Правила по технике безопасности

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КЕРЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра математики, физики и информатики

Уколов А.И.,

Попова Т.Н.,

Кузьменко С.Н.,

Прудкий А.С.

ФИЗИКА

раздел «ЭЛЕКТРОМАГНЕТИЗМ»

Практикум

по выполнению лабораторных работ для студентов (курсантов)

направлений подготовки:

13.03.02 - Электроэнергетика и электротехника (профиль – электрооборудование и автоматика судов);
15.03.02 - Технологические машины и оборудование (профиль – машины и аппараты пищевых производств);
19.03.03 - Продукты питания животного происхождения;
05.03.06 - Экология и природопользование

специальностей:

26.05.05 - Судовождение;
26.05.06 - Эксплуатация судовых энергетических установок;
26.05.07 - Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики; очной и заочной форм обучения  

Керчь, 2016 г.

правила по технике безопасности - student2.ru

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 5

ПРАВИЛА ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ.. 7

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3.1 ИЗУЧЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКОГО ПОЛЯ 9

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ.. 9

2 ОПИСАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ УСТАНОВКИ.. 11

3 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ... 12

4 ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА.. 12

5 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ... 12

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 3.2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАБОЧИХ ХАРАКТЕРИСТИК Li – ИОННОГО АККУМУЛЯТОРА.. 13

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ.. 13

2 ОПИСАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ УСТАНОВКИ.. 16

3 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ... 17

4 ОБРАБОТКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.. 18

5 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ... 18

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3.3 ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЛЬТ-АМПЕРНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОЛУПРОВОДНИКОВОГО ДИОДА.. 18

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ.. 19

2 ОПИСАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ УСТАНОВКИ.. 23

3 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ... 24

4 ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА.. 25

5 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ... 25

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3.4 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОЕМКОСТИ КОНДЕНСАТОРА.. 26

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ.. 26

2 ОПИСАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ УСТАНОВКИ.. 29

3 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ... 29

4 ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА.. 30

5 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ... 30

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3.5 ИЗУЧЕНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ДВИГАТЕЛЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА.. 30

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ.. 31

2 ОПИСАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ УСТАНОВКИ.. 34

3 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ... 34

4 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ... 35

ЛИТЕРАТУРА.. 35

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3.6 ОПРЕДЕЛЕНИЕ УДЕЛЬНОГО ЗАРЯДА ЭЛЕКТРОНА МЕТОДОМ МАГНЕТРОНА.. 35

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ.. 35

2 ОПИСАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ УСТАНОВКИ.. 39

3 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ... 40

4 ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗМЕРЕНИЯ.. 41

5 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ... 43

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3.7 ИЗМЕРЕНИЕ НАПРЯЖЕННОСТИ ПОСТОЯННОГО МАГНИТНОГО ПОЛЯ.. 43

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ.. 43

2 ОПИСАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ УСТАНОВКИ.. 45

3 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ... 47

4 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ... 49

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3.8 ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАТУХАЮЩИХ КОЛЕБАНИЙ В КОЛЕБАТЕЛЬНОМ КОНТУРЕ.. 49

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ.. 49

2 ОПИСАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ УСТАНОВКИ.. 56

3 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ. 57

4 ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗМЕРЕНИЙ.. 59

5 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ... 60

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3.9 ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫНУЖДЕННЫХ КОЛЕБАНИЙ В КОЛЕБАТЕЛЬНОМ КОНТУРЕ.. 61

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ.. 61

2 ОПИСАНИЕ УСТАНОВКИ.. 69

3 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ... 70

4 ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗМЕРЕНИЯ.. 72

5 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ... 73

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 73

ВВЕДЕНИЕ

Современная физика является многопрофильной наукой, охватывающей чрезвычайно большое число различных по содержанию научных направлений, представляющих фундамент естественных и технических дисциплин.

Основной целью преподавания дисциплины «Физика» для будущих специалистов –инженеров является как закрепление теоретических знаний полученных в процессе освоения школьной программы, так и получение новых теоретических знаний для решения острых практических вопросов, связанных, прежде всего, с современным технологическим оборудованием.

Дисциплина «Физика» входит в состав базовой части математического и естественнонаучного цикла ООП, изучается во втором и третьем семестрах.

Для изучения дисциплины достаточно знаний физики и математики в объеме среднего (полного) общего образования и разделов дифференциального и интегрального исчисления курса вузовской математики (первый семестр). Дисциплина является базовой для изучения общеинженерных и профессиональных дисциплин: безопасность жизнедеятельности, механика, электротехника и электроника, материаловедение, метрология, ТАУ, энергетические установки и электрооборудование судов, участия в НИР и выполнения выпускной квалификационной работы.

К другим важным целям изучения дисциплины следует отнести:

- раскрытие ключевой роли физики в научно-техническом прогрессе цивилизации;

- привитие навыков к научным исследованиям;

- воспитание у студентов аналитического физического мышления с приложением фундаментальных законов физики к объяснению естественных явлений и научно-технических проблем цивилизации;

- формирование целостного (системного) представления о природе и обществе.

Задачи курса:

- овладение студентами научными методами познания окружающего мира;

- усвоение важнейших теоретических физических законов;

- обучение методам решения практических физических задач;

- освоение всей программы курса и приобретение уверенности к самостоятельной познавательной работе;

- овладение студентами компетенциями, необходимыми в последующей профессиональной деятельности.

Неотъемлемой частью курса «Физика» является физический практикум.

Его главные задачи:

1) Научить применять теоретический материал к анализу конкретных физических ситуаций, экспериментально изучить основные закономерности, оценить порядки изучаемых величин, определить точность и достоверность полученных результатов.

2) Ознакомить с современной измерительной аппаратурой и принципом её действия; с основными принципами автоматизации и компьютеризации процессов сбора и обработки физической информации; с основными элементами техники безопасности при проведении экспериментальных исследований.

Часть задач практикума (лабораторные работы) посвящены количественному изучению тех явлений, которые демонстрировались на лекциях в качественном эксперименте. Общее число задач практикума (лабораторных работ), которое должен выполнить студент в каждом семестре, определяется факультетом (кафедрой) в соответствии с учебным планом.

Цель лабораторной работы – научить студента применять на практике полученные знания, самостоятельно осуществлять расчеты и измерения и уметь их систематизировать, овладеть навыками работы с контрольно-измерительными приборами и лабораторным оборудованием.

При выполнении лабораторной работы необходимо соблюдать правила техники безопасности, уметь определить цену деления шкалы измерительных приборов, ориентировочно оценивать правильность полученных экспериментальных данных, рассчитывать погрешности измерений.

К выполнению лабораторной работы необходимо готовиться заранее: изучить теоретический материал данной темы по указанной литературе и конспектом лекций, внимательно изучить методические указания к лабораторной работе, продумать ее выполнение и подготовить заготовку для оформления отчета.

В заготовке для оформления отчета указывают тему работы, ее цель, приборы и материалы, теоретические сведения и готовят таблицу для записи результатов эксперимента, учитывая указанное количество измерений. Заполняется таблица при проведении опытов.

Подготовку студента к лабораторной работе проверяет преподаватель и допускает к выполнению лабораторной работы. Неподготовленный студент не допускается к выполнению лабораторной работы.

После выполнения экспериментальной части необходимо оформить заготовку (заполнить таблицу, ниже таблицы записать погрешности измерительных приборов, коэффициент Стьюдента и т.д.) и подписать у преподавателя. Остальное время лабораторного занятия используется студентом для защиты работы.

Работа считается защищенной после представления преподавателю отчета по экспериментальной части и ответа на контрольные вопросы, указанные в лабораторной работе.

ПРАВИЛА ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ №4

для студентов при проведении лабораторных работ и лабораторного практикума по физике

1.Общие требования.

1.1. К проведению лабораторных работ и лабораторного практикума по физике допускаются студенты, прошедшие инструктаж по охране жизнедеятельности, медицинский осмотр, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья и изучившие методические указания.

1.2. Студенты должны соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.

1.3. При проведении лабораторных работ и лабораторного практикума по физике возможно воздействие на студентов следующих опасных и вредных производственных факторов:

поражение электрическим током при работе с электроприборами;

- термические ожоги при нагревании жидкостей и различных физических тел;

- порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой, и приборами из стекла;

- возникновение пожара при неаккуратном обращении с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.

1.4. Лаборатория физики должна быть укомплектована медицинской аптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств.

1.5. При проведении лабораторных работ и лабораторного практикума по физике соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Лаборатория физики должна быть оснащена первичными средствами пожаротушения: огнетушителем углекислотным ОУ-3.

1.6. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить преподавателю. При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента прекратить работу и сообщить об этом преподавателю, зав.лабораториями.

1.7. В процессе работы студенты должны соблюдать порядок проведения лабораторных работ и лабораторного практикума, правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.

1.8. Студенты, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по жизнедеятельности, привлекаются к ответственности и со всеми студентами проводится внеплановый инструктаж.

Наши рекомендации