В6 Сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточными
1. Последов. подч. [ ], ( ), ( ). Дети рассказали, что нарвали тех цветов, которые любили мама.
2. Паралл. подч. ( ), [ ], ( )Когда поднялось солнце, мы увидели картину, которая удивила всех.
3. Однород.подч. [ ], ( ), ( ) Дев.писала, что ей очень нравится в деревне, что она науч.
Виды | Вопросы | Союзы | Союзные слова | Указательные слова |
Определительные (поясняют существительное или часть речи в значении существительного) | Какой? Чей? | - | Какой, который, каков, чей, кто, что, где | тот, такой, таков, все, каждый, всякий, любой. |
Изъяснительные (пояснение слова со значением речи, мысли, чувства) | Падежные вопросы | что, чтобы, как, будто, как будто, словно | кто, что, чей, как, отчего, зачем, почему, где, когда, куда, сколько | то, тот |
Обстоятельственные: места (относится к сочетанию сказуемого с указательным словом) времени (поясняет все главное предложение) | Где? Куда? Откуда? Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор? На сколько времени? | когда, пока, как только, лишь только, едва, в то время как, покамест, прежде чем | где, куда, откуда | там, туда, оттуда, везде, всюду |
Сравнения (поясняет все главное предложение) | Как? Насколько? | как, будто, как будто, словно, точно, подобно тому как, чем – тем | - | так, настолько |
Образа действия и степени | Как? Каким образом? В какой мере? До какой степени? | что, чтобы, как, как будто, словно, точно | как, насколько | так, такой, таким образом, настолько |
Цели | Зачем? С какой целью? Для чего? | чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, дабы | - | для того, затем, с тем, потому, оттого |
Условия | При каком условии? | если, когда, кабы, ежели, коли (коль), как скоро | - | в том случае, тогда |
Причины | Почему? Отчего? По какой причине? | потому что, оттого что, так как, ибо, затем что, благодаря тому что, ввиду того что | - | потому, оттого, ввиду того, вследствие того |
Следствия | Что из этого следует? | так что | - | - |
Уступки | Несмотря на что? Вопреки чему? | хотя, несмотря на то, что, пусть, пускай | - | - |
Присоединительные | - | - | Что, вследствие чего, отчего, почему |
В7
Описательный оборот Оборот речи, в котором что-либо называется не прямо, а путем описания.
Пример: Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей. (Ф.Абрамов)
Местоимённые наречия Являются не разрядом наречий, а разрядом местоимений. В этом случае наречие не называют признака, а только указывают на него, то есть на образ действия (так), места действия (там, здесь, тут, туда), время действия (тогда, тогда-то), причину (потому, поэтому), цель (затем).
Синтаксический параллелизм Одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений.
Единство видовременных форм глаголов Использование одинаковых форм грамматического времени, которые указывают на одновременность или последовательность ситуаций.
Неполные предложения и эллипсис Отсылают к предшествующим элементам текста.
В8 Изобразительные средства (тропы)
Название | Определение | Примеры |
Эпитет | Слово, определяющее предмет или действие и подчёркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество. | 1. А волны моря с печальным рёвом о камень бились. (М.Горький) 2. А ну-ка песню нам пропой, весёлый ветер. (Лебедев-Кумач) |
Сравнение | Сопоставление двух явлений с тем, чтобы прояснить одно из них при помощи другого. | 1)Впрочем, это были скорее карикатуры, чем портреты (Тургенев). 2)Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял (Лермонтов). – ср. оборот. 3)Снежная пыль столбом стоит в воздухе. – ср. выражено тв. п. |
Метафора | Слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. | Вой ветра, высокие цены, низкий поступок, горькая истина, море цветов, золото заката. Приручением животных люди занимались только на заре человеческой культуры. (Пришвин). |
Метонимия | Слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями. | 1.Я три тарелки съел. (Крылов) – не сами тарелки, а то, что в них было. 2.Всё поле охнуло. (Пушкин) – не само поле, а люди, которые там находились. |
Синекдоха | Разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. | 1) Всё спит – и человек, и зверь, и птица. (Гоголь) - единственное число употребляется вместо множественного. 2) Мы все глядим в Наполеоны (Пушкин) – множественное число вместо единственного. 3) Имеете ли вы в чём-нибудь нужду? – В крыше для моего семейства. (Герцен) – часть вместо целого. |
Гипербола | Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого-либо явления. | В сто сорок солнц закат пылал. (Маяковский) |
Литота | Троп, противоположный гиперболе и состоящий в явно неправдоподобном, непомерном преуменьшении свойств, качеств, признаков, размеров, силы, значения и т.д. какого-либо явления. | 1.Мальчик с пальчик; в двух шагах отсюда. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить… (Некрасов); 2.Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка. (Грибоедов). |
Аллегория (от греч. allegoria — иносказание) | Изображение отвлечённых понятий в конкретных образах. | Хитрость изображается в образе лисы; глупость и упрямство — в образе осла. На развёрнутой аллегории построены многие басни И.А. Крылова. Некоторые аллегории носят общеязыковой характер: Пусть всегда будет солнце (пусть неизменным будет счастье). |
Ирония | Иносказательные слова, в которых различные явления жизни отождествляются не по смежности или сходству, а по их контрасту. Слово «ирония» применяется для обозначения насмешливого отношения к жизни. Называя нарочно. Как бы притворно, маленькое большим, глупое умным, безобразное красивым, люди выражают своё пренебрежительное, насмешливое к ним отношение. | 1)Ой, какой большой человек идёт! (о ребёнке). 2)Пожалуйте в мой дворец (о маленькой комнате). 3)Едва ли кто польстится на такую красавицу(о некрасивой женщине). |
Олицетворение | Такое изображение неодушевлённых или абстрактных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ – даром речи способностью мыслить и говорить, чувствовать. | 1. Забормотал спросонок гром (Паустовский). 2.Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость (Пушкин). |
Перифраза (или перифраз) | Оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. Перифраза - окольная речь. | 1)Автор «Героя нашего времени» (вместо М.Ю.Лермонтова). 2)Царь зверей (вместо лев). 3)Холмогорский мужик = Ломоносов. 4)Царица ночи =луна. 5)Туманный Альбион = Англия. 6)Северная Венеция = Санкт-Петербург. |
Стилистические фигуры
Название | Определение | Примеры |
Анафора (единоначатие) | Повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание. | Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид. (А.С.Пушкин) |
Эпифора | Вынесение одних и тех же слов или словосочетаний в конце соседних стихов, или строф, или прозаических абзацев. | 1.Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Гоголь). 2.Струится нетихнущий дождь, томительный дождь (В.Брюсов) |
Антитеза | Ярко выраженное противопоставление понятий или явлений. Антитеза противопоставляет разные объекты. | Дома новы, да предрассудки стары. (А.Грибоедов). |
Оксюморон | Сочетание прямо противоположных по смыслу слов с целью показать противоречивость, сложность ситуации, явления, объекта. Оксюморон приписывает противоположные качества одному предмету или явлению. | 1) Есть тоска весёлая в алостях зари. (С.Есенин). 2)Наступило вечное мгновение. (А.Блок) 3)Нагло скромен дикий взор. (Блок) 4)Огромная осень, стара и юна, в неистово-синем сиянье окна. (А.Вознесенский) |
Параллелизм | Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. | 1.Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почёт (Лебедев-Кумач). 2.Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв) |
Градация | Стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся (восходящая градация) или уменьшающееся значение, благодаря чему создаётся нарастание или ослабление производимого ими впечатления. | А) 1.Не жалею, не зову, не плачу, Всё пройдёт, как с белых яблонь дым. (С.Есенин). 2.В сенат подам, министрам, государю» (А.Грибоедов). 3.«Не час, не день, не год уйдёт» (Баратынский). 4.Посмотри, какой дом — большой, огромный, громадный, прямо-таки грандиозный! – нарастает, усиливается интонационно-смысловое напряжение – восходящая градация. Б) «Не бог, не царь, и не герой» - слова расположены в порядке ослабления их эмоционально-смысловой значимости – нисходящая градация. |
Инверсия | Расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, так называемый прямой порядок, с целью усилить выразительность речи. | Изумительный наш народ! Руку мне подал на прощанье. |
Эллипсис | Стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумеваемого члена предложения. Использование эллипсиса (неполных предложений) придаёт высказыванию динамичность, интонацию живой речи, художественную выразительность. | 1)Мы сёла – в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и плуги. (Жуковский) 2)Офицер – из пистолета, Тёркин - в мягкое штыком. (Твардовский) |
Умолчание | Оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю (или слушателю) самому догадываться о невысказанном. | Нет, я хотел… быть может, вы… я думал, Что уж барону время умереть. (Пушкин) |
Риторическое обращение | Стилистическая фигура, состоящая в подчёркнутом обращении к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи. Риторические обращения служат не столько для называния адресата речи, сколько для того, чтобы выразить отношение к тому или иному объекту, дать его характеристику, усилить выразительность речи. | Цветы, любовь, деревня, праздность, поле! Я предан вам душой (Пушкин). |
Риторический вопрос | Стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя или слушателя к тому или иному явлению. | Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! (Гоголь) |
Многосоюзие | Стилистическая фигура, состоящая в намеренном использовании повторяющихся союзов и интонационного подчёркивания соединяемых союзами членов предложения, для усиления выразительности речи. | 1.Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр. (Гоголь) 2.По ночам горели дома, и дул ветер, и от ветра качались чёрные тела на виселицах, и над ними кричали вороны. (Куприн) |
Бессоюзие | Стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске соединительных союзов между членами предложения или между предложениями: отсутствие союзов придаёт высказыванию стремительность, насыщенность впечатлениями в пределах общей картины. | Швед, русский – колет, рубит, режет, бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон… (Пушкин) |