Проведение эксперимента и обработка данных. 1 Собрать цепь, изображенную на рисунке 43

1 Собрать цепь, изображенную на рисунке 43. В качестве катушки индуктивности и переменной емкости на стенде УИЛС использовать, соответственно, L2 и С4 .

2 Подключить цепь к напряжению питания (в пределах 10…20 В) и с помощью конденсатора переменной емкости установить соизмеримые значения токов в параллельных ветвях (по величине ненамного отличающиеся между собой). Измерить напряжение цепи и токи, данные занести в таблицу 24.

Таблица 24 – Данные эксперимента

U, B I, A I1(к), A I2(С), A ук, См ILk, A Iak, A bL(k), См gk, См φк, град
                   

По результатам опыта студентам предлагается построить векторную диаграмму и самостоятельно вывести соотношения для определения реактивной и активной составляющих тока катушки, а затем уже определить активную gk и реактивную bLk проводимости катушек, а также φк катушки.

gk = Проведение эксперимента и обработка данных. 1 Собрать цепь, изображенную на рисунке 43 - student2.ru ; bL(k) = Проведение эксперимента и обработка данных. 1 Собрать цепь, изображенную на рисунке 43 - student2.ru ; φк = arctg Проведение эксперимента и обработка данных. 1 Собрать цепь, изображенную на рисунке 43 - student2.ru (9.4)

Резонансные значения также занести в таблицу 24

3 С помощью конденсатора переменной емкости С4 установить режим резонанса токов. Измерить напряжение и токи для режима резонанса и данные занести в таблицу 25.

Изменяя значение С в меньшую и большую стороны от Срез (по 5…6 значений), выполнить измерения ранее указанных величин и занести их в таблицу 25.

Таблица 25 – Измеренные и вычисленные данные в соответствии

с пунктами 3, 4 эксперимента

Измерено Вычислено
U, B I, A Iк, A IС, A С, мкФ bC, См ук, См Iak, A Ipk, A gk, См bL(k), См уцепи, См φцепи град
С=0
С=Со(рез)
С=Сmax

Используя ранее вычисленные значения проводимостей катушки, определить все величины, указанные в таблице 24.

4 По результатам эксперимента построить векторные диаграммы:

а) для режима резонанса токов (ILk = IC);

б) для режима активно-индуктивного характера нагрузки (ILk >IC);

в) для режима активно-емкостного характера нагрузки (ILk <IC).

5 По данным вычислений построить в одних координатах зависимости (bC, bL, g, ук, уцепи) = f (C); в других координатах – зависимости (IС, IL, Ia, Ik, I) = f (C). Пояснить характер этих зависимостей.

Контрольные вопросы

1 Назовите условие резонанса токов в параллельной цепи.

2 Как можно установить режим резонанса токов и как убедиться в том, что режим резонанса установлен?

3 Какие физические явления происходят в резонансном контуре, как он ведет себя по отношению к источнику электрической энергии?

4 Какой проводимостью обладает идеальный параллельный контур в момент резонанса, в котором отсутствует активная проводимость?

5 Чем отличаются зависимости проводимостей и токов от переменной емкости от зависимости этих же величин от частоты питающего напряжения?

Литература

1 Рибалко, М. П. Теоретичні основи електротехніки. Лінійні електричні кола : підручник / М. П. Рибалко, В. О. Єсауленко, В. І. Костенко. – Донецьк : Новий світ, 2003. – C. 99-101.

2 Бессонов, Л. А. Теоретические основы электротехники. Электрические цепи : учебник / Л. А. Бессонов. – 10-е изд. – М. : Гардарики, 2002. – С. 108-110. – ISBN 5 – 8297 – 0026 – 3.

Лабораторная работа 9

ИНДУКТИВНО-СВЯЗАННЫЕ ЦЕПИ

Цель работы: исследовать последовательное и параллельное включение индуктивно-связанных катушек, научиться экспериментально определять коэффициент взаимной индуктивности и строить векторные диаграммы индуктивно-связанных цепей.

Наши рекомендации