Методические указания к контрольной работе 1

Выполняя п.1, следует вычертить схему (рис.1 или 2) и дать табличку исходных данных по своему подварианту.

I. Передаточное число (U) редукторного узла трансмиссии есть отношение частоты вращения ведущего звена (nвщ) к частоте вращения ведомого звена (nвм). Показанные на схеме (рис.1 и 2) коробки передач не имеют планетарных механизмов и поэтому передаточное число для них определяется как произведение передаточных чисел тех пар зацепляющихся зубчатых колёс, которые на данной передаче находятся под нагрузкой. Например, на II передаче под нагрузкой находятся Методические указания к контрольной работе 1 - student2.ru ; ведущими в этих парах являются Z1 и Z8, а ведомыми Z2 и Z7. Так как большее зубчатое колесо пары вращается медленнее, чем меньшее, то отношение частот их вращения равно обратному отношению чисел зубьев. Это используется для определения передаточного числа, когда частоты вращения не известны, но известны числа зубьев. Таким образом, передаточное число в простой редукторной паре равно отношению числа зубьев ведомого зубчатого колёса к числу зубьев ведущего. Для коробки передач передаточное число будет Методические указания к контрольной работе 1 - student2.ru .

Аналогично, на всех передачах прямого хода, кроме прямой передачи, на которой первичный вал коробки соединяется непосредственно со вторичным, передаточное число равно произведению отношения Z2 / Z1 и отношения числа зубьев ведомого зубчатого колеса, данной передачи, расположенного на вторичном валу, к числу зубьев ведущего зубчатого колеса, расположенного на промежуточном валу.

Номера передач указаны на схемах (рис. 1 и 2) над соответствующими ведомыми зубчатыми колесами вторичного вала.

Если на IV передаче получено Методические указания к контрольной работе 1 - student2.ru , то это означает, что коробка передач не имеет ускоряющей передачи; в этом случае пятая передача прямая и Методические указания к контрольной работе 1 - student2.ru . Если же на передаче, обозначенной на схеме как IV, получено Методические указания к контрольной работе 1 - student2.ru , то это означает, что коробка передач имеет ускоряющую передачу. Эту передачу следует обозначить как пятую (V), а для четвёртой, являющейся в этом случае прямой, будет Методические указания к контрольной работе 1 - student2.ru .

Передаточное число заднего хода Методические указания к контрольной работе 1 - student2.ru

Передаточное число двойной центральной главной передачи (рис.2) Методические указания к контрольной работе 1 - student2.ru

Передаточное число двойной разнесенной главной передачи (рис.1) Методические указания к контрольной работе 1 - student2.ru

2. Удельная окружная сила на ведущих колёсах автомобиля определяется в общем случае по формуле (I).

Методические указания к контрольной работе 1 - student2.ru (1)

где Методические указания к контрольной работе 1 - student2.ru - максимальный крутящий момент двигателя, Методические указания к контрольной работе 1 - student2.ru (указан в табл. 1,2);

Методические указания к контрольной работе 1 - student2.ru - передаточное число коробки передач (для определения Методические указания к контрольной работе 1 - student2.ru применять UI ;

для определения Методические указания к контрольной работе 1 - student2.ru применять Uv);

Методические указания к контрольной работе 1 - student2.ru - передаточное число главной передачи;

Методические указания к контрольной работе 1 - student2.ru -КПД коробки передач и главной передачи соответственно (указаны на рис. 1,2);

r К - радиус ведущих колёс автомобиля, м (табл. 1,2);

mа - масса автомобиля, кг (табл. 1,2);

g - ускорение свободного падения тел g = 9,81 м/с2. В расчётах здесь и ниже можно принимать g » 10 м/с2.

При определении удельной окружной силы на I передаче ( Методические указания к контрольной работе 1 - student2.ru ) необходимо учесть следующее обстоятельство. Предельная окружная сила на ведущих колесах ограничивается сцеплением колёс с дорож­ным покрытием. Если принять коэффициент оцепления Методические указания к контрольной работе 1 - student2.ru , то при колесной формуле 4x2 предельное значение удельной окружной силы

Методические указания к контрольной работе 1 - student2.ru

Поэтому, если в результате расчёта величины Методические указания к контрольной работе 1 - student2.ru no формуле (I) получено Методические указания к контрольной работе 1 - student2.ru , то следует принять Методические указания к контрольной работе 1 - student2.ru . Значение указано в табл. I и 2.

3. Расчетный крутящий момент (М P) на любом валу трансмиссии автомобиля, в общем случае определяется по формуле (2).

Методические указания к контрольной работе 1 - student2.ru (2)

где l - показатель той части общем мощности, которое передается рассматриваемым валом трансмиссии Методические указания к контрольной работе 1 - student2.ru - удельная окружная сила на данной передаче;

Методические указания к контрольной работе 1 - student2.ru - передаточное число от рассматриваемого кала к ведущим колёсам автомобиля на данной передаче;

Методические указания к контрольной работе 1 - student2.ru - КПД участка трансмиссии, передающего крутящий момент от рассматриваемого вала к ведущим колёсам;

Методические указания к контрольной работе 1 - student2.ru - коэффициент, учитывающий возможную неравномерность распределения мощности (крутящего момента) на пути от двигателя к рассматриваемому валу;

Методические указания к контрольной работе 1 - student2.ru - определяется как произведение передаточных чисел тех редукторных узлов трансмиссии, которые расположены между рассматриваемым валом и ведущими колесами;

Методические указания к контрольной работе 1 - student2.ru - определяется как произведение значений КПД тех редукторов узлов, которые расположены между рассматриваемым валам и ведущими колесами.

l - определяется по формуле Методические указания к контрольной работе 1 - student2.ru

где Методические указания к контрольной работе 1 - student2.ru - масса приходящаяся на те ведущие колеса, к которым мощность подводится через рассматриваемый вал;

Методические указания к контрольной работе 1 - student2.ru - масса, приходящаяся на все ведущие колеса (в нашем случае Методические указания к контрольной работе 1 - student2.ru - табл. 1,2).

Если между двигателем и рассматриваемым валом нет узла рас­пределения момента, то это означает, что данный вал передает всю мощность, и для него Методические указания к контрольной работе 1 - student2.ru Для схем, показанных на рис. I и 2, это относится, например, к первичному валу коробки передач и карданному валу. Для полуоси автомобиля 4x2 (схемы на рис. 1,2) следует принять l=0,5, так как момент с помощью межколесного дифференциала распределяется между правой и левой полуосями номинально поровну. Для того, чтобы учесть возможную неравномерность распределения момента дифференциалом, для полуоси следует принять Методические указания к контрольной работе 1 - student2.ru .

Для схем, показанных на рис. I и 2:

Методические указания к контрольной работе 1 - student2.ru - для первичного вала коробки передач;

Методические указания к контрольной работе 1 - student2.ru - для карданного вала;

Методические указания к контрольной работе 1 - student2.ru - для полуоси автомобиля с двойной центральной главной передачей (рис.2);

Методические указания к контрольной работе 1 - student2.ru - для полуоси автомобиля, с двойной разнесенной главной передачей (рис. 1).

В соответствии со сказанным:

Методические указания к контрольной работе 1 - student2.ru

Методические указания к контрольной работе 1 - student2.ru

Методические указания к контрольной работе 1 - student2.ru - для схемы, рис.2

Методические указания к контрольной работе 1 - student2.ru - для схемы, рис.1

4. Максимальный динамический момент нагружает трансмиссию при резком броске педали сцепления во время трогания автомобиля.

Приближенно максимальный динамический момент на первичном валу коробки передач механической трансмиссии может определять­ся в зависимости от коэффициента запаса сцепления bc (указан в табл I и 2) и общего передаточного числа трансмиссии на данной передаче.

MjTmax » 2×bc × Memax - если U ТР ≤ 20;

MjTmax » 1,35× MТj - если U ТР ≥ 50.

В пределах U тр = 21 … 49 можно применить линейную интерполяцию (см. справочник [5, с.52]).

MТj = m je × g × j × rК / U ТР = m 2 × g × j × rК / U КП × U0 -

- момент на первичном валу по сцеплению ведущих колёс с дорогой.

Принимается j = 0,7.

Исходя из максимального динамического момента на первичном валу (M jT max ), определяются динамические моменты на карданном валу и на полуоси.

Для карданного вала МК mах = MT max × U I .

Для полуоси автомобиля с двойной центральной главной передачей (рис. 2)

М n max = 0.5М T mах × UI × U0 .

Для полуоси автомобиля с двойной разнесённой главной пере­дачей (рис. I)

М n max = 0.5М T mах × UI × (Z 16 / Z 15) .

5. Минимальная устойчивая скорость движения автомобиля определя­ется на I передаче

Методические указания к контрольной работе 1 - student2.ru , (3)

где Методические указания к контрольной работе 1 - student2.ru - минимальная устойчивая частота вращения вала двигателя под нагрузкой, об/мин (указана в табл. I и 2).

6. Частота вращения карданного вала ( n K max ) при движении автомобиля с максимальной скоростью V a max (указанной в табл. 1, 2 ).

Методические указания к контрольной работе 1 - student2.ru , (4)

где Методические указания к контрольной работе 1 - student2.ru - скорость, км/ч

Запас по критической частоте вращения карданного вала:

Nкрит / n К max ,

где nкрит - из табл.1.2.

7. Для выполнения п.7 контрольной работы I следует кроме учебника использовать техническую литературу по устройству и обслуживанию автомобилей (в т.ч. заводские инструкции). Ниже указаны марки автомобилей и последняя цифра шифра, по которой студент выбирает марку. 1 – ВАЗ - 1111; 2 - Москвич - 2141; З – ВАЗ - 2110; 4 - ГАЗ-31105;

5 – ВАЗ - 2123; 6 - ГАЗ-3307; 7 - ЗИЛ-431410; 8 - MA3-6422;

9 – УРАЛ - 4320; 1О - КамАЗ - 5320.


Последняя цифра шифра Число зубьев зубчатых колес трансмиссии номера зубчатых колес на схеме, рис.1 Me max, H × M bC Методические указания к контрольной работе 1 - student2.ru Т Методические указания к контрольной работе 1 - student2.ru Va max, км/ч n e min, мин -1 n крит., мин -1
- Методические указания к контрольной работе 1 - student2.ru 0,48
- 1,9 Методические указания к контрольной работе 1 - student2.ru 0,53
- 2,1 Методические указания к контрольной работе 1 - student2.ru 0,51
- 2,2 Методические указания к контрольной работе 1 - student2.ru 0,50
- 1,9 Методические указания к контрольной работе 1 - student2.ru 0,48
- 2,1 Методические указания к контрольной работе 1 - student2.ru 0,50
- 1,9 Методические указания к контрольной работе 1 - student2.ru 0,53
- Методические указания к контрольной работе 1 - student2.ru 0,52
- 2,1 Методические указания к контрольной работе 1 - student2.ru 0,51
- 1,9 Методические указания к контрольной работе 1 - student2.ru 0,49

Т а б л и ц а 1

Исходные данные для контрольной работы 1 (вариант 1)

Т а б л и ц а 2

Исходные данные для контрольной работы 1 (вариант 2)

Последняя цифра шифра Число зубьев зубчатых колес трансмиссии номера зубчатых колес на схеме, рис.2 Me max, H × M bC Методические указания к контрольной работе 1 - student2.ru Т Методические указания к контрольной работе 1 - student2.ru Va max, км/ч n e min, мин -1 n крит., мин -1
2,2 Методические указания к контрольной работе 1 - student2.ru 0,48
2,1 Методические указания к контрольной работе 1 - student2.ru 0,49
2,0 Методические указания к контрольной работе 1 - student2.ru 0,53
1,9 Методические указания к контрольной работе 1 - student2.ru 0,50
2,1 Методические указания к контрольной работе 1 - student2.ru 0,51
2,3 Методические указания к контрольной работе 1 - student2.ru 0,48
2,2 Методические указания к контрольной работе 1 - student2.ru 0,49
2,1 Методические указания к контрольной работе 1 - student2.ru 0,50
2,0 Методические указания к контрольной работе 1 - student2.ru 0,51
2,3 Методические указания к контрольной работе 1 - student2.ru 0,49

Список рекомендуемой литературы

Основная литература

1. Вахламов В.К. Автомобили: Конструкция и элементы расчета : Учеб. для вузов. - М. : Академия, 2006. - 478,[1]с. : ил. - (Высшее профессиональное образование. Транспорт). - Библиогр.:с.476.

2. Нарбут А.Н.Автомобили. Рабочие процессы и расчет механизмов и систем : Учеб. для вузов. - М. : Академия, 2007. - 253,[2]с. : ил. - (Высшее профессиональное образование. Транспорт). - Библиогр.:с.251.

Дополнительная литература

1. Осенчугов В.В., Фрумкин А.К. Автомобиль: Анализ конструкций, элементы расчета: Учебник для студентов вузов по специальности “Автомобили и автомобильное хозяйство”. – М.: Машиностроение, 1989. – 304 с.

2. Автомобили: Основы проектирования / Под ред. М.С.Высоцкого. – Мн.: Высш. шк., 1987. – 152 с.

3. Проектирование трансмиссий автомобилей: Справочник / Под ред. А.И. Гришкевича. – М.: Машиностроение, 1984. – 272 с.

4. Лукин П.П. и др. Конструирование и расчет автомобиля. – М.: Машиностроение, 1984. – 376 с.

5. Бухарин Н.А. и др. Автомобили: Конструкция, нагрузочные режимы, рабочие процессы, прочность агрегатов автомобиля. – Л.: Машиностроение, 1973. – 504 с.

6. Проектирование универсальных шарниров и ведущих валов. – Л.: Машиностроение, 1984. – 463 с.

7. Раймпель И. Шасси автомобиля. – М.: Машиностроение, 1983. – 356 с.

8. Раймпель И. Шасси автомобиля: Амортизаторы, шины и колеса. – М.: Машиностроение, 1986. – 320 с.

9. Раймпель И. Шасси автомобиля: Элементы подвески. – М.: Машиностроение, 1987. – 288 с.

10. Раймпель И. Шасси автомобиля: Рулевое управление. – М.: Машиностроение, 1987. – 232 с.

11. Чайковский И.П., Соломатин П.А. Рулевые управления автомобилей. – М.: Машиностроение, 1987. – 196 с.

12. Андреев А.Ф. и др. Дифференциалы колесных машин. – М.: Машиностроение, 1987. – 176 с.

13. Гуричев Л.В., Меламуд Р.А. Пневматический тормозной привод автотранспортных средств. – М.: Транспорт, 1988. – 224 с.

14. Марголис С.Я. Мосты автомобилей и автопоездов. – М.: Машиностроение, 1983. – 160 с.

15. Яскевич З. Ведущие мосты / Пер. с польск. Г.В. Коршунова. – М.: Машиностроение, 1985. – 600 с.

Наши рекомендации