Работа № 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОГО ОУ

Цель работы: Дать практические навыки работы со схемами дифференциальных усилителей.

Схема дифференциального усилителя показана на рис. 14. Для инвертирующего входа можно записать

Работа № 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОГО ОУ - student2.ru .

Работа № 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОГО ОУ - student2.ru   Рис. 14

Для неинвертирующего входа

Работа № 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОГО ОУ - student2.ru .

Поскольку еи » ен, напряжение на выходе ОУ будет определяться как

Работа № 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОГО ОУ - student2.ru .

Если R1 = R3, а R2 = R4, то

Работа № 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОГО ОУ - student2.ru ,

т. е. на выходе ОУ получаем разность входных напряжений, умноженную на постоянный коэффициент. Если R1 = R2, то при сохранении условия R1 = R3, а R2 = R4

Работа № 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОГО ОУ - student2.ru .

Порядок выполнения работы

1. Подобрать сопротивления резисторов R1, R2, R3 и R4 в пределах (1...100) кОм так, чтобы R2 /R1 £ 3, R3 = R1, а R2 = R4.

2. Собрать схему дифференциального усилителя (рис. 15). К инвертирующему входу подключить датчик сигнала (ДС), установив переключатель в положение "Постоянное". Установить на выходе источника постоянного напряжения (1...2) В и подключить его к неинвертирующему входу ОУ. Подключить вольтметры к инвертирующему входу и выходу ОУ.

Работа № 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОГО ОУ - student2.ru

Рис. 15

3. Включить питание стенда. Изменяя входное напряжение с помощью датчика сигнала, измерять напряжение на выходе ОУ и его инвертирующем входе (10...15) измерений. Результаты занести в таблицу 2. Отключить питание стенда.

Таблица 2

U1, В –5 –4,5
Uвых, В        
DUвх, В        

4. Рассчитать DUвх = U2 – U1 для каждой точки. Результаты занести в таблицу 2. По результатам построить график Uвых = f(DUвх).

5. Подобрать R2 = R1 и, сохранив условие R1 = R3, а R2 = R4, повторить пп. 3 и 4.

Работа № 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОГО ОУ - student2.ru   Рис. 16

6. Подобрать сопротивление резистора R5 в пределах 510 Ом ... 1 кОм и конденсатор С1. Собрать схему, показанную на рис. 16.

7. Рассчитать с помощью программы MathCAD амплитуду и фазовый сдвиг напряжения ивх2 при частоте fuвх1 = 1 кГц. Для этого сначала необходимо построить частотные характеристики цепочки R5-С1, коэффициент передачи которой определяется как

Работа № 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОГО ОУ - student2.ru .

Определив амплитуду и фазовый сдвиг напряжения ивх2, можно построить график входных и выходного напряжений схемы. Программа, позволяющая провести все вычисления при R5 = 1 кОм и С1 = 0,1 мкФ, приведена на рис. 17.

Работа № 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОГО ОУ - student2.ru

Рис. 17

8. Проверить полученные результаты с помощью модели дифференцирующего усилителя, показанной на рис. 18а. Результаты моделирования показаны на рис. 18б.

Работа № 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОГО ОУ - student2.ru   а Работа № 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОГО ОУ - student2.ru   б

Рис. 18

9. Подключить генератор синусоидального напряжения к свободному выводу R3 (установить частоту напряжения ЗГ 1 КГц и амплитуду 1 В).

Подключить питание стенда. По осциллографу установить амплитуду входного напряжения Uвх1 = 1 В. Зарисовать в одних осях осциллограммы Uвх1(t), Uвх2(t) и Uвых(t). Отключить питание стенда.

10. Установить R2 = R1 и повторить пп. 7–9. Отключить питание стенда.

Содержание отчета

1. Схемы исследуемых усилителей.

2. Таблица 2 и график Uвых = f(DUвх).

3. Осциллограммы по пп. 7–10.

Наши рекомендации