящемуся под верхним треугольным маркером указателя курса. Шкала отградуирована от 0 до 3600. Угол курса соответствует оцифровке шкалы, умноженной на 100.

Курс самолета на аэродром посадки показывает острый конец тонкой стрелки. Поэтому, при удалении самолета от аэродрома порядка 5 – 8 км и более, необходимо переводом самолета в разворот (отклонить ручку управления влево или вправо) совместить острый конец тонкой стрелки с треугольным маркером текущего курса самолета. Необходимо помнить, что стрелка указывает курс на дальний привод, который находится на расстоянии 400 м от торца взлетно–посадочной полосы (ВПП), направление которой показывает толстая стрелка (в реальном полете выставляется перед взлетом; на стенде курс ВПП задан). При правильном расчете на посадку тонкая и толстая стрелки должны совпадать острыми концами и соответствовать текущему курсу самолета. При несовпадении стрелок острыми концами (толстая стрелка повернута на 1800) самолет заходит на посадку с обратным курсом. В настоящих практических занятиях это допускается.

Для выдерживания самолета на посадочной глиссаде на приборе имеются вертикальная и горизонтальная планки, которые показывают отклонение самолета от глиссады (выше или ниже, правее или левее). При пересечении планок на кресте, изображенном в центре прибора, самолет двигается строго по глиссаде. Эта информация в настоящих практических занятиях носит ознакомительный характер.

В правой части центральной приборной панели расположена группа приборов, контролирующих работу двигателя. При выполнении заданий практических работ, необходимо уделять внимание только показаниям указателя оборотов двигателя (тахометра), расположенного в верхней правой части приборной панели.

Кабина пилотажного стенда с широкоугольной цифровой системой
визуализации

Кабина пилотажного стенда с широкоугольной цифровой системой визуализации – кабина самолета МиГ–21, переделанная под требования к адаптивным кабинам современных самолетов учебно–боевого самолета Як–130и истребителя МиГ-29К. Штатная приборная доска заменена ЖК–монитором, на котором имеется возможность отображать различные компоновки приборных панелей, пилотажных, навигационных и информационных дисплеев современных и перспективных самолетов, что позволяет решать многие вопросы эргономики, индикации и информативности при отработке конкретных задач динамики полета.

Интерьер кабины пилотажного стенда
с широкоугольной цифровой системой визуализации

Система генерирования изображения приборной индикации в реальном масштабе времени позволяет рассматривать варианты представления приборных панелей, присущих самолетам разных поколений, различного назначения и различного уровня автоматизации. В настоящее время на стенде имитируются варианты приборной индикации перспективного учебно–боевого самолета Як–130 и истребителя Миг-29К.

Эти возможности стенда позволяют ознакомить студентов с различными вариантами приборной индикации.

Рассмотрим более подробно установленные на стенде варианты приборной индикации:

1) Индикация учебно–боевого самолета Як–130

В центре панели изображены традиционные стрелочные пилотажно-навигационные приборы (авиагоризонт, указатель скорости, высотомер и навигационно-пилотажный прибор), рассмотрение которых было приведено при описании пилотажного стенда ТЛ–21. Они являются дублирующими и дают возможность наиболее быстрой адаптации к работе с приборами иных видов и принципов индикации.

На левом дисплее расположены приборы пилотажно-навигационной группы, а также указатель оборотов двигателей.

 
 

По принципу отображения информации приборы, изображаемые на пилотажном дисплее, не отличаются от соответствующих им традиционных приборов. Их отличие – в виде (форме) ее представления.

При выполнении конкретных заданий практических занятий рекомендуется пользоваться приборной информацией, как дублирующих приборов, так и приборов, изображаемых на пилотажном дисплее. По мере привыкания к виду новых приборов, при считывании приборной информации стараться уделять им основное внимание.

На правом навигационном дисплее приведен один из вариантов самолетного навигатора, дающего летчику удобную информацию в зоне аэродрома о местоположении самолета относительно аэродрома, а также облегчающий выполнение предпосадочного маневра и захода на посадку.

 
 

На этом индикаторе метка самолета (белый треугольник) неподвижная и располагается в центре. Текущий курс самолета считывается по значению подвижной круговой шкалы, находящемуся над верхним Y-образным маркером указателя курса. Шкала отградуирована от 0 до 3600. Угол курса соответствует оцифровке шкалы, умноженной на 100. Индикатор имеет три концентрические окружности, определяющие удаленность от самолета на расстояния 10, 20 и 30 километров. Для приведения самолета на курс аэродрома необходимо линию курса на точку начала глиссады (отстоит от торца ВПП на расстоянии 4,5 км) совместить с линией текущего курса самолета (линия, соединяющая метку самолета и Y-образный маркер). При выполнении полетов следить за тем, чтобы самолет не удалялся от аэродрома на расстояние больше 20 км.

2) Индикация истребителя Миг-29К

На левом дисплее располагаются пилотажно-навигационные приборы.

На правом дисплее отображается навигационная информация.

Принцип работы данного дисплея аналогичен описанному ранее дисплею для самолета Як-130, за исключением того, что в верхней области экрана отображается информация о боковом отклонении от центра полосы (стрелка «←», «→» указывает сторону смещения, цифровые значения показывают на сколько метров самолет смещен относительно центра полосы).

На центральном дисплее отображается информация о работе систем самолета.

В лабораторных работах, проводящихся на пилотажных стендах, принимается, что в течение полета системы самолета работают штатно, поэтому информация с этого дисплея не несет никакой полезной информации и данные на отображаемых приборах «заморожены».

Кабина тренажера летчика ТЛ–21 является базовой для кабин обоих стендов. Все органы управления самолетом (рычаг управления самолетом (РУС), педали, рычаг управления двигателем (РУД), рычаг уборки/выпуска шасси, кнопки управления закрылками, световые табло и т.д.) не подвергались модернизации и для обоих стендов остались без изменения.

Рычаг уборки/выпуска шасси расположен слева от центральной приборной панели и имеет три положения: «Шасси выпущены» (нижнее положение рычага), «Нейтрально» (среднее положение) и «Шасси убраны» (верхнее положение). Перевод рычага из одного положения в другое осуществляется нажатием на него и переводом в нужное положение. В положении «Нейтрально» стойки шасси снимаются с замков, но не переводятся в положение «Убрано» или «Выпущено».

Управление закрылками осуществляется тремя кнопками, соответствующими положениям: «Убраны», «Взлет» и «Посадка» и расположенными на левой приборной панели.

Выпуск тормозного щитка производится перемещением вперед флажка на РУД'е с последующим нажатием на него.

Рядом с рычагом выпуска/уборки шасси расположено световое табло индикации выпуска/уборки шасси. При выпущенных шасси горят зеленые лампочки вне силуэта самолета, а при убранных – красные внутри силуэта. На нем световыми транспарантами также отображаются факты выпуска тормозного щитка и закрылков. При нажатии кнопок «Взлет» или «Посадка» загорается зеленый транспарант «Закрылки выпущены».

Рычаг управления двигателем имеет два фиксатора (стопора): стояночный стопор, при нажатии которого большим пальцем левой руки РУД перемещается из положения «Стоп» в положение «Малый газ», и фиксатор, при нажатии которого происходит перемещение РУД'а из положения «Максимал» в положение «Форсаж» и обратно. Этот фиксатор отжимается пальцами левой руки.

Летчик воздействует на рули с помощью ручки управления и педалей, а на тягу двигателя – отклонением РУД’а. Перемещения ручки управления вдоль кабины (по тангажу) приводят к изменению угла атаки, перемещения ручки поперек кабины (вбок) – к вращению самолета вокруг связанной оси ОХ. Перемещение педалей приводит первоначально к повороту самолета вокруг оси ОХ, затем и вокруг оси OY. Под элеронами условно понимают любые органы поперечного управления, связанные с перемещением ручки управления вбок (по крену самолет может, например, управляться дифференциально отклоняемым стабилизатором).

Линейные отклонения рычагов управления ХВ, ХЭ, ХН считаются положительными, когда ручка по тангажу отклоняется «от себя», по крену – «влево», правая педаль – «вперед». Соответственно перемещениям рычагов управления такие же знаки имеют руль высоты (на пикирование), правый элерон (вниз), руль направления (вправо). Знаки угловых скоростей ωх, ωy и ωz и углов , γ и будут отрицательными, чему соответствуют движение носа самолета вниз, кренение на левое крыло и поворот носа самолета вправо.

На приведенной ниже схеме показано правило знаков для линейных отклонений рычагов управления, отклонений рулевых поверхностей и изменений моментов, углов и угловых скоростей.

 
 

Занятие 1. Ознакомительный полет в кабинах пилотажного стенда ТЛ–21 и
стенда с широкоугольной цифровой системой визуализации

Используемая в качестве объекта управления при полунатурном моделировании на пилотажных стендах математическая модель сверхзвукового самолета типа Су–17 позволяет моделировать все эксплуатационные этапы и режимы полета в реальном масштабе времени, которые реализуются при определенных аэродинамических компоновках (выбор угла стреловидности поворотной части крыла ) и различных режимах работы двигателя. При проведении практических работ по программе «Летная практика» моделируются дозвуковые режимы полета, которым соответствует установка поворотной части крыла во взлетное положение ( = 300). Это положение остается фиксированным и неизменным в процессе выполнения всех полетов.

Подготовка в кабине

· проверить, что шасси выпущены по положению рычага выпуска шасси (рычаг в нижнем положении) и световой индикации (горят зеленые огни);

· закрылки выпущены во взлетное положение (кнопка на левом борту) и горит световая индикация «Закрылки выпущены».

Левую руку положить на рычаг управления двигателем (РУД), при необходимости, снять его со стояночного фиксатора (большим пальцем левой руки) и небольшим движением вперед перевести в положение «Малый газ» (крайнее положение РУД'а «на себя»).

Правой рукой взяться за ручку управления самолетом (РУС) и пальцами нажать скобу тормоза колес. РУС держать примерно в нейтральном положении.

Как уже было сказано выше, пилотажные стенды отличаются друг от друга своей приборной индикацией. Поэтому перед выполнением задания на конкретном пилотажном стенде с помощью преподавателя необходимо адаптироваться к виду представления на нем приборной информации, определить, где расположены основные пилотажно-навигационные приборы, на какие из них обращать особое внимание при выполнении различных режимов и этапов полета.

Перевести взгляд на взлетно–посадочную полосу (ВПП) – направление взгляда при движении по земле и на взлете должно быть направлено вперед и примерно на 30 ÷ 350 влево.

Взлет

Для задач, исследуемых по программе «Летная практика», взлет самолета типа Су–17 осуществляется на режиме работы двигателя «Максимал», т.е. перемещением РУД’а «от себя» до фиксатора.

После выхода двигателя на режим «Максимал» (при полной заторможенности колес отмечается движение самолета вперед), отпустить скобу тормоза колес на РУС’е и начать разбег по взлетно–посадочной полосе. Ручку управления держать в нейтральном положении или немного «от себя». Прямолинейность движения самолета на разбеге поддерживать отклонением педалей (при отклонении самолета влево немного дать правую педаль вперед и наоборот).

При достижении Vпр = 280 км/ч плавным движением РУС’а «на себя» (примерно на 1/3 хода) оторвать переднее колесо от ВПП (контролировать перемещением линии горизонта) и зафиксировать РУС в этом положении.

При Vпр = 320 км/ч (скорости, при которой подъемная сила Y начинает превышать вес самолета mg) происходит отрыв самолета от земли.

Спустя 1 ÷ 2 с после отрыва небольшим отклонением РУС’а «от себя» установить по авиагоризонту значение угла ~ 100 и м/с (по вариометру).

На высоте 20 ÷ 25 м убрать шасси перемещением рычага уборки/выпуска шасси вверх. Световая индикация должна подтвердить выполнение уборки (загораются красные лампочки).

Убрать закрылки (нажать кнопку на левом борту «закрылки убраны»). Проконтролировать свои действия по световой индикации. Не теряя скорости и сохраняя ~ 100 ( ÷ 12 м/с), набрать высоту Н ~ 500 м.

Выполнение ознакомительного полета

При достижении скорости полета Vпр ~ 600 км/ч задросселировать двигатель. Для этого движением «на себя» перевести РУД в положение, близкое (примерно на 0,5 ÷ 1,5 см перед позицией «Малый газ»). Небольшим отклонением РУС’а по крену влево до достижения угла крена (по авиагоризонту) и выдерживая м/с (по вариометру), выполнить разворот по курсу на 1800 с одновременным набором высоты (изменение курса контролировать по курсоглиссадному прибору). Следить за изменением скорости и не допускать ее снижения ниже 400 км/ч (регулировать положением РУД'а).

По достижении заданного курса выровнять самолет по крену (РУС отклонить в противоположную сторону немного за нейтральное положение, а затем поставить в нейтральное) и при достижении высоты полета Н ~ 1000 м перевести самолет в горизонтальный прямолинейный установившийся полет на скорости Vпр = 400 км/ч. Для выдерживания заданной скорости горизонтального полета, при необходимости, отклонением РУД’а установить потребную тягу двигателя (0,5 см от позиции «Малый газ»). При выполнении горизонтального полета следить за тем, чтобы вертикальная скорость м/с и отсутствовал угол крена (его появление парировать отклонением РУС’а в противоположную сторону).

Во время полета для снятия усилий с ручки управления самолетом кнопкой триммера, расположенной в верхней части РУС’а, перемещением ее большим пальцем «вверх» или «вниз» отрегулировать усилия на ручке управления, т.е. добиться такого ее положения, при котором горизонтальный полет выдерживается без приложения каких–либо усилий со стороны летчика.

Горизонтальный полет выполнять в течение 1,5 ÷ 3-х минут.

Плавно увеличить обороты двигателя, переместив РУД на 1,5 см от позиции «Малый газ». Разогнать самолет до скорости Vпр ~ 600 км/ч. Отклонением РУС’а «от себя» (уменьшая тем самым угол атаки или тангажа) обеспечить постоянство высоты полета (Vy ~ 0 м/с, Н ~ 1000 м) и триммером разгрузить ручку управления. В течение 1,5 ÷ 3-х минут выполнять горизонтальный прямолинейный установившийся полет.

Снизить обороты двигателя (РУД на 0,5 см от позиции «Малый газ»). Затормозить самолет до скорости Vпр ~ 400 км/ч. Обратить внимание на изменение тангажа при уменьшении скорости полета. Торможение должно сопровождаться отклонением ручки управления самолета «на себя», что обеспечивает постоянство высоты полета (Vy = 0 м/с, Н ~ 1000 м). В процессе полета по авиагоризонту и по проекции горизонта относительно фонаря кабины следить за креном (появление его парировать небольшими отклонениями ручки управления в противоположную сторону).

В горизонтальном полете на высоте Н ~ 1000 м увеличить обороты двигателя (РУД на 1,0 см от позиции «Малый газ») и сбалансировать самолет на скорости Vпр = 500 км/ч. В полете отрабатывается выполнение «дач» (ступенчатых отклонений «на себя» рулей высоты без забросов), которые используются в дальнейшем при исследовании характеристик устойчивости и управляемости самолета. Для этого энергично отклонить ручку управления самолетом примерно на 1/3 хода (до руки преподавателя) «на себя» (держать 1 – 2 с), затем вернуть ручку в начальное положение. Восстановить горизонтальный полет и заданный курс самолета.

Выполнение предпосадочного маневра

При строгом выдерживании курса в процессе выполнения полета взлетно–посадочная полоса (ВПП) аэродрома оказывается слева сзади самолета на удалении порядка 15 км. Поэтому, отклонением РУС’а по крену влево до (по авиагоризонту) выполняется разворот самолета по курсу примерно на 1800 (изменение курса контролировать по курсоглиссадному прибору). Уточнить посадочный курс самолета по курсоглиссадному прибору (тонкая и толстая стрелки должны совпадать острыми концами и соответствовать текущему курсу самолета). Привести самолет в точку, отстоящую от торца ВПП на расстоянии ~ 5 ÷ 8 км, на высоте Н = 500 – 700 м, со скоростью Vпр = 320 – 350 км/ч и курсом, совпадающим с направлением взлетно–посадочной полосы.

Снижение и посадка

Выпустить шасси (рычаг уборки/выпуска шасси переместить в нижнее положение, по световой индикации убедиться в выполнении действия: зажигаются зеленые лампочки). Чтобы снизить скорость полета, при необходимости, сбросить тягу двигателя и воспользоваться тормозным щитком (флажок на РУД'е). Выпустить закрылки в посадочное положение (кнопка на левой панеле управления «Посадка» и проконтролировать их выпуск на световом табло).

На удалении ~ 1500 м от торца ВПП на высоте Н = 300 м начать снижение самолета по глиссаде (Vпр = 350 – 320 км/ч, Vy = –2,5 м/с). Управляя тягой двигателя, следить за скоростью, чтобы не выйти на режим сваливания ( км/ч). Для выдерживания самолета на глиссаде небольшими движениями «от себя» и «на себя» ручки управления поддерживать необходимый угол снижения, а движениями «вправо–влево» – направление по курсу в точку выравнивания в начале ВПП. Небольшими перемещениями РУД’а регулировать скорость полета, которая к моменту начала выравнивания (удаление от торца ВПП ~ 50 м) не должна быть меньше Vпр ~ 330 ÷ 320 км/ч. Плавно подбирая ручку управления «на себя», начать выравнивание с таким темпом, чтобы на высоте Н = 1 ÷ 1,5 м над ВПП вертикальная скорость Vy была в пределах –2,0 ÷ –0,5 м/с. Движением ручки управления «на себя» создать самолету посадочное положение на два основных колеса. Посадочная скорость составляет Vпр ~ 310 км/ч (контролировать по указателю скорости).

После касания земли основными стойками шасси зафиксировать РУС и дождаться опускания носовой стойки и начала пробега самолета по взлетно–посадочной полосе. РУД’ом перевести двигатель в режим «Малого газа» (установить РУД в крайнее заднее положение). Тормозной скобой на РУС’е (сначала плавно, а затем полным нажатием скобы) начать торможение самолета, выпустить тормозной парашют и дождаться полной остановки самолета.

Занятие 2. Изучение продольного движения самолета. Оценка некоторых
характеристик продольной статической устойчивости и управляемости

Цель работы: Изучение элементов ручного управления продольным движением самолета. Ознакомление с методикой определения характеристик продольной устойчивости и управляемости.

Краткая теория. Под продольным движением понимается вращательное движение самолета относительно связанной оси ОZ и поступательное движение его центра масс по осям траекторной системы координат ОХк и ОYк. Примеры продольного движения: разгон, торможение, горка и т.д.

Для самолета, обладающего приемлемыми продольными характеристиками устойчивости и управляемости, характерны следующее виды реакции на импульсное или ступенчатое отклонения рычага управления (ручки управления) «на себя» и «от себя» (рис. 1).

 
 

Рис. 1. Возможные виды реакции самолета на отклонения ручки управления

Рассмотрим управление устойчивым самолетом при движении в горизонтальной плоскости по прямой, с постоянной скоростью.

Уравнения движения:

(1)

(2)

(3)

Ручкой управления, а, следовательно, отклонением руля высоты на угол , летчик подбирает угол атаки, при котором выполняется условие (2). Угол отклонения руля высоты определяется из условия (3):

и реализуется отклонением ручки управления Хв согласно кинематической связи для данного самолета.

Одновременно перемещением РУД’а летчик подбирает обороты двигателя (тягу), при которой выполняется условие (1). Таким образом, заданной скорости V1 и высоте Н соответствует вполне определенное положение ручки управления по тангажу, которое называется балансировочным. При отсутствии триммера или при выключенном механизме триммерного эффекта (МТЭ) на ручке ощущается усилие («тянущее» «–» или «давящее» «+»).

Предположим, что горизонтальный полет должен выполняться на большей постоянной скорости V2. Тогда согласно (2) угол атаки должен быть уменьшен, т.к. , что достигается перемещением ручки управления «от себя». При этом тяга двигателя должна быть увеличена. В связи с тем, что рост скорости приводит к росту лобового сопротивления (см. рис. 2), то для достижения большей скорости необходимо увеличить тягу двигателя перемещением РУД’а «от себя».

 
 

Рис. 2. Взаимосвязь изменения располагаемой тяги двигателя
и силы лобового сопротивления в горизонтальном полете

Диаграмма положений ручки в зависимости от скорости полета показана на рис. 3 и называется балансировочной кривой пo скорости.

 
 

Рис. 3. Балансировочная кривая по скорости

Соответственно этой диаграмме можно построить диаграмму замеренных усилий на ручке управления, которые летчик реально ощущает в полете (рис. 4).

 
 

Рис. 4. Диаграммы усилий на ручке управления

Таким образом, перемещением ручки управления летчик отклоняет руль высоты, который создает момент горизонтального оперения (ГО) относительно центра масс, в результате чего самолет занимает вполне определенное положение относительно набегающего потока, т.е. устанавливается под заданным летчиком углом атаки.

Известно, что статическая устойчивость самолета зависит от вида моментных диаграмм mz = f(α), которые определяют для заданной компоновки самолета в аэродинамических трубах. При этом для статически устойчивого самолета . В летных испытаниях замерить действующие по осям результирующие моменты невозможно (нет точки опоры). Поэтому обходятся построением балансировочных кривых δв = f(α), по которым, оказывается, можно судить о статической устойчивости самолета.

Взаимосвязь моментных диаграмм и балансировочных кривых хорошо видна, если, например, приравнять нулю коэффициент продольного момента mz = 0, или

(4)

откуда потребное значение отклонения руля высоты, (так называемое балансировочное) при котором mz = 0.

(5)

Числитель в данной формуле является коэффициентом продольного момента mz при неотклоненном руле высоты. Поэтому балансировочная диаграмма в некотором масштабе повторяет моментную диаграмму самолета. Наклон балансировочной кривой (5) определяется знаком (т.к. ). Поэтому для статически устойчивого самолета ( ), . Подставляя в (4) значение Су, определяемое из условия выполнения горизонтального полета (Y = mg) нетрудно видеть, что знак определяет знак , т.е. для устойчивого по скорости самолета, у которого , производная также должна быть больше нуля ( ).

При необходимости по соответствующим формулам можно рассчитать показатели устойчивости по скорости ( ) и по перегрузке .

, .

Следует отметить, что при построении балансировочных кривых вместо величины углов отклонения рулей δ часто используют величины перемещений рычагов Х, или усилий на них Р, используя кинематические и загрузочные характеристики. Вместо углов атаки a часто используют Cy и ny.

По балансировочным кривым определяют и характеристики статической управляемости, например: , – соответственно коэффициенты (или градиенты) «расхода» ручки управления и усилий на ней по перегрузке;

, – коэффициенты «расхода» усилий и ручки по скорости.

Оценку характеристик продольной статической устойчивости и управляемости проводят по балансировочным кривым типа при ny = 1 и при V = const. Балансировочные характеристики получают при выполнении разгонов – торможений на постоянной высоте. Непосредственно с записей параметров полета снимают значения положения ручки управления и скорости в рассматриваемый момент времени и получают зависимость при ny = 1.

На рис. 5 приведены записи параметров продольного движения самолета в горизонтальном полете на высоте Н = 1000 м и скорости V = 400 км/ч с последующей «дачей» ручки управления по тангажу, полученных на пилотажном стенде ТЛ–21.

Для построения балансировочной кривой при ny = 1 выполняются так называемые «площадки», разгоны – торможения самолета на фиксированной высоте с последующим переводом самолета на заданной скорости в режим горизонтального полета. На каждой из заданных скоростей в горизонтальном полете (ny = 1, Vy ~ 0) определяется расход ручки управления на балансировку ( , см. рис. 5). Совокупность значений расходов ручки на балансировку для заданного диапазона изменения скорости и дает балансировочную кривую по скорости.

Балансировочную кривую при V = const получают выполнением «дач» ручки управления «на себя» или «от себя». Для этого на заданных высоте и скорости горизонтального полета (ny = 1, Vy ~ 0) ручка управления отклоняется «на себя» на 1/3 ее полного хода и удерживается в этом положении ~ 2 – 3 c. Отклонением ручки «от себя» с последующим переводом ее в балансировочное положение восстанавливается заданный (по скорости и высоте) режим горизонтального полета. Затем ручка управления отклоняется полностью «на себя» и также удерживается в этом положении ~ 2 – 3 c. В результате этих действий на разные управляющие отклонения ручки управления получаются различные приращения нормальной перегрузки ( ). По двум полученным точкам строится зависимость .

 

Порядок выполнения работы.

Каждый студент на пилотажном стенде выполняет взлет, набор высоты, разворот на 1800 и горизонтальный полет на высоте Н = 800 ÷ 1000 м и скорости Vпр = 400 км/ч. (см. соответствующие разделы задания № 1). Для сокращения времени выполнения задания после соблюдения условий горизонтального полета (ny = 1, Vy ~ 0) и триммирования РУС’а по команде преподавателя ручка управления отклоняется «на себя» на 1/3 ее полного хода и удерживается в этом положении ~ 1 – 2 c. Отклонением ручки «от себя» с последующим переводом ее в балансировочное положение восстанавливается заданный (по скорости и высоте) режим горизонтального полета.

Переводом рычага управления двигателем вперед осуществляется разгон самолета до скорости, заданной преподавателем (Vпр ~ 500 км/ч). На достигнутой скорости самолет балансируется в горизонтальном полете (триммером снимаются усилия с РУС’а). По команде преподавателя ручка управления отклоняется «на себя» на 1/3 ее полного хода и удерживается в этом положении ~ 1 – 2 c. Отклонением ручки «от себя» с последующим переводом ее в балансировочное положение восстанавливается заданный (по скорости и высоте) режим горизонтального полета. Затем ручка управления отклоняется полностью «на себя» и также удерживается в этом положении ~ 1 – 2 c. Снова восстанавливается режим горизонтального полета.

Еще раз выполняется разгон самолета до скорости Vпр ~ 600 км/ч и осуществляется его балансировка в горизонтальном полете. По команде преподавателя выполняется «дача» РУС’а «на себя» на 1/3 полного хода и удерживается в этом положении ~ 1 – 2 c. Восстанавливается режим горизонтального полета.

При выполнении задания следить за курсом самолета. Полет должен быть без крена и скольжения (углы крена γ и скольжения β равны 0).

Определить местоположение самолета, вывести его в зону аэродрома и произвести посадку (см. соответствующие разделы задания № 1).

Оформление отчета.

После выполнения задания студент получает распечатки параметров выполненных четырех режимов полета (см. образец, рис. 5).

1. Для каждого режима по скорости определяется расход ручки управления на балансировку ( , в градусах) и строится зависимость – критерий продольной статической устойчивости самолета по скорости.

2. Для каждой из двух «дач» на одинаковой скорости (1/3 полного хода РУС’а и полное отклонение) находятся значения управляющих отклонений РУС’а ΔХв (в градусах) и вызванные ими приращения нормальной перегрузки Δny. По найденным значениям строится зависимость при V = const – критерий статической устойчивости и управляемости самолета в продольном движении по перегрузке.

3. На каждом режиме по скорости для «дач» на 1/3 полного хода РУС’а находятся значения управляющих отклонений РУС’а ΔХв (в градусах) и вызванные ими приращения нормальной перегрузки Δny. По ним определяются характеристики статической управляемости – коэффициенты (или градиенты) «расхода» ручки управления по перегрузке для каждого значения скорости и строится зависимость . Этот критерий еще называют критерием комфортности управления, т.к. он показывает изменение расхода РУС’а на создание единицы перегрузки по скорости. Для самолетов с приемлемой управляемостью значения этого показателя в начале скоростного диапазона и в конце не должны отличаться более, чем в 3,5 раза.

Занятие 3. Изучение характеристик боковой устойчивости и управляемости
самолета

Цель работы: Изучение элементов ручного управления боковым движением самолета. Ознакомление с методикой определения характеристик боковой устойчивости и управляемости.

Краткая теория. Динамика самолета в боковом движении определяется реакцией самолета по углу скольжения, а также по угловым скоростям его вращения относительно осей X и Y (ωx и ωy).

При движении самолета в горизонтальной плоскости уравнения бокового движения имеют вид:

где Мх – суммарный момент относительно оси Х,

Мy – суммарный момент относительно оси Y,

Za – боковая аэродинамическая сила в скоростной системе координат.

Для статически устойчивого в боковом отношении самолета характерна следующая реакция на появление угла скольжения β, который может, например, появиться из–за отклонения руля направления: при скольжении на правое крыло (β > 0) самолет стремится повернуть нос в сторону правого крыла (вращение вокруг связанной оси OY) и вращаться вокруг связанной оси ОХ в сторону отстающего крыла. Таким образом, если дать правую педаль вперед (ХН > 0), руль направления отклонится вправо (δН > 0), появится скольжение на левое крыло (β < 0) и самолет начнет крениться вокруг оси ОХ вправо (на правое крыло: ωх > 0, γ > 0, см. рис. 1). При этом говорят о правильной реакции самолета по углу крена на отклонение педалей. Появившаяся боковая сила начнет искривлять траекторию полета вправо. Таким образом, при отклонении педали самолет начинает вращаться вокруг осей ОХ и OY с угловыми скоростями ωx и ωy.

При отклонении ручки управления вбок, например, вправо (Хэ < 0), правый элерон отклонится вверх (δэ < 0), левый – вниз. У самолета, имеющего правильную реакцию по углу крена на отклонение элеронов, начинается вращение вправо (ωх > 0, γ > 0, см. рис. 2).

Для того, чтобы однодвигательный симметричный самолет в изолированном боковом движении (β ≠ 0) находился в равновесии, необходимо, чтобы удовлетворялась система уравнений (в проекциях на оси связанной системы координат):

что достигается соответствующим отклонением управляющих поверхностей (руля направления и элеронов) и определенной ориентацией самолета в пространстве (полет с креном). Физически – это прямолинейный полет со снижением и с заданным углом скольжения β.

Практически полет со скольжением выполняется следующим образом. Дается педаль (например, правая, ХН > 0), в результате чего развивается скольжение на левое крыло (β < 0). Появляется боковая сила Z > 0, направленная вправо и порождающая кренящий момент Мх > 0, т.е. самолет кренится на правое крыло (ωх > 0, γ > 0). Чтобы полет был прямолинейным, необходимо уравновесить боковую силу Z составляющей силы тяжести, действующей влево, а кренящий момент Мх – отклонением элеронов. Для этого ручка управления отклоняется вбок в противоположную сторону отклонения педалей (влево, Хэ > 0) и угол крена увеличивается до тех пор, пока не прекратится изменение угла курса (ψ = const, см. рис. 3).

Если требуется, чтобы полет выполнялся в горизонтальной плоскости (Vy = 0), то для этого необходимо отклонить еще ручку управления и «на себя», чтобы уравновесить силу тяжести. При этом нормальная перегрузка будет ny > 1,0, а вариометр должен показывать Vy = 0.

Такой режим полета в летных испытаниях выполняется для определения характеристик статической боковой устойчивости и управляемости самолета.


Порядок выполнения работы.

Каждый студент на пилотажном стенде выполняет взлет, набор высоты, разворот на 1800 и горизонтальный полет на высоте Н = 800 ÷ 1000 м и скорости Vпр = 400 км/ч. (см. соответствующие разделы задания № 1). Для сокращения времени выполнения задания после соблюдения условий горизонтального прямолинейного полета (ny = 1, Vy ~ 0) и триммирования РУС’а по команде преподавателя ручка управления отклоняется строго влево на 1/3 ее полного хода и удерживается в этом положении ~ 2 – 3 c. Отклонением ручки вправо убирается крен и с последующим переводом ее в нейтральное балансировочное положение восстанавливается заданный (по скорости и высоте) режим горизонтального полета.

В режиме горизонтального прямолинейного полета по команде преподавателя дается вперед правая педаль (на полный ход) и удерживается в этом положении ~ 2 – 3 c. Затем отклонением ручки управления по крену влево убирается крен и с последующим переводом ее в нейтральное балансировочное положение восстанавливается заданный (по скорости и высоте) режим горизонтального полета.

В режиме горизонтального прямолинейного полета по команде преподавателя дается вперед левая педаль (на полный ход) и удерживается в этом положении. Затем после появления крена и достижения им значения , отклонением ручки управления по крену вправо убирается крен до тех пор, пока не прекратится изменение угла курса (ψ = const: следить по курсоглиссадному прибору). Полет продолжать ~ 2 – 3 c.

Определить местоположение самолета, вывести его в зону аэродрома и произвести посадку (см. соответствующие разделы задания № 1).

Оформление отчета.

После выполнения задания студент получает распечатки параметров выполненных трех режимов полета (см. образцы, рис. 1 – 3).

Для каждого выполненного режима анализируется реакция самолета на отклонение соответствующего органа управления (ручки управления (элеронов) по крену или дачи педалей (руля направления) по рысканию) и делаются соответствующие выводы о характеристиках боковой устойчивости и управляемости самолета.

Наши рекомендации