Критерии и методы исследовательской работы

ОТЧЁТ О ВЫПОЛНЕНИИ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

______

Ф.И.О. студента-практиканта

______

Учреждение, в котором проходил практику

Тема курсовой работы:«Изучение характера и степени социальной адаптации детей-сирот младшего школьного возраста к школе».

Объектом является социальная адаптация детей-сирот к условиям общеобразовательной школы.

Предметом являютсястепень и характер социальной адаптации детей-сирот к условиям общеобразовательной школы.

Целью нашего исследования было: изучить характер и степень социальной адаптации детей-сирот младшего школьного возраста к условиям общеобразовательной школы.

Мы поставили ряд практических задач:

1.Определить критерии, исходя из существующих степеней адаптации, в соответствии с которыми будут подбираться наиболее подходящие методы исследования;

2.Подобрать и разработать инструментарий для изучения характера и степени социальной адаптации детей-сирот младшего школьного возраста к условиям общеобразовательной школы;

3.Проанализировать результаты проведённых методов и определить степень социальной адаптации детей-сирот.

Мы выделили гипотезу:мы предполагаем, что у детей-сирот наиболее часто встречается тяжёлая степень социальной адаптации к условиям общеобразовательной школы.

Генеральная совокупность:дети-сироты в возрасте 7 лет, обучающиеся в начальных классах общеобразовательных школ города Красноярска.

Выборочная совокупность:дети-сироты, обучающиеся в 1 классе средней общеобразовательной школы № 133 с углублённым изучением предметов художественно-эстетического цикла.

Критерии.В теории были выделены следующие критерии, исходя из существующих степеней адаптации (тяжёлой, средней и лёгкой):

1.Освоение школьного пространства, предполагающий самостоятельное ориентирование ребёнка в пространстве школы.

2.Школьные отношения ребёнка, включающие в себя:

· отношения со сверстниками;

· отношения с учителями;

· отношение к школе, учебному процессу и урокам.

3.Учебная деятельность, подразумевающая под собой:

· выполнение учебных заданий;

· принятие ситуации обучения;

· усвоение учебной программы.

4.Социальное поведение в школе, предполагающее соблюдение или не соблюдение правил (требований) поведения детей в школе.

Обоснование выбора методов и методик исследования.Учитывая возраст детей, были выбраны наиболее подходящие методы и методика для определения степени их социальной адаптации к условиям общеобразовательной школы. Подбор и разработка методов осуществлялись в соответствии с обозначенными критериями. К каждому критерию, подобранному на основе той или иной степени социальной адаптации, подбирался и разрабатывался необходимый метод исследования.

Методики исследования.

Метод № 1.

Наблюдение – метод сбора первичной информации путём непосредственного изучения социального явления в его естественных условиях.

Проведение исследования. В исследовании данный метод применялся при изучении освоения школьного пространства детьми и при рассмотрении социального поведения ребёнка в школе. Результаты данных наблюдений, проводимых с исследовательской целью, были зафиксированы в специальной карте-бланке, в которой были обозначены: объект наблюдения, дата и время, итог наблюдения, легенда, а также в форме таблицы в карту-бланк были занесены состояние и оценка наблюдения (см. Приложение № 1 и Приложение № 8).

Метод № 2.

Беседа – метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации.

Проведение исследования. В данном исследовании беседа осуществлялась как с ребёнком, так и с учителем. С ребёнком беседа проводилась на темы: ориентация в пространстве школы и отношение ребёнка к школе, учебному процессу и урокам. А с учителем беседа проводилась на тему выполнения ребёнком учебных заданий, принятия им ситуации обучения и усвоения школьной программы. Результаты данного метода, по каждой беседе были зафиксированы на отдельном бланке, на котором обозначены в форме таблицы вопросы и ответы испытуемых, и, следовательно, подведены итоги бесед (см. Приложение № 2, Приложение № 5 и Приложение № 6).

Метод № 3.

Социометрическая методика, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования.

Проведение исследования. В данном исследовании социометрическая методика применялась для изучения межличностных отношений ребёнка со сверстниками. Испытуемым предлагается ответить на вопросы, которые дают возможность обнаружить их школьные отношения со сверстниками. Исследователь зачитывает два вопроса: а) и б) (см. Пример № 1). Задача испытуемого выбрать наиболее подходящий для него вариант ответа. Результаты данного метода были зафиксированы в специальной социометрической карточке, в которой обозначены в форме таблицы такие данные, как тип, критерии и выборы наиболее подходящих ответов испытуемыми.

Пример № 1

Тип Критерии Выборы
Учёба а) если бы вам дали задание работать в парах, с кем в паре ты бы хотел(а) выполнять задание? б) с кем из класса ты бы не хотел(а) работать в паре?  
Досуг а) кого бы из класса ты пригласил(а) на День рождения? б) кого бы из класса ты не пригласил(а) на День рождения?  

Обработка данных. Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки. Вначале следует построить простейшую социоматрицу (см. Пример № 2). Результаты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозначений. По вертикали записываются за номерами фамилии (имена) всех членов группы, которая изучается; по горизонтали – только их номер (см. Приложение № 3). На соответствующих пересечениях цифрами +1, +2, +3 обозначают тех, кого выбрал каждый испытуемый в первую, вторую, третью очередь, цифрами -1, -2, -3 – тех, кого подопытный не избирает в первую, вторую и третью очередь. После того, как положительные и отрицательные выборы будут занесены в таблицу, надо подсчитать по вертикали алгебраическую сумму всех полученных каждым членом группы выборов (сумма выборов). Потом надо подсчитать сумму баллов для каждого члена группы, учитывая при этом, что выбор в первую очередь равняется +3 баллам (-3), во вторую – +2 (-2), в третью – +1 (-1). После этого подсчитывается общая алгебраическая сумма, которая и определяет статус в группе.

Пример № 2

Фамилия
Иванов   +1     +2     +3   -1
Петров +1     +3 +2          
Сидоров -1 +1   +2 +3          
Данилова   +2     +1       +3  
Александрова +2 +1   +3     -3     -2
Адаменко                    
Петренко +1     +3            
Козаченко +1   +3 +2            
Яковлева   +2     +1   +3     -1
Шумская   +2 +1   +3       -1  
Кол-во выборов                    
Кол-во баллов                    
Общая сумма                    

Метод № 4.

Анкетирование – метод сбора фактов на основе письменного самоотчёта испытуемых по специально составленной программе.

Проведение исследования. Каждому испытуемому выдаётся опросный лист с содержанием в нём 13 вопросов и выбором наиболее подходящего ответа (согласен, скорее не согласен, не согласен) (см. Приложение № 4).

Обработка данных. Подведение итогов по анкетированию проводилось на основе наибольших положительных или отрицательных ответов испытуемыми.

Метод № 5.

Анализ учебной успеваемости. В данном исследовании проводился анализ классного журнала, который подразумевал под собой изучение успеваемости ребёнка.

Проведение исследования. Проходило изучение ни оценок, а знаковой символики, получаемой испытуемыми, так как в первом классе оценки учителями ещё не выставляются. Результаты данного метода были зафиксированы в специальном бланке, в котором в текстовой форме проанализирована учебная успеваемость, по каждому испытуемому.

Таким образом, предоставляется список критериев и соответствующих им методов.

Таблица № 1

Критерии и методы исследовательской работы

Критерий Метод
Освоение школьного пространства: ориентация в пространстве школы Наблюдение, беседа с ребёнком
Школьные отношения: А.Со сверстниками; Б.С учителями; В. К школе, учебному процессу и урокам.   Социометрия, анкета для ребёнка, беседа с ребёнком
Учебная деятельность: А. Выполнение учебных заданий; Б. Принятие ситуации обучения; В. Усвоение учебной программы.   Беседа с учителем, анализ учебной успеваемости
Социальное поведение в школе Наблюдение

Наши рекомендации