Раздел II. Случайные величины

Тема 3. Случайные величины.Математическое ожидание и дисперсия дискретной случайной вели­чины.

Случайная величина. Функция распределения дискретной случайной величины. Типичные законы распределения непрерывных случайных величин. Числовые характеристики случайных величин. Числовые характеристики типичных случайных величин. Ковариация и коэффициент корреляции. Линейная регрессия.

Тема 4. Нормаль­ное и показательное распределение.

Генеральная совокупность и выборка. Первичная обработка данных. Определение параметров закона распределения. Доверительные интервалы. Проверка статистической гипотезы. Критерии согласия Пирсона.

Раздел III. Элементы математической статистики

Тема 5. Элементы математической статистики. Выборочный метод. Статистические оценки пара­метров распределения. Элементы теории корреляции.

Задачи математической статистики. Генеральная и выборочная совокупности. Повторная и бесповторная выборки. Репрезентативные выборки. Статистическое распределение выборки. Стати­стические оценки параметров распределения. Генеральная средняя. Выборочная средняя. Дисперсии, их виды и способы вычисления. Точечные оценки. Доверительные ин­тервалы. Метод расчёта сводных характеристик выборки. Элементы теории корреляции. Статистиче­ская проверка статистических гипотез. Критерий согласия Пирсона.

Перечень вопросов, отводимых студентам на самостоятельное изучение

1. Вероятностное пространство. Аксиомы теории вероятностей.

2. Теорема Ляпунова. Центральная предельная теорема.

3. Распределение Стьюдента. Распределение Фишера-Снедекора.

4. Корреляционный момент. Коэффициент корреляции.

5. Корреляционная таблица. Выборочный коэффициент корреляции.

6. Выборочное корреля­ционное отношение.

7. Простейшие случаи криволинейной корреляции.

8. Понятие о множественной корреляции.

9. Статистическая гипотеза. Нулевая и конкурирующая, простая и сложная гипотезы.

10. Возможные ошибки первого и второго рода при проверке статистической гипотезы.

11. Критерий согласия Пирсона. Критерий Бартлетта. Критерий Уилкоксона.

12. Комплексные случайные величины и функции, их характеристики.

13. Стационарные случайные функции.

14. Понятие о спектральной теории стационарных случайных функций.

Лекции по дисциплине

Теория вероятностей и математическая статистика».

Лекция 1. Введение. Случайные события.

Основные понятия теории вероятностей.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Теория вероятностей – раздел математики, в котором даются способы подсчёта вероятности случайных событий и рассматриваются случайные величины.

Термины «вероятность», «событие», «случайная величина», будут разъясняться по мере прохождения курса. Методы теории вероятностей применяются в экономике, биологии, физике и в других областях. В нефтяном деле можно по исходным данным определять вероятность залегания нефтесодержащих пластов в каком-либо районе, определять вероятность того, что оборудование проработает определённое время.

1. СОБЫТИЕ, ОПЫТ

Опыт (эксперимент, испытание) – действие (или действия) с целью выяснить, произойдёт или не произойдёт интересующий вас результат.

Любой результат опыта (возможный либо уже осуществившийся) называется событием.

Пример: вы подбрасываете монету 9 раз, чтобы посмотреть, выпадет ли герб 3 раза.

Подбрасывание монеты 9 раз есть опыт. Выпадение при этом герба 5 раз и решки 4 раза – событие.

В теории вероятностей имеют дело с опытами:

- которые можно воспроизводить мысленно или реально любое число раз;

- результаты которых заранее непредсказуемы.

Повторяя такой опыт, вы заметите, что одни события могут происходить часто, другие – редко. Иными словами, одни события более вероятны, другие – менее вероятны. Следовательно, вероятность есть величина, дающая представление о частоте события. Точное определение вероятности, позволяющее вычислять её, дано в разделе 3.

2. ТИПЫ СОБЫТИЙ

Приведём названия событий, с которыми придётся иметь дело.

Достоверное событие ( Раздел II. Случайные величины - student2.ru ) –которое в опыте обязательно произойдёт.

Невозможное событие ( Раздел II. Случайные величины - student2.ru ) –которое в опыте обязательно не произойдёт.

Случайное событие ( Раздел II. Случайные величины - student2.ru ) –в опыте не обязательно должно произойти.

Таким образом, случайное событие непредсказуемо: оно может произойти, но может и не произойти.

Пример: вы подбрасываете два игральных кубика. Тогда

Раздел II. Случайные величины - student2.ru выпадет двузначное натуральное число (достоверное событие);

Раздел II. Случайные величины - student2.ru выпадет число 67 (невозможное событие);

Раздел II. Случайные величины - student2.ru выпадет двузначное число, делящееся на 4 (случайное событие).

Два случайных события или больше называются несовместными в данном опыте, если осуществление любого из них означает неосуществление остальных.

Пример: вы подбрасываете два игральных кубика и вас интересуют следующие события: Раздел II. Случайные величины - student2.ru выпадет чётная сумма очков, Раздел II. Случайные величины - student2.ru выпадет число 31, Раздел II. Случайные величины - student2.ru выпадет число 32. Здесь события Раздел II. Случайные величины - student2.ru и Раздел II. Случайные величины - student2.ru совместны (появление Раздел II. Случайные величины - student2.ru не исключает появления Раздел II. Случайные величины - student2.ru т. е. события Раздел II. Случайные величины - student2.ru и Раздел II. Случайные величины - student2.ru могут появиться вместе), но события Раздел II. Случайные величины - student2.ru и Раздел II. Случайные величины - student2.ru (а также Раздел II. Случайные величины - student2.ru и Раздел II. Случайные величины - student2.ru ) несовместны.

Два случайных события или больше называются равновозможными в данном опыте, если ни одно из них не имеет предпочтения перед другими.

Пример: при однократном бросании кубика события 1, 2, 3, 4, 5, 6 равновозможны (если кубик правильный: все грани одинаковы и центр тяжести не смещён).

3. КЛАССИЧЕСКАЯ ФОРМУЛА ВЕРОЯТНОСТИ

Несовместимые друг с другом равновозможные результаты опыта называются равновероятными исходами или шансами.

Например, при подбрасывании кубика каждый возможный результат 1, 2, 3, 4, 5, 6 есть шанс.

Обычно шансы обозначаются символами Раздел II. Случайные величины - student2.ru

Если осуществление шанса Раздел II. Случайные величины - student2.ru приводит к появлению события Раздел II. Случайные величины - student2.ru то Раздел II. Случайные величины - student2.ru называется благоприятным шансом для события Раздел II. Случайные величины - student2.ru .

Пример: вы один раз подбрасываете кубик и вас интересует событиеРаздел II. Случайные величины - student2.ruвыпадет чётное число. Тогда благоприятными для события Раздел II. Случайные величины - student2.ru будут шансы Раздел II. Случайные величины - student2.ru Раздел II. Случайные величины - student2.ru Раздел II. Случайные величины - student2.ru

Пусть событию Раздел II. Случайные величины - student2.ru благоприятствуют Раздел II. Случайные величины - student2.ru шансов из Раздел II. Случайные величины - student2.ru возможных. Тогда

Вероятностью события Раздел II. Случайные величины - student2.ru называется число Раздел II. Случайные величины - student2.ru определяемое по формуле
Раздел II. Случайные величины - student2.ru Раздел II. Случайные величины - student2.ru

(3.1)

Это классическая формула вероятности.

Так как Раздел II. Случайные величины - student2.ru Раздел II. Случайные величины - student2.ru то Раздел II. Случайные величины - student2.ru и по формуле (3.1) получим

Раздел II. Случайные величины - student2.ru

Рассмотрим два крайних случая.

Если Раздел II. Случайные величины - student2.ru невозможное событие, то шансов, благоприятных для Раздел II. Случайные величины - student2.ru не существует, поэтому Раздел II. Случайные величины - student2.ru

Раздел II. Случайные величины - student2.ru

Если Раздел II. Случайные величины - student2.ru достоверное событие, то каждый из Раздел II. Случайные величины - student2.ru шансов благоприятен для Раздел II. Случайные величины - student2.ru поэтому Раздел II. Случайные величины - student2.ru

Раздел II. Случайные величины - student2.ru

З а д а ч а 1. Вы один раз подбрасываете кубик. Какова вероятность появления числа, делящегося на 3?

■ При одном бросании может выпасть любое число от 1 до 6. Поэтому число шансов Раздел II. Случайные величины - student2.ru

Событию Раздел II. Случайные величины - student2.ru появится число, делящееся на 3, благоприятствуют 2 шанса: Раздел II. Случайные величины - student2.ru и Раздел II. Случайные величины - student2.ru поэтому Раздел II. Случайные величины - student2.ru Следовательно, вероятность события Раздел II. Случайные величины - student2.ru равна

Раздел II. Случайные величины - student2.ru

Подсчёт вероятности по классической формуле можно проводить, последовательно отвечая на следующие вопросы:

1) Какой опыт осуществляется?

2) Назовите какой-либо возможный исход (шанс).

3) Посчитайте количество Раздел II. Случайные величины - student2.ru всех возможных шансов.

4) Какое событие вас интересует?

5) Посчитайте количество Раздел II. Случайные величины - student2.ru шансов, благоприятствующих этому событию.

З а д а ч а 2. Вы подбрасываете монету 3 раза. Найдите вероятность появления хотя бы одного герба.

□ 1) Осуществляется опыт: монета подбрасывается 3 раза.

2) Один из возможных исходов трёх бросаний: герб, герб, число (ггч).

3) Шансы: {ггг, ггч, гчг, чгг, гчч, чгч, ччг, ччч}. Всего Раздел II. Случайные величины - student2.ru шансов.

4) Интересуемся событием Раздел II. Случайные величины - student2.ru появится хотя бы один герб.

5) Этому событию благоприятствуют Раздел II. Случайные величины - student2.ru шансов (в пункте 3 они подчёркнуты).

6) Вероятность этого события Раздел II. Случайные величины - student2.ru

4. ПОДСЧЁТ ЧИСЛА ШАНСОВ

Когда число шансов велико, их перебор становится трудоёмким занятием. Рассмотрим два правила, помогающие находить значения Раздел II. Случайные величины - student2.ru и Раздел II. Случайные величины - student2.ru Они основаны на том, что число шансов Раздел II. Случайные величины - student2.ru числу способов осуществить нужные действия.

Введём следующие обозначения:

Раздел II. Случайные величины - student2.ru число способов выполнить действие Раздел II. Случайные величины - student2.ru

Раздел II. Случайные величины - student2.ru число способов выполнить Раздел II. Случайные величины - student2.ru при условии, что Раздел II. Случайные величины - student2.ru уже выполнено.

Тогда

Раздел II. Случайные величины - student2.ru Правило сложения
Раздел II. Случайные величины - student2.ru Правило умножения

З а д а ч а 1. В первом ящике 30 яблок, во втором 40 груш, в третьем 50 лимонов. Вы берёте 1 плод. Сколько существует способов выбрать яблоко или лимон?

□ Введём следующие события: Я = берётся яблоко, Л = берётся лимон.

Эти действия несовместны, поэтому

Раздел II. Случайные величины - student2.ru Раздел II. Случайные величины - student2.ru способов. ■

З а д а ч а 2. Сколько существует способов рассадить 3 человек на 4 стульях?

□ Пусть П = вы усаживаете на какой-либо стул первого человека;

В = затем усаживаете второго человека на какой-либо незанятый стул;

Т = затем усаживаете третьего человека на какой-либо незанятый стул.

Тогда Раздел II. Случайные величины - student2.ru

Раздел II. Случайные величины - student2.ru способа. ■

З а д а ч а 3. Сколько существует способов расставить на пустой полке книги А, В, С?

□ Пусть П = вы ставите на первое место какую-либо книгу;

В = затем ставите на второе место какую-либо из оставшихся книг;

Т = затем ставите на 3-е место оставшуюся книгу.

Тогда Раздел II. Случайные величины - student2.ru Раздел II. Случайные величины - student2.ru способов. ■

И вообще,

число всевозможных способов расставить Раздел II. Случайные величины - student2.ru элементов Раздел II. Случайные величины - student2.ru .

5. СОЧЕТАНИЯ

Пусть вы имеете Раздел II. Случайные величины - student2.ru различных элементов.

Из них вы отбираете Раздел II. Случайные величины - student2.ru штук, поэтому Раздел II. Случайные величины - student2.ru

Набор элементов, взятых из какого-то множества, называется сочетанием, если не нужно учитывать, в какой последовательности (в каком порядке) брались элементы.

Следовательно, сочетание – это подмножество какого-то множества.

Число способов выбрать всевозможные Раздел II. Случайные величины - student2.ru элементные сочетания обозначается Раздел II. Случайные величины - student2.ru и вычисляется по формуле

Раздел II. Случайные величины - student2.ru Раздел II. Случайные величины - student2.ru

Символ Раздел II. Случайные величины - student2.ru читается как «число сочетаний Раздел II. Случайные величины - student2.ru из Раздел II. Случайные величины - student2.ru ».

З а д а ч а 1. Найти число способов выбрать 3 дежурных в группе из 25 человек.

□ Здесь не нужно учитывать, в каком порядке выбираются 3 человека, поэтому

Раздел II. Случайные величины - student2.ru способов. ■

З а д а ч а 2. В ящике 8 яблок и 7 груш. Наугад берут 6 плодов. Какова вероятность того, что попадутся 4 яблока и 2 груши?

□ Здесь не нужно учитывать порядок, поэтому применяем сочетания.

Из всего множества Раздел II. Случайные величины - student2.ru берутся Раздел II. Случайные величины - student2.ru плодов,

Раздел II. Случайные величины - student2.ru

поэтому число всевозможных исходов

Раздел II. Случайные величины - student2.ru

Вас интересует событие Раздел II. Случайные величины - student2.ru где Раздел II. Случайные величины - student2.ru берутся 4 яблока, Раздел II. Случайные величины - student2.ru берутся 2 груши.

4 яблока берутся из имеющихся 8 яблок, а 2 груши – из имеющихся 7 груш:

Раздел II. Случайные величины - student2.ru

поэтому число благоприятствующих исходов

Раздел II. Случайные величины - student2.ru

Отсюда

Раздел II. Случайные величины - student2.ru

6. СТАТИСТИЧЕСКАЯ ФОРМУЛА ВЕРОЯТНОСТИ

Вообразите, что вы бросаете мяч в корзину, чтобы узнать свою меткость. Для этого вы сделали, скажем, 20 бросков и получили такие результаты:

Номер броска 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Раздел II. Случайные величины - student2.ru попадание в цель + + + + + + + + + + + + +

Вы 13 раз попали в корзину. Число Раздел II. Случайные величины - student2.ru называется относительной частотой попаданий. Это число вы можете принять за вероятность попадания при 1 броске. Оно оценивает вашу меткость: чем ближе это число к 1, тем больше меткость.

Относительной частотой события Раздел II. Случайные величины - student2.ru или статистической вероятностью события Раздел II. Случайные величины - student2.ru называется число Раздел II. Случайные величины - student2.ru определяемое по формуле
Раздел II. Случайные величины - student2.ru Раздел II. Случайные величины - student2.ru

Так, наблюдения за рождением детей показали, что статистическая вероятность рождения мальчика равна Раздел II. Случайные величины - student2.ru

7. ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ФОРМУЛА ВЕРОЯТНОСТИ

Раздел II. Случайные величины - student2.ru Вообразите, что вы наугад бросаете крупинку в область Раздел II. Случайные величины - student2.ru (рис. 7.1). Какова вероятность того, что она упадёт на участок Раздел II. Случайные величины - student2.ru этой области?

Справедливо следующее утверждение.

Если равновозможно попадание наудачу брошенной крупинки в любую точку области Раздел II. Случайные величины - student2.ru ,
то вероятность того, что она упадёт на участок Раздел II. Случайные величины - student2.ru равна Раздел II. Случайные величины - student2.ru  

Рис. 7.1

В этой формуле участвуют геометрические величины – площади, отсюда и название: геометрическая формула вероятности.

Раздел II. Случайные величины - student2.ru

Аналогично определяется вероятность, когда вы бросаете

крупинку на отрезок Раздел II. Случайные величины - student2.ru или в объём Раздел II. Случайные величины - student2.ru

З а д а ч а 1. На плоскости начерчены две концентрические окружности радиусом 5 и 10 см (рис. 7.2). Найти вероятность того, что песчинка, брошенная на большой круг Раздел II. Случайные величины - student2.ru попадёт в кольцо Раздел II. Случайные величины - student2.ru

Раздел II. Случайные величины - student2.ru ■Рис. 7.2

8.ДЕЙСТВИЯ НАД СОБЫТИЯМИ

Имея какие-либо события, вы можете получать новые события.

1. Если дано событие Раздел II. Случайные величины - student2.ru то противоположным ему будет событие Раздел II. Случайные величины - student2.ru означающее, что Раздел II. Случайные величины - student2.ru не произойдёт:

Раздел II. Случайные величины - student2.ru событие Раздел II. Случайные величины - student2.ru не появится.

Например, если Раздел II. Случайные величины - student2.ru при выстреле вы попадёте в цель, то Раздел II. Случайные величины - student2.ru вы промахнётесь.

Раздел II. Случайные величины - student2.ru Из двух событий Раздел II. Случайные величины - student2.ru Раздел II. Случайные величины - student2.ru одно обязательно произойдёт, они дополняют друг друга. События Раздел II. Случайные величины - student2.ru Раздел II. Случайные величины - student2.ru несовместны. Символ Раздел II. Случайные величины - student2.ru есть знак отрицания.

Пусть среди всех Раздел II. Случайные величины - student2.ru возможных шансов событию Раздел II. Случайные величины - student2.ru благоприятствуют Раздел II. Случайные величины - student2.ru шансов (на рис. 8.1 они изображены крас- Рис. 8..1

ными кружками). Тогда остальные шансы будут благоприят-

ны противоположному событию Раздел II. Случайные величины - student2.ru их количество

Раздел II. Случайные величины - student2.ru Раздел II. Случайные величины - student2.ru (8.1)

2. Пусть теперь имеются два события Раздел II. Случайные величины - student2.ru Раздел II. Случайные величины - student2.ru

Тогда вы можете создать новое событие Раздел II. Случайные величины - student2.ru

Раздел II. Случайные величины - student2.ru события Раздел II. Случайные величины - student2.ru произойдут вместе, совместно.

Событие Раздел II. Случайные величины - student2.ru называется произведением этих событий и обозначается ещё так: Раздел II. Случайные величины - student2.ru

Например, если Раздел II. Случайные величины - student2.ru наудачу вызванный студент умеет играть на баяне,

Раздел II. Случайные величины - student2.ru наудачу вызванный студент умеет хорошо петь,

то Раздел II. Случайные величины - student2.ru наудачу вызванный студент играет на баяне и хорошо поёт.

События Раздел II. Случайные величины - student2.ru Раздел II. Случайные величины - student2.ru несовместны, поэтому событие Раздел II. Случайные величины - student2.ru невозможно:

Раздел II. Случайные величины - student2.ru

Раздел II. Случайные величины - student2.ru Пусть событию Раздел II. Случайные величины - student2.ru благоприятны шансы, изображённые на рис. 8.2 кружками, содержащими красный цвет, а событию Раздел II. Случайные величины - student2.ru благоприятны шансы, изображённые кружками, содержащими синий цвет. Тогда событию Раздел II. Случайные величины - student2.ru будут благоприятны шансы, изображаемые кружками, содержащими и красный и синий цвет, т. е. событию Раздел II. Случайные величины - student2.ru соответствует пересечение множеств Раздел II. Случайные величины - student2.ru Раздел II. Случайные величины - student2.ru Рис. 8.2

3. Пусть снова имеются два события Раздел II. Случайные величины - student2.ru Раздел II. Случайные величины - student2.ru Тогда вы можете ввести новое событие Раздел II. Случайные величины - student2.ru

Раздел II. Случайные величины - student2.ru произойдёт хотя бы одно из этих событий.

Раздел II. Случайные величины - student2.ru Это значит, что произойдёт не меньше одного события: либо только Раздел II. Случайные величины - student2.ru либо только Раздел II. Случайные величины - student2.ru либо произойдут Раздел II. Случайные величины - student2.ru вместе (рис. 8.3). Событию Раздел II. Случайные величины - student2.ru соответствует объединение множеств. Событие Раздел II. Случайные величины - student2.ru называется суммой этих событий и обозначается ещё так: Раздел II. Случайные величины - student2.ru

Например, если Раздел II. Случайные величины - student2.ru наудачу вызванная студентка является хохотушкой, Раздел II. Случайные величины - student2.ru наудачу вызванная студентка любит пирожные, то Раздел II. Случайные величины - student2.ru наудачу вызванная студентка либо хохотушка, либо любит пирожные, либо является хохотушкой, любящей пирожные. Рис. 8.3

Заметим, что фразы:

«хотя бы одно»,

«по меньшей мере, одно»,

«по крайней мере, одно»,

«не меньше одного»,

«одно или больше»

являются равносильными, означающими одно и то же.

Рис. 8.3 показывает, что количество шансов, благоприятных для события Раздел II. Случайные величины - student2.ru определяется равенством

Раздел II. Случайные величины - student2.ru (8.2)

Из двух событий Раздел II. Случайные величины - student2.ru Раздел II. Случайные величины - student2.ru одно обязательно произойдёт, поэтому событие Раздел II. Случайные величины - student2.ru достоверно:

Раздел II. Случайные величины - student2.ru

Операции Раздел II. Случайные величины - student2.ru обладают следующими свойствами:

Раздел II. Случайные величины - student2.ru
Раздел II. Случайные величины - student2.ru
Раздел II. Случайные величины - student2.ru

(8.3)

(8.4)

9. ВЕРОЯТНОСТЬ ПРОТИВОПОЛОЖНОГО СОБЫТИЯ

Вероятность события Раздел II. Случайные величины - student2.ru противоположного событию Раздел II. Случайные величины - student2.ru определяется по формуле
Раздел II. Случайные величины - student2.ru

(9.1)

¨ Эта формула получается из (8.1) путём деления обеих частей на Раздел II. Случайные величины - student2.ru

З а д а ч а 1. Какова вероятность вытащить из колоды в 36 карт не туза?

□ Первый способ. В колоде 4 туза, поэтому вероятность события Раздел II. Случайные величины - student2.ru равна

Раздел II. Случайные величины - student2.ru

Находим вероятность противоположного события Раздел II. Случайные величины - student2.ru

Раздел II. Случайные величины - student2.ru

Второй способ. Количество не тузов в колоде равно Раздел II. Случайные величины - student2.ru поэтому вероятность вытащить не туза равна

Раздел II. Случайные величины - student2.ru

Вопросы к экзамену

1.Предмет теории вероятностей. Понятие случайного события.

2.Виды случайных событий. Несовместные, достоверные и невозможные события.

3.Относительная частота событий. Статистическая вероятность.

4.Аксиомы теории вероятностей и следствия из них.

5.Классическое определение вероятности. Свойства вероятности.

6.Основные понятия и формулы комбинаторики. Примеры непосредственного вычисления вероятностей.

7.Теорема сложения вероятностей.

8. Лекция 2. Теорема сложения и умножения вероятностей

Наши рекомендации