Тема 6. Интегральное исчисление.

МАТЕМАТИКА

Семестр

Учебно-методический комплекс

Для студентов заочной формы обучения

направления «Менеджмент»

Составитель: Н.П. Дмитриев

Содержание дисциплины в 1 семестре

Тема 1. Линейная и векторная алгебра.

  1. Понятие матрицы. Линейные операции над матрицами. Произведение матриц. Свойства операций сложения и произведения матриц.
  2. Определители и их свойства. Правило Крамера решения систем линейных уравнений.
  3. Миноры и алгебраические дополнения. Единичная и обратная матрицы. Методы решений систем линейных уравнений: метод обратной матрицы, метод Гаусса.
  4. Векторы и линейные операции над ними. Скалярное произведение. Длина вектора. Прямоугольная система координат на плоскости и в трехмерном пространстве. Разложение вектора по координатным ортам. Угол между векторами. Условия коллинеарности и перпендикулярности векторов.
  5. Векторное и смешанное произведения векторов, их геометрический смысл. N-мерные векторы, линейная зависимость векторов, базис векторного пространства.

Тема 2. Аналитическая геометрия

  1. Прямая на плоскости. Описание прямой, проходящей через заданную точку и с заданным наклоном. Прямая, проходящая через две точки. Общее уравнение прямой на плоскости. Условие параллельности и перпендикулярности прямых. Уравнение прямой в отрезках. Расстояние от точки до прямой.
  2. Плоскости и прямые в трехмерном пространстве. Векторное описание плоскости, проходящей через заданную точку перпендикулярно заданному вектору. Общее уравнение плоскости. Условия параллельности и перпендикулярности плоскостей.
  3. Общее описание прямой в пространстве. Канонические уравнения прямой. Взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве и их аналитическая характеристика.
  4. Кривые на плоскости. Геометрические объекты второго порядка (эллипс, гипербола, парабола). Специальные кривые (кардиоиды, лемнискаты, циклоиды…).
  5. Поверхности в пространстве. Геометрические объекты второго порядка (эллипсоид, гиперболоид, параболоид).

Тема 3. Введение в анализ.

  1. Числовые функции. Их способы задания и классификация.
  2. Предел числовой последовательности. Предельный переход в арифметических операциях и неравенствах. Признаки существования предела для промежуточных и монотонных последовательностей. Число е.
  3. Два равносильных определения предела числовой функции в точке. Арифметические свойства операции предельного перехода. Замечательные пределы. Сравнение функций.
  4. Непрерывные функции. Непрерывность основных элементарных функций. Точки разрыва и их классификация. Теоремы об экстремальных и промежуточных значениях непрерывных функций.

Тема 4. Дифференциальное исчисление.

  1. Три основных понятия дифференциального исчисления функции одного переменного (производная, дифференцируемость, дифференциал) и их интерпретации в физике, геометрии, экономике и др.
  2. Формулы дифференцирования арифметических операций, сложной и обратной функций.
  3. Производные и дифференциал высших порядков. Формула Тейлора.
  4. Основные теоремы дифференциального исчисления (Ферма, Ролля, Лагранжа, Коши).
  5. Приложение дифференциального исчисления к исследованию качественных свойств числовых функций.
  6. Асимптоты графика функции. Правило Лопиталя. Схема исследования функций.

Тема 5. Функции многих переменных.

  1. Функции многих переменных. Понятие их предела и непрерывности. Частные производные, дифференцируемость и дифференциал. Высшее дифференцирование. Формулы дифференцирования неявных функций.
  2. Необходимые и достаточные условия локального экстремума функции многих переменных.
  3. Условный экстремум. Метод множителей Лагранжа.

Тема 6. Интегральное исчисление.

  1. Первообразная и неопределенный интеграл. Простейшие свойства неопределенного интегрирования. Таблица интегралов.
  2. Методы замены переменного и интегрирования по частям. Интегрирование рациональных и иррациональных функций.
  3. Определённый интеграл и его свойства. Теорема о среднем значении. Интеграл с переменным верхним пределом. Условия его непрерывности и дифференцируемости. Формула Ньютона-Лейбница.
  4. Замена переменной и интегрирование по частям в определенном интеграле. Несобственные интегралы. Приложения определенного интеграла.

Вопросы к экзамену в 1 семестре

1) Матрицы. Понятие матрицы. Линейные операции над матрицами и их свойства

2) Произведение матриц. Свойства произведения матриц.

3) Определители и их свойства. Правило Крамера.

4) Единичная и обратная матрицы. Решение СЛАУ матричным методом.

5) Решение СЛАУ методом Гаусса.

6) Решение СЛАУ методом Гаусса-Жордана.

7) Векторы, действия над ними. Координаты вектора (теорема о базисе плоскости).

8) Скалярное произведение векторов. Свойства и геометрические приложения.

9) Расстояние между точками. Деление отрезка в данном отношении.

10) Векторы в пространстве (теорема о базисе пространства).

11) Векторное произведение векторов. Свойства и геометрические приложения.

12) Смешанное произведение векторов. Свойства и геометрические приложения.

13) Прямая на плоскости. Прямая, проходящая через две точки.

14) Описание прямой, проходящей через заданную точку и с заданным угловым коэффициентом. Условие параллельности и перпендикулярности прямых.

15) Общее уравнение прямой на плоскости. Условие параллельности и перпендикулярности прямых. Уравнение прямой в отрезках.

16) Угол между прямыми. Расстояние от точки до прямой.

17) Плоскость в пространстве. Взаимное расположение плоскостей в пространстве

18) Линии второго порядка на плоскости и их общее описание.

19) Каноническое уравнение эллипса, геометрическая характеристика, построение.

20) Каноническое уравнение гиперболы, геометрическая характеристика, построение.

21) Каноническое уравнение параболы, геометрическая характеристика, построение.

22) Прямые в трехмерном пространстве.

23) Векторное описание плоскости, проходящей через заданную точку перпендикулярно заданному вектору.

24) Векторное описание плоскости, проходящей через три точки.

25) Условия параллельности и перпендикулярности плоскостей.

26) Общее уравнение поверхности. Цилиндрическая поверхность.

27) Эллипсоид, гиперболоид, параболоид, конус

28) Множества и действия над ними.

29) Элементарные функции. Свойства. Графики. Преобразование графиков.

30) Предел функции в точке. Раскрытие неопределенностей.

31) Замечательные пределы.

32) Непрерывность функции в точке.

33) Непрерывность функции на отрезке.

34) Производная функции, её геометрический смысл.

35) Правила дифференцирования. Таблица производных.

36) Основные теоремы дифференциального исчисления (Ферма, Ролля, Лагранжа, Коши).

37) Исследование функции на монотонность и экстремумы.

38) Нахождение направлений выпуклости и точек перегиба графика функции.

39) Правило Лопиталя.

40) Асимптоты графика функции.

41) Формула Тейлора и ее применение.

42) Функция двух переменных, её область определения и график.

43) Частные производные функции двух переменных.

44) Экстремум функции двух переменных: необходимое условие, достаточное условие существования.

45) Условный экстремум. Задача Дидоны. Функция Лагранжа.

46) Глобальный экстремум функции двух переменных в замкнутой области.

47) Неопределённый интеграл и его свойства.

48) Таблица неопределённых интегралов.

49) Метод замены переменной в неопределённом интеграле.

50) Формула интегрирования по частям в неопределённом интеграле.

51) Интегрирование рациональных дробей.

52) Интегрирование некоторых трансцендентных функций.

53) Определённый интеграл и его свойства. Формула Ньютона – Лейбница.

54) Геометрические приложения определённого интеграла.

3. Варианты контрольных заданий

Инструкция к оформлению

1. Контрольную работу (КР1) оформлять в отдельной школьной тетрадке с указанием ФИО студента и номера группы

2. Каждая КР выполняется согласно выбранному варианту. Номер варианта соответствует номеру фамилии студента в списке студенческой группы

3. Все задачи должны быть решены четко и ясно со ссылками на известные теоремы и формулы

4. В конце работы проставляется дата и подпись

5. В случае, если КР не зачтена, делается работа над ошибками и она снова отправляется на проверку преподавателю

Тексты контрольных заданий №1

1. Разложить вектор X по векторам P, Q, R. Систему решить 1) методом Крамера, 2) матричным методом, 3) методом Гаусса

2. Треугольник АВС задан своими вершинами А, B, C. Найти: 1) уравнения сторон, 2) уравнение и длину высоты из точки А на сторону ВС, 3) площадь треугольника

3. Тетраэдр АВСD задан своими вершинами А, B, C, D. Найти: 1) уравнения граней, 2) уравнение средней линии грани АВС, 3) объем тетраэдра

4. Найти пределы функций

5. Исследовать функции и построить график

№ зад Вариант 0
X=(1,7,1) P(-1,0,2) Q(0,-2,1) R(3,1,0)  
A(2,1) B(4,-3) C(-3,0)  
A(2,1,4) B(-2,1,0) C(0,-3,-5) D(1,0,-3)  
Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru
Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru
№ зад Вариант 1
X=(4,-3,4) P(0,1,2) Q(1,1,0) R(3,-1,1)  
A(3,1) B(4,-1) C(-3,5)  
A(1,1,4) B(-2,3,0) C(0,-3,-1) D(4,0,-3)  
Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru
Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru
№ зад Вариант 2
X=(-2,2,3) P(-1,0,2) Q(0,-2,1) R(3,1,0)  
A(3,0) B(4,-2) C(-4,6)  
A(-1,1,4) B(-1,3,0) C(0,-4,-1) D(4,0,-5)  
Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru
Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru
№ зад Вариант 3
  X=(6,0,6) P(0,1,2) Q(1,1,0) R(3,-1,1)  
A(3,0) B(4,-1) C(-4,1)  
A(2,1,5) B(-4,3,0) C(0,-2,-1) D(4,0,-4)  
Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru
Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru
№ зад Вариант 4
  X=(9,-1,2) P(-1,0,2) Q(0,-2,1) R(3,1,0)  
A(3,-2) B(4,-1) C(-3,6)  
A(1,-1,4) B(-2,3,0) C(0,-3,1) D(4,0,-2)  
Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru
Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru
№ зад Вариант 5
  X=(4,-3,4) P(0,1,2) Q(1,1,0) R(3,-1,1)  
A(3,1) B(4,-1) C(-3,5)  
A(1,1,4) B(-2,3,0) C(0,-3,-1) D(4,0,-3)  
Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru
Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru
№ зад Вариант 6
  X=(-5,2,2) P(-1,0,2) Q(0,-2,1) R(3,1,0)  
A(3,0) B(4,-2) C(-4,6)  
A(-1,1,4) B(-1,3,0) C(0,-4,-1) D(4,0,-5)  
Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru
Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru
№ зад Вариант 7
  X=(3,1,5) P(0,1,2) Q(1,1,0) R(3,-1,1)  
A(3,0) B(4,-1) C(-4,1)  
A(2,1,5) B(-4,3,0) C(0,-2,-1) D(4,0,-4)  
Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru
Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru
№ зад Вариант 8
  X=(-5,-7,7) P(-1,0,2) Q(0,-2,1) R(3,1,0)  
A(3,-2) B(4,-1) C(-3,6)  
A(1,-1,4) B(-2,3,0) C(0,-3,1) D(4,0,-2)  
Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru
Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru
№ зад Вариант 9
  X=(4,-3,4) P(0,1,2) Q(1,1,0) R(3,-1,1)  
A(3,1) B(4,-1) C(-3,5)  
A(1,1,4) B(-2,3,0) C(0,-3,-1) D(4,0,-3)  
Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru
Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru
№ зад Вариант 10
  X=(4,-2,-1) P(-1,0,2) Q(0,-2,1) R(3,1,0)  
A(3,0) B(4,-2) C(-4,6)  
A(-1,1,4) B(-1,3,0) C(0,-4,-1) D(4,0,-5)  
Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru
Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru
№ зад Вариант 11
  X=(4,-1,-1) P(0,1,2) Q(1,1,0) R(3,-1,1)  
A(3,0) B(4,-1) C(-4,1)  
A(2,1,5) B(-4,3,0) C(0,-2,-1) D(4,0,-4)  
Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru
Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru
№ зад Вариант 12
  X=(-4,1,1) P(-1,0,2) Q(0,-2,1) R(3,1,0)  
A(3,-2) B(4,-1) C(-3,6)  
A(1,-1,4) B(-2,3,0) C(0,-3,1) D(4,0,-2)  
Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru
Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru
№ зад Вариант 13
    X=(4,-3,4) P(0,1,2) Q(1,1,0) R(3,-1,1)
A(3,1) B(4,-1) C(-3,5)  
A(1,1,4) B(-2,3,0) C(0,-3,-1) D(4,0,-3)  
Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru
Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru
№ зад Вариант 14
  X=(-5,-7,7) P(-1,0,2) Q(0,-2,1) R(3,1,0)  
A(3,0) B(4,-2) C(-4,6)  
A(-1,1,4) B(-1,3,0) C(0,-4,-1) D(4,0,-5)  
Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru
Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru
№ зад Вариант 15
  X=(7,0,4) P(0,1,2) Q(1,1,0) R(3,-1,1)  
A(3,0) B(4,-1) C(-4,1)  
A(2,1,5) B(-4,3,0) C(0,-2,-1) D(4,0,-4)  
Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru
Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru
№ зад Вариант 16
  X=(4,-2,6) P(-1,0,2) Q(0,-2,1) R(3,1,0)  
A(3,-2) B(4,-1) C(-3,6)  
A(1,-1,4) B(-2,3,0) C(0,-3,1) D(4,0,-2)  
Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru
Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru
№ зад Вариант 17
  X=(4,5,2) P(0,1,2) Q(1,1,0) R(3,-1,1)  
A(3,0) B(4,-2) C(-4,6)  
A(-1,1,4) B(-1,3,0) C(0,-4,-1) D(4,0,-5)  
Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru
Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru
№ зад Вариант 18
  X=(-5,-2,11) P(-1,0,2) Q(0,-2,1) R(3,1,0)  
A(3,0) B(4,-1) C(-4,1)  
A(2,1,5) B(-4,3,0) C(0,-2,-1) D(4,0,-4)  
Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru
Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru
№ зад Вариант 19
  X=(1,3,4) P(0,1,2) Q(1,1,0) R(3,-1,1)  
A(3,-2) B(4,-1) C(-3,6)  
A(1,-1,4) B(-2,3,0) C(0,-3,1) D(4,0,-2)  
Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru
Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru
№ зад Вариант 20
  X=(2,1,2) P(-1,0,2) Q(0,-2,1) R(3,1,0)  
A(3,1) B(4,-1) C(-3,5)  
A(1,1,4) B(-2,3,0) C(0,-3,-1) D(4,0,-3)  
Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru
Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru  
№ зад Вариант 21
  X=(1,2,2) P(0,1,2) Q(1,1,0) R(3,-1,1)  
A(3,0) B(4,-2) C(-4,6)  
A(-1,1,4) B(-1,3,0) C(0,-4,-1) D(4,0,-5)  
Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru
Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru
№ зад Вариант 22
  X=(-5,-7,7) P(-1,0,2) Q(0,-2,1) R(3,1,0)  
A(3,0) B(4,-1) C(-4,1)  
A(2,1,5) B(-4,3,0) C(0,-2,-1) D(4,0,-4)  
Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru
Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru
№ зад Вариант 23
  X=(4,-3,4) P(0,1,2) Q(1,1,0) R(3,-1,1)  
A(3,-2) B(4,-1) C(-3,6)  
A(1,-1,4) B(-2,3,0) C(0,-3,1) D(4,0,-2)  
Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru
Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru
№ зад Вариант 24
  X=(2,-1,3) P(-1,0,2) Q(0,-2,1) R(3,1,0)  
A(3,1) B(4,-1) C(-3,5)  
A(1,1,4) B(-2,3,0) C(0,-3,-1) D(4,0,-3)  
Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru
Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru
№ зад Вариант 25
  X=(4,1,3) P(0,1,2) Q(1,1,0) R(3,-1,1)  
A(3,0) B(4,-2) C(-4,6)  
A(-1,1,4) B(-1,3,0) C(0,-4,-1) D(4,0,-5)  
Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru
Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru
№ зад Вариант 26
  X=(-5,-7,7) P(3,1,0) Q(0,-2,1) R(-1,0,2)  
A(3,0) B(4,-1) C(-4,1)  
A(2,1,5) B(-4,3,0) C(0,-2,-1) D(4,0,-4)  
Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru
Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru
№ зад Вариант 27
  X=(4,-3,4) P(1,1,0) Q(0,1,2) R(3,-1,1)  
A(3,-2) B(4,-1) C(-3,6)  
A(1,-1,4) B(-2,3,0) C(0,-3,1) D(4,0,-2)  
Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru
Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru
№ зад Вариант 28
  X=(-5,7-,7) P(0,1,-2) Q(3,0,1) R(-1,2,0)  
A(3,1) B(4,-1) C(-3,5)  
A(1,1,4) B(-2,3,0) C(0,-3,-1) D(4,0,-3)  
Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru
Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru
№ зад Вариант 29
  X=(-3,4,4) P(1,0,2) Q(1,1,0) R(-1,3,1)  
A(3,0) B(4,-2) C(-4,6)  
A(-1,1,4) B(-1,3,0) C(0,-4,-1) D(4,0,-5)  
Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru
Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru
№ зад Вариант 30
  X=(-7,-5,7) P(0,-1,2) Q(-2,0,1) R(1,3,0)  
A(3,0) B(4,-1) C(-4,1)  
A(2,1,5) B(-4,3,0) C(0,-2,-1) D(4,0,-4)  
Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru
Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru
№ зад Вариант 31
  X=(4,-3,4) P(0,1,2) Q(1,1,0) R(3,-1,1)  
A(3,-2) B(4,-1) C(-3,6)  
A(1,-1,4) B(-2,3,0) C(0,-3,1) D(4,0,-2)  
Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru
Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru
№ зад Вариант 32
X=(-5,-7,7) P(-1,0,2) Q(0,-2,1) R(3,1,0)  
A(3,-2) B(4,-1) C(-3,6)  
A(1,-1,4) B(-2,3,0) C(0,-3,1) D(4,0,-2)  
Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru
Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru
№ зад Вариант 33
  X=(5,-3,9) P(3,-1,0) Q(0,-2,1) R(-1,0,-2)  
A(3,5) B(4,-1) C(-4,2)  
A(-2,1,5) B(-4,-3,0) C(0,2,-1) D(4,0,6)  
Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru
Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru

Решение варианта 0 контрольной работы №1

Задача 1. Разложение вектора X=(1,7,1) по векторам P(-1,0,2), Q(0,-2,1,) R(3,1,0) имеет вид:

X=άP+βQ+γR

Распишем это векторное уравнение покоординатно, т.е. сначала приравняем абсциссы, затем ординаты, а потом аппликаты. В результате получим систему трех линейных алгебраических уравнений с тремя неизвестными ά, β, γ:

Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru

1) Решим систему (1) методом Крамера. Для этого подсчитаем 4 определителя: главный ∆ и 3 вспомогательных ∆ά, ∆β, ∆γ. Напомним, что главный определитель составляется из коэффициентов при неизвестных ά, β, γ. Вспомогательные определители формируются из главного заменой соответствующего столбца столбцом свободных членов.

Главный определитель вычислим методом Лапласа с помощью разложения, например, по первой строке:

Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru

Аналогично вычисляются вспомогательные определители.

Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru

Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru

Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru

Неизвестные ά, β, γ находятся как отношения соответствующих вспомогательных определителей к главному:

Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru

Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru

Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru

2) Решим систему (1) матричным методом. Очевидно, что

X=A-1B,

где A-1 – обратная матрица по отношению к матрице коэффициентов системы, B – столбец свободных членов.

Найдем обратную матрицу по схеме:

A → A* → (A*)T → (A*)T/∆=A-1

где A – исходная матрица,

A* - присоединенная матрица (состоящая из алгебраических дополнений каждого элемента исходной матрицы),

(A*)T – транспонированная матрица относительно присоединенной матрицы A*,

∆ - определитель матрицы А

Напомним, что для нахождения присоединенной матрицы необходимо отыскать алгебраические дополнения всех элементов исходной матрицы. Алгебраическое дополнение элемента матрицы – это определитель, получающийся вычеркиванием строки и столбца, на пересечении которых находится данный элемент. Знак такого определителя меняется на противоположный, если сумма номеров строки и столбца нечетна.

Алгебраическим дополнением элемента (-1), находящегося на пересечении первой строки и первого столбца, является определитель

Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru

Алгебраическим дополнением элемента 0, находящегося на пересечении первой строки и второго столбца, является определитель

Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru

Знак определителя изменен на противоположный, так как 1+2=3 – нечетное число.

Аналогично отыскиваются алгебраические дополнения других элементов исходной матрицы.

Итак,

Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru

В результате транспонирования получаем

Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru

Определитель исходной матрицы был подсчитан ранее, а именно (см. формулу (2)), ∆=13. Таким образом,

Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru

Умножая справа на столбец свободных членов, находим

Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru

или ά=2, β=-3, γ=1.

Решим систему методом Гаусса. Составим расширенную матрицу

Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru

Пусть разрешающим элементом будет a23=1, а разрешающей строкой – вторая строка. С помощью выбранной второй строки элементарными преобразованиями исключим переменную γ, т.е. добьемся того, чтобы все элементы третьего столбца, кроме разрешающего, оказались равными 0. А именно, если к первой строке добавить вторую, умноженную на (-3), то получим

Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru

Пусть теперь разрешающим элементом будет a32=1, а разрешающей строкой – третья строка. С помощью выбранной третьей строки элементарными преобразованиями исключим переменную β, т.е. добьемся того, чтобы все элементы второго столбца, кроме разрешающего, оказались равными 0. А именно, если к первой строке добавить третью, умноженную на (-6), а ко второй – третью, умноженную на 2, то получим

Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru

Сократим все элементы первого столбца на (-13):

Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru

Выберем в качестве разрешающего элемент a11=1. Прибавим ко второй строке первую, умноженную на (-4), а к третьей – первую, умноженную на (-2). После такого преобразования получаем

Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru

Отсюда снова получаем ά=2, β=-3, γ=1.

Итак, разложение вектора X=(1,7,1) по векторам P(-1,0,2), Q(0,-2,1,) R(3,1,0) имеет вид:

X=2P-3Q+R

Задача 2. Треугольник АВС задан своими вершинами

А(2,1), B(4,-3), C(-3,0).

1) Найдем уравнение стороны АВ, для чего воспользуемся уравнением прямой, проходящей через две точки:

Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru

Подставляя координаты точек А и В, получаем уравнение:

Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru

Итак, каноническое уравнение прямой АВ имеет вид:

Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru

Приведем это уравнение к общему виду. По правилу пропорции получаем:

-4(x-2)=2(y-1). Раскрывая скобки, приходим к общему уравнению прямой АВ:

2x+y=5

Изолируем y и получим уравнение прямой с угловым коэффициентом:

y=-2x+5

Аналогично находятся уравнения других сторон. Каноническое уравнение прямой ВС:

Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru

Общее уравнение прямой ВС:

3x+7y+9=0

Уравнение прямой ВС с угловым коэффициентом:

Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru

Каноническое уравнение прямой АС:

Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru

Общее уравнение прямой АС:

x-5y+3=0

Уравнение прямой АС с угловым коэффициентом:

Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru

2) Найдем уравнение и длину высоты AD из точки А на сторону ВС. Из канонического уравнения стороны ВС получаем направляющий вектор

qВС=(-7, 3)

Этот вектор можно принять в качестве нормального вектора прямой AD:

nAD=(-7, 3)

Следовательно, уравнение прямой AD, проходящей через точку А и имеющей нормальный вектор nAD, имеет вид:

-7(x-2)+3(y-1)=0

Раскроем скобки и приведем к общему виду:

-7x+3y+11=0

Уравнение медианы AD в явной форме имеет вид:

Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru

Далее найдем координаты точки D, для чего необходимо совместно решить уравнения прямой ВС и медианы AD:

Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru

Решим эту систему методом Гаусса (алгебраического сложения). Умножим первое уравнение на 7, а второе на 3. После сложения этих уравнений переменная x исключается, что позволяет найти y. А именно,

y=-48/29

Теперь умножим первое уравнение на -3, а второе на 7. После сложения этих уравнений переменная y исключается, что позволяет найти x. А именно,

x=25/29

Проверим правильность решения системы линейных уравнений с помощью пакета символьных преобразований Maple:

> first:=-7*x+3*y=-11:

> second:=3*x+7*y=-9:

> sys:={first,second};

Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru

> solve(sys);

Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru

Итак, D(25/29, -48/29). Длину медианы AD находим по формуле расстояния между двумя точками:

Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru

3) Для вычисления площади треугольника найдем длину стороны ВС:

Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru

Тогда площадь треугольника ABC равна

Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru

Задача 3. Тетраэдр АВСD задан своими вершинами

А(2,1 4), B(-2,1,0), C(0,-3,-5), D(1,0,-3).

1) Найдем уравнение грани ABC через смешанное произведение векторов AB, AC и AM, где М(x,y,z) – произвольная точка грани:

Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru

Разлагая определитель по третьей строке, получаем

-16(x-2)-28(y-1)+16(z-4)=0

или

ABC: 4x+7y-4z+1=0

Аналогично находятся уравнения других граней.

2) Уравнение средней линии грани АВС будем искать в следующей последовательности: сначала вычислим координаты точек P, Q – середин сторон АВ и АС. А именно, по формулам

Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru

находим: P(0,1,2). По аналогичным формулам Q(1,-1,-0.5). Уравнение средней линии PQ запишем в канонической форме:

Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru

или

Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru

3) Объем тетраэдра вычислим по формуле

Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru

где (AB,AC,AD) – смешанное произведение этих трех векторов. Итак,

Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru

Задача 4. Найти пределы функций:

Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru

1) Сначала подставим предельную точку x=2: числитель и знаменатель дроби равны нулю. Значит, мы имеем неопределенность первого типа Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru . По теореме Виета или через дискриминант найдем корни квадратичной формы в числителе и разложим ее на линейные множители:

x2-x-2=(x-2)(x+1)

Теперь предел можно записать так:

Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru

2) Воспользуемся таблицей эквивалентных бесконечно малых, а именно,

sin2x~2x

(Это следствие из первого замечательного предела)

Тогда

Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru

Решим эту же задачу по правилу Лопиталя. Напомним, что по этому правилу отношение дифференцируемых бесконечно малых можно заменить отношением их производных. Тогда

Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru

3) Сделаем следующие преобразования:

Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru

Обозначим v=x/4 и снова воспользуемся таблицей эквивалентных бесконечно малых, а именно,

Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru

(Это второй замечательный предел).

Тогда

Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru

Задача 5. Исследовать функции и построить графики

Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru

Исследование функций проведем по следующей схеме:

А) общие характеристики

· область определения

· нули

· четность

· периодичность

· особые точки

· асимптоты

В) дифференциальные характеристики

· монотонность

· экстремумы

· выпуклость

· перегибы

1) Рассмотрим сначала функцию

· область определения – вся числовая прямая: D(y)=R

· нули – точки, в которых значение функции равно нулю. Очевидно, что один корень x1=2. Разделим (например, уголком) кубическую форму в правой части функции на линейный множитель (x-2) для отыскания еще двух других корней. Получим

x3-6x+4=(x-2)(x2+2x-2)

Квадратичная форма x2+2x-2 (по теореме Виета или через дискриминант) имеет два корня x2=-1-√3, x3=-1+√3. Таким образом,

D0={-1-√3, -1+√3, 2}

· Очевидно, что это функция общего вида, т.е. не обладает свойством четности

y(x) = y(-x)

или нечетности

y(x) = - y(-x)

· Функция не является периодической, т.е. не найдется такого Т, что

y(x)=y(x+Т)

· Особые точки: y(0)=4. Значит, график функции пересекает ось ординат в точке (0,4).

· Вертикальных асимптот нет, так как функция не имеет точек существенного разрыва (разрыва второго рода) хотя бы с одним односторонним бесконечным пределом. Убедимся, что нет и наклонных асимптот. Действительно, угловой коэффициент асимптоты равен

Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru

· Исследуем функцию на монотонность. Для этого вычислим критические точки первого рода, т.е. точки, в которых производная равна нулю или не существует. Найдем производную

y=3x2-6

и приравняем нулю:

x2-2=0.

Критические точки: -√2, √2. Они делят область определения на три участка монотонности:

D=(-∞, -√2)U(-√2, √2)U(√2, ∞)

Исследуем направление монотонности с помощью таблицы

x (-∞, -√2) (-√2, √2) (√2, ∞)
y + - +
y

Итак, участки монотонности:

(-∞, -√2) – участок возрастания функции

(-√2, √2) – участок убывания функции

(√2, ∞) - участок возрастания функции

· Из таблицы легко определить точки экстремума. А именно, x=-√2 – точка локального максимума функции, а x=√2 – точка локального минимума функции

· Исследуем функцию на выпуклость. Для этого вычислим критические точки второго рода, т.е. точки, в которых производная второго порядка равна нулю или не существует. Найдем производную второго порядка

y’’=6x

Приравнивая нулю, получаем одну точку x=0. Она делит область определения функции на два участка:

D=(-∞, 0)U(0, ∞)

Исследуем направление выпуклости с помощью таблицы

x (-∞, 0) (0, ∞)
y’’ - +
y U

Итак, участки выпуклости:

(-∞, 0) – участок выпуклости вверх

(0, ∞) - участок выпуклости вниз

· Из таблицы легко определить точку перегиба. А именно, x=0 – точка перегиба функции

Используя полученную информацию, построим график заданной функции с помощью пакета Maple.

plot(x^3-6*x+4,x=-3..3);

Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru

2) Рассмотрим теперь функцию Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru

· область определения – все точки числовой прямой, за исключением точки x=0: D(y)=R\{0}

· нули – точки, в которых значение функции равно нулю.Приравнивая нулю числитель, получаем

D0={-2, 2}

· Очевидно, что это нечетная функция. В самом деле,

Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru

Значит, график функции симметричен относительно начала координат.

· Функция также не является периодической, т.е. не найдется такого Т, что

y(x)=y(x+Т)

· Особые точки: x=0. Найдем односторонние пределы в этой точке:

Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru

· Полученные значения односторонних пределов позволяются сделать вывод, что функция имеет вертикальную асимптоту x=0. Убедимся, что функция имеет и наклонную асимптоту y=kx+b. Действительно,

Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru

Следовательно, y=-x+b. Найдем параметр b.

Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru

Итак, наклонная асимптота заданной функции такова: y=-x

· Исследуем функцию на монотонность. Для этого вычислим критические точки первого рода. Найдем производную

Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru

Проверим правильность дифференцирования в среде Maple:

> diff((4-x^2)/x,x);

Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru

Критическая точка: 0. Она не входит в область определения функции, но является граничной для нее. Область определения в этом случае естественным образом представляется объединением двух участков монотонности:

D=(-∞,0)U(0, ∞)

Исследуем направление монотонности с помощью таблицы

x (-∞, 0) (0, ∞)
y - -
y

Итак, участки монотонности:

(-∞, 0) – участок убывания функции

(0, ∞) - участок убывания функции

· Из таблицы видно, что экстремумов функция не имеет

· Исследуем функцию на выпуклость. Для этого вычислим критические точки второго рода. Найдем производную второго порядка

Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru

Критическая точка: x=0. Она делит область определения функции на те же два участка:

D=(-∞, 0)U(0, ∞)

Исследуем направление выпуклости с помощью таблицы

x (-∞, 0) (0, ∞)
y’’ - +
y U

Итак, участки выпуклости:

(-∞, 0) – участок выпуклости вверх

(0, ∞) - участок выпуклости вниз

· Точка x=0 не является точкой перегиба, так как она не входит в область определения функции и в ней не существует производная второго порядка.

Используя полученную информацию, построим график заданной функции

Тема 6. Интегральное исчисление. - student2.ru

Литература

Основная литература

1. Бугров А.Г., Никольский С.М. Элементы линейной алгебры и аналитической геометрии. – М.: Наука, 1984

2. Бугров А.Г., Никольский С.М. Дифференциальное и интегральное исчисление. – М.: Наука, 1980

3. Бугров А.Г., Никольский С.М. Задачник. – М.: Наука, 1984

4. Высшая математика для экономистов / под ред. проф. Кремера Н.Ш. – М.: ЮНИТИ, 1997

5. Общий курс высшей математики для экономистов / под ред. проф. В.И.Ермакова. – М.: Инфра-М, 2005

6. Сборник задач по высшей математике для экономистов / под ред. проф. В.И.Ермакова. – М.: Инфра-М, 2002

7. Шипачев В.С. Высшая математика. – М.: ВШ, 2000

  1. Шипачев В.С. Задачник по высшей математике. – М.: ВШ, 2001

Дополнительная литература

1. Воронов М.В., Мещеряков Г.П. Высшая математика для экономистов и менеджеров. – Ростов-на-Дону, ФЕНИКС, 2004

2. Высшая математика. Общий курс / под ред. А.И.Яблонского. – Минск: ВШ, 1993

3. Головина Л.И. Линейная алгебра и некоторые ее приложения. – М.: Наука, 1985

4. Гусак А.А. Высшая математика. – Мн.: ТетраСистемс, 1998. – т.1,2

5. Гусак А.А. Задачи и упражнения по высшей математике. – Мн.: Выш.шк., 1988. – т.1,2

6. Данко П.Е., Попов А.Г., Кожевникова Т.Я. Высшая математика в упражнениях и задачах. – М.: ВШ, 1986. - ч.1,2

7. Демидович Б.П. Сборник задач и упражнений по математическому анализу. – М.: Наука, 1977

8. Ефимов Н.В. Краткий курс аналитической геометрии. – М.: Наука, 1975

9. Ильин В.А., Позняк Э.Г. Линейная алгебра. – М.: Наука, 1978

10. Карасев А.И., Аксютина З.М., Савельева Т.И. Курс высшей математики для экономических вузов. – М.: ВШ, 1982. – ч.1,2

11. Колесников А.Н. Краткий курс математики для экономистов. – М.: ИНФРА-М, 1997

1. Кудрявцев В.А., Демидович Б.П. Краткий курс высшей математики. – М.: Наука, 1989

9. Малыхин В.И. Математика в экономике. – М.: ИНФРА-М, 2000

12. Мантуров О.В., Матвеев Н.М. Курс высшей математики. Линейная алгебра. Аналитическая геометрия. Дифференциальное исчисление функции одной переменной. – М.: ВШ, 1986

13. Мордкович А.Г., Солодовников А.С. Математический анализ. – М.: ВШ, 1990

14. Матвеев Н.М. Обыкновенные дифференциальные уравнения. – С.-П.: Спец. литература, 1996

15. Матвеев Н.М. Сборник задач и упражнений по обыкновенным дифференциальным уравнениям. – М.: ВШ, 1987

16. Пискунов Н.С. Дифференциальное и интегральное исчисление. – М.: Наука, 1988. – ч.1,2

17. Сборник задач по высшей математике для втузов, ч.1,2 / под ред. проф. Ефимова А.В., Демидовича Б.П.. – М.: ВШ, 1985

  1. Справочник по математике для экономистов / под ред. проф.Ермакова В.И. – М.: Наука, 1986

Наши рекомендации