Объяснение нового материала. Ученики проговаривают алгоритм деления при выполнении каждого примера
Задание 1 (с. 74)
Ученики проговаривают алгоритм деления при выполнении каждого примера. Обращается внимание, что сначала цифра частного — пробная, она не всегда является правильной, ее нужно подставить и проверить. В качестве пробной можно брать и проверять любую цифру. Однако это неудобно: может быть несколько проб и проверок. Чтобы пробная цифра была более точной, близкой к правильной, удобно делить числа, которые получатся, если в делимом и делителе откинуть (закрыть) справа по одной цифре.
Ученики должны отрабатывать этот приём. Также при делении помним: остаток должен быть меньше делителя!
Закрепление изученного материала
Задание 2 (с. 74)
Задача на две разности.
Условие можно оформить таблицей или рисунком.
1) 112 - 102 = 10 (коров);
2) 160 : 10 = 16 (кг).
Задание 4 (с. 74)
1 км = 1000 м;
1) 1000 : 2 = 500 (м) — полупериметр;
2) 500 - 400 = 100 (м) — ширина;
3) 400 • 100 = 40 000 (м2).
Задание 8 (с. 75) - самостоятельно по вариантам
25 412 20160 7054
3087 33673 40060
Подведение итогов урока
7. Домашнее задание:№ 9, № 10, стр. 75
МАТЕМАТИКА
Тема: Деление многозначного числа на круглое двузначное число
Цели: познакомить учеников с алгоритмом письменного деления многозначного числа на круглое двузначное; решать неравенства.
Организационный момент
2. Устный счёт
Решите примеры, запишите только ответы:
Вариант I Вариант II
830:10 1000:100
1 020 : 20 620 : 20
990 : 30 330 330 : 30
1 600 : 40 21 880 : 40
5 000 : 50 250 : 50
404040:60 13320:60
700 : 70 490 : 70
100320:80 8880:80
450 : 90 720 : 90
Математический диктант:
• в 10 раз уменьшите числа: 80, 320, 5 550, 620 340, 1 000 030, 1 030 770, 2 000, 490, 20;
• найдите частное чисел 560 и 20; 370 и 10; 1 000 и 50; 880 и 80; 6 060 и 30;
• запишите число, которое следует за числом 333 (548, 20, 75, 1 000, 5330341, 8732, 784);
• сумму чисел 333 и 667 уменьшите в 100 раз;
• разность чисел 5 321 и 341 разделите на 20;
• произведение чисел 242 и 3 уменьшите в 2 раза.
Задание 3 (с. 77)
Таких чисел много. Подбираем любых три. Например:
240 : х < 50 (10, 20, 30);
х • 16 > 196 (20, 30, 40);
200 - х > 175 (0, 1, 2).
Задание 7 (с. 77)
Правило умножения числа на сумму.
376 • 52 + 376 • 18 > 376 • 47 + 376 • 13;
376 • (52 + 18) > 376 • (47 + 13) — потому что 52 + 18 > 47 + 13;
47 • 563 + 12 • 563 > 40 • 563 + 563-9 — потому что 47 + 12 > 40 + 9.
Решите задачи:
а) Мама испекла 22 пирожка. За обедом семья съела 1/2 часть пирожков, причем папа съел 5 пирожков, а сын — 4. Сколько пирожков за обедом съела мама?
б) В магазин привезли 5 ящиков яблок по 20 кг в каждом, 3 ящика груш по 12 кг в каждом и 4 одинаковых ящика слив. Сколько килограммов слив привезли в магазин, если известно, что их в одном ящике в 17 раз меньше общего количества привезённых груш и яблок?
в) Велосипедист проехал 100 км за 4 часа. Сколько километров проедет велосипедист за 6 ч, если его скорость увеличится в 2 раза?
Задание 5* (с. 77)
Задача решается с помощью уравнивания количества карандашей в трех коробках: можно из первой коробки вычесть 15 карандашей или во вторую и третью коробки положить по 15 карандашей.
Ответ: в первой коробке было 55 карандашей.
Сообщение темы и целей урока
Объяснение нового материала
Задание 1 (с. 76)
Для каждого примера проговаривается алгоритм деления, основной смысл такой: определяю количество цифр в частном (ставлю в частном столько точек, сколько должно быть цифр), определяю неполное делимое (первое, второе, третье и т. д.), подбираю (удобным способом) пробную цифру частного, проверяю эту цифру (умножаю, вычитаю, сравниваю остаток с делителем).
Закрепление изученного материала
Задание 6 (с. 77)
Задание 8 (с. 77)
Задание 2 (с. 76)
Условие задачи записывается таблицей на доске или рисунком.
Масса груза за 1 рейс | Количество рейсов | Общая масса | |
I II | ? ?, на 500 кг больше | 5500 кг |
1) 5500 - 500 = 5000 (кг);
2) 5000 : 2 = 2500 (кг) — перевозила за 1 рейс первая машина;
3) 2500 + 500 = 3000 (кг) — перевозила за 1 рейс вторая машина.
Задание 4 (с. 77)
Можно сначала нарисовать прямоугольник.
Ответ: 32 см; 48 см2.
Подведение итогов урока
7. Домашнее задание:№ 9, № 10 (1, 2 пр.), стр. 77
МАТЕМАТИКА
Тема: Деление многозначного числа на круглое трехзначное
Цели: показать прием подбора цифр частного при делении на круглые трехзначные числа; решать задачи с геометрическим содержанием.
Организационный момент
2. Устный счёт
Преобразуйте величины:
23 м 25 см = ... см
6 т 23 кг = ... кг
7 ц 56 кг = ... кг
63 м 8 см = ... см
30045 кг= ...т ... кг
4000 мм = ... м
836 мм = ... см ... мм
904 см = ... м ... см
Задание 9 (с. 79)
Решите задачи:
а) Длина прямоугольника 1 м 25 см, а ширина в 5 раз меньше. Найдите сторону квадрата, периметр которого равен периметру прямоугольника.
б) 4 одинаковых мотка шерсти стоят 14 000 рублей. Сколько стоят 12 таких мотков?
в) Турист прошел в первый день 12 км, а во второй — 20 км. Все время он шел с одинаковой скоростью, но во второй день находился в пути на 2 ч больше, чем в первый. Сколько часов турист шел каждый день?
Задание 7 (с. 79)
400 см2 = 4 дм2
4 дм2 — 4 заготовки
36 дм2 — ?
Ответ: получится 36 заготовок.
Задание 4 (с. 79)
а = 9 см; в = 9 + 6 = 15 (см);
(9 + 15) • 2 = 48 (см) — периметр;
9 • 15 = 135 (см2) — площадь.
Задание 5* (с. 79)
Задачу решаем, построив чертёж.
____________________
_____________ ?
___________________________
Ответ: всего 22 предложения