Схематизация аэродинамической компоновки самолета.
Аэродинамическую компоновку сверхзвукового самолета задает преподаватель – консультант, либо ее выбирает студент. Если студентом выбирается дозвуковой самолет, то преподаватель дополнительно задает ракету для расчета соответствующих аэродинамических коэффициентов при сверхзвуковых скоростях.
Заданная компоновка самолета должна быть вычерчена на листе форматаА4 в трех проекциях в масштабе кратном 2, 5, 10 по всем правилам черчения. На чертеже даются только контуры самолета и его частей, определяющие его аэродинамическую компоновку и органы продольного управления. Указываются габаритные размеры, длина и поперечный размер фюзеляжа, определяющие его сечение миделя, стреловидность передней и задней кромок крыла, горизонтального (ГО) и вертикального (ВО) оперений, переднего горизонтального оперения (ПГО), - ГО в схеме «утка», средняя аэродинамическая хорда (САХ) консолей крыла, ГО и/или ПГО, САХ крыла с подфюзеляжной частью.
В случае сложной аэродинамической компоновки для расчета аэродинамических характеристик самолета по данному пособию определяется эквивалентная аэродинамическая компоновка, которая вычерчивается на листе формата А4 в масштабе исходной компоновки с указанием габаритных размеров.
В этом случае фюзеляж заменяется телом вращения, максимальная площадь поперечного сечения которого равна площади миделя исходного фюзеляжа.
Консольная часть крыла не изменяется.
Отдельно выполняются чертежи частей эквивалентной аэродинамической компоновки: консольная часть крыла, ГО или ПГО, ВО.
Мотогондола представляется в виде тела вращения с протоком.
Если у исходного самолета крыло расположено в схеме «высокоплан» или «низкоплан», для эквивалентной компоновки всегда выбирается схема «среднеплан». Отличие исходного самолета от схемы «среднеплан» учитывается по методике, изложенной в разделе III настоящего пособия.
На рис. 1.1 - 1.3 приведены примеры чертежей самолетов и их эквивалентных компоновок.
Рис 1.1 – чертеж простого сверхзвукового самолета.
Рис 1.2 – чертеж дозвукового (пассажирского или транспортного) самолета.
Рис 1.3 – чертеж сверхзвукового самолета интегральной компоновки.
В случае интегральной компоновки возможна замена самолета толстым крылом. при этом необходимо оценить относительную толщину крыла в сечении, проходящем через центральную хорду крыла. , где - максимальная высота фюзеляжа
если , то компоновку крыла и фюзеляжа можно заменить одним толстым крылом.
В каждом конкретном случае замену компоновки самолета для расчета эквивалентной схемой необходимо согласовывать с преподавателем–консультантом.