Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1

Свойство отсутствия памяти с предположение о независимости интервалов между поступлениями и длительностью обслуживания означают, что если известно Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru , т. е. число требований в системе в момент, то будущие моменты поступления или завершения обслуживания не зависят от моментов поступления требований, которые находятся в данный момент в системе, и от того, сколько времени уже обслуживалось требование, которое в данный момент находится в обслуживающем приборе (если таковое имеется). Это означает, что Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru является цепью Маркова с непрерывным временем (марковским процессом).

Мы могли бы рассматривать процесс Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru в терминах теории цепей Маркова с непрерывным временем как в большей части литературы по системам массового обслуживания. Однако для наших целей в этом разделе достаточно использовать более простую теорию цепей Маркова с дискретным временем.

Обратим внимание на моменты

Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru

где Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru – малое положительное число. Введем обозначение Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru – число требований в системе в момент Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru . Поскольку Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru – цепь Маркова с непрерывным временем, получаем что Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru – цепь Маркова с дискретным временем. Обозначим через Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru соответствующие переходные вероятности

Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru .

Получаем

Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru , (1)

Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru , (2)

Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru , (3)

Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru , (4)

Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru .

В состоянии Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru вероятность того, что в интервале Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru не поступит ни одно требование и ни одно требование не уйдет из системы, равна Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru . Это следует из того, что число поступлений и число уходов имеют пуассоновское распределение и не зависят друг от друга. Разлагая эту вероятность в ряд по Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru , получаем

Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru (5)

Аналогично имеем, что

Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru ,

Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru .

Сумма этих вероятностей равна единице плюс Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru . Таким образом, вероятность более чем одного поступления или ухода пренебрежимо мала при малых Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru . Это означает, что Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru – вероятность одинакового числа Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru поступлений и уходов в интервале Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru с точностью до Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru совпадает с вероятностью (5); это показывает справедливость равенства (2). Соотношения (1), (3), (4) устанавливаются аналогичным образом.

Диаграмма переходов из состояния в состояние цепи Маркова показана на рис. 1, на нем члены Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru опущены.

Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru

Рис. 1. Цепь Маркова с дискретным временем для системы M/M/1.Состояние Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru соответствует наличию Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru требований в системе. Переходные вероятности показаны с точностью Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru до члена Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru

Рассмотрим теперь стационарные вероятности

Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru .

Заметим, что при любых Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru в течение времени от Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru до Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru общее число переходов из состояния Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru в состояние Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru (в одну и другую сторону) должно отличаться не более чем на 1. Аналогично общее число переходов из состояния Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru в состояние Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru (в одну и другую сторону) также должно отличаться не более чем на 1. Таким образом, в стационарном режиме вероятность того, что система находится в состоянии Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru и при следующем переходе попадает в состояние Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru , равна вероятности того, что система находится в состоянии Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru и делает переход в состояние Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru , т. е.

Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru . (6)

Так как Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru не зависит от Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru , устремляя Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru , получаем

Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru где Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru .

Отсюда следует, что

Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru . (7)

Если Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru (скорость обслуживания превышает скорость поступлений, а сумма вероятностей Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru равна единице), то

Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru . (8)

Это соотношение вместе с формулой (7) окончательно дает

Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru . (9)

Теперь можно вычислить среднее число требований в системе в стационарном режиме

Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru

Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru

и, наконец, используя равенство Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru , получаем

Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru . (10)

Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru Это равенство показано графически на рис. 2. При увеличении Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru значение Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru также увеличивается и при Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru имеем Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru . График справедлив при Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru . Если Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru , обслуживающий прибор не может справиться с потоком поступлений требований и очередь неограниченно возрастает. В терминах системы пакетной передачи Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru означает, что Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru , где Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru – скорость поступления (в числе пакетов в секунду), Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru – средняя длина пакета в битах, Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru – пропускная способность канала в битах в секунду.

Средняя задержка требования (время ожидания в очереди плюс время обслуживания), согласно теореме Литтла, равна

Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru . (11)

Подставляя Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru , получаем

Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru . (12)

Среднее время ожидания в очереди Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru равно средней задержке пакета Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru минус среднее время обслуживания Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru , поэтому

Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru .

Из теоремы Литтла получаем, что среднее число требований в очереди равно

Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru .

Очень полезно рассматривать величину Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru как коэффициент использования системы массового обслуживания, т. е. как стационарную долю времени, в течение которой занят обслуживающий прибор. Мы этот коэффициент можем рассматривать по-другому. Имеем Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru , где Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru – вероятность того, что в системе нет требований; получается другое доказательство для формулы Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru .

Проиллюстрируем эти результаты на некоторых примерах, относящихся к сетям передачи данных.

Пример.Увеличение скорости поступления и скорости передачи в одинаковое число раз

Рассмотрим систему пакетной передачи, в которой скорость поступления (в пакетах в секунду) увеличивается от Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru до Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru , где Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru – некоторый числовой коэффициент. Распределение длины пакетов остается неизменным, а пропускная способность возрастает в Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru раз, так что среднее время передачи пакета становится равным Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru вместо Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru . Отсюда следует, что коэффициент использования линии Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru и, следовательно, среднее число пакетов в системе остаются неизменными

Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru .

Однако средняя задержка пакета теперь будет равна Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru и, следовательно, уменьшается в Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru раз. Иначе говоря, линия передачи, которая передает в K раз быстрее, будет передавать в K раз больше пакетов в секунду со средней задержкой пакета в K раз меньшей. Этот результат общий и даже применим к сетям связи. Как показано на рис. 3, при увеличении скорости поступления и скорости обслуживания в K раз вероятностные характеристики процесса массового обслуживания не изменяются, за исключением временного масштаба – процесс ускоряется в K раз. Таким образом, когда пакет поступает в систему, он обнаруживает перед собой в вероятностном смысле такое же число пакетов, как и в случае низкоскоростной линии передачи. Однако пакеты, стоящие впереди него, будут продвигаться в K раз быстрее.

       
    Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru
 
  Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru

Рис. 3а. Увеличение интенсивности поступления пакетов и скорости обслуживания в одинаковое число раз (исходная диаграмма)

 
  Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru

Рис. 3б. Увеличение интенсивности поступления пакетов и скорости обслуживания в одинаковое число раз (диаграмма после увеличения интенсивностей в K раз)

Пример.Статистическое уплотнение по сравнению с временным и частотным уплотнением

Предположим, что Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru статистически одинаковых и независимых пуассоновских потоков передаются по линии связи со скоростью Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru пакетов в секунду каждый. Длины пакетов во всех потоках независимы и имеют экспоненциальное распределение. Среднее время передачи равно Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru . Если потоки сливаются в один пуассоновский поток с интенсивностью Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru , как это происходит при статистическом уплотнении, средняя задержка пакета становится равной

Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru .

Если вместо этого пропускная способность канала делится на Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru равных частей, по одной для каждого потока пакетов, каждая часть ведет себя как система массового обслуживания M/M/1 со скоростью поступления Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru и средней скоростью обслуживания Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru . Следовательно, средняя задержка пакета равна

Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru ,

т. е. в Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru раз больше, чем при статистическом уплотнении.

Приведенные соображения показывают, что уплотнение большого числа потоков путем распределения их по отдельным каналам линии передачи является очень неэффективным в смысле задержки.

Эффективность системы становится еще хуже, если пропускная способность каналов распределяется не прямо пропорционально интенсивностям соответствующих потоков; пропорциональное распределение невозможно провести (по крайней мере в модели, которая рассматривается здесь), если интенсивности потоков меняются с течением времени, поэтому сети передачи данных со многими конкурирующими потоками, имеющие малые периоды занятости, строятся на основе некоторой формы статистического уплотнения. Соображения в пользу временного или частотного уплотнения появляются, если все потоки являются регулярными (в противоположность пуассоновскому) в том смысле, что пакет не поступает, если передается другой, и поэтому, если такой поток передается по предназначенной для него линии, пакетов, ожидающих в очереди, нет.

N-КАНАЛЬНАЯ СМО С ОТКАЗАМИ(задача Эрланга)

Имеется Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru каналов (линий связи), на которые поступает поток заявок с интенсивностью Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru . Поток обслуживаний имеет интенсивность Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru . Найти финальные вероятности состояний СМО, а также характеристики ее эффективности:

Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru–абсолютную пропускную способность, т.е. среднее число заявок, обслуживаемых в единицу времени;

Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru– относительную пропускную способность, т.е. среднюю долю пришедших заявок, обслуживаемых системой;

Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru – вероятность отказа, т.е. того, что заявка покинет СМО не обслуженной;

Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru – среднее число занятых каналов.

Состояния системы Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru будем нумеровать по числу заявок, находящихся в системе (в данном случае оно совпадает с числом занятых каналов):

Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru – в СМО нет ни одной заявки;

Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru – в СМО находится одна заявка (один канал занят, остальные свободны);

Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru – в СМО находится k заявок (k – каналов заняты, остальные свободны);

Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru – в СМО находится n заявок (все n каналов заняты).

Граф состояний СМО соответствует схеме размножения и гибели.

 
  Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru

Из Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru в Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru систему переводит поток с интенсивностью Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru (как только приходит заявка система переходит из состояния Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru в состояние Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru ). Тот же поток заявок переводит систему из любого левого состояния в соседнее правое.

Поставим интенсивности у нижних стрелок. Пусть система находится в состоянии Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru (работает один канал). Он производит Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru обслуживаний в единицу времени. Проставляем у стрелки Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru интенсивность Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru . Теперь представим себе, что система находится в состоянии Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru (работают два канала). Чтобы ей перейти в Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru , нужно, чтобы либо закончил обслуживание первый канал, либо второй; суммарная интенсивность их потоков обслуживаний равна Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru ; проставляем ее у соответствующей стрелки. Суммарный поток обслуживаний, даваемый тремя каналами, имеет интенсивность Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru , k каналами – Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru . Проставляем эти интенсивности у нижних стрелок на рисунке.

А теперь, зная все интенсивности, воспользуемся уже готовыми формулами для финальных вероятностей в схеме рождения и гибели

Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru . (1)

Члены разложения Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru представляют собой коэффициенты при Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru в выражениях для Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru :

Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru . (2)

Заметим, что в формулы (1) и (2) интенсивности Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru и Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru входят не по отдельности, а только в виде отношения Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru . Обозначим Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru и будем называть величину Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru “приведенной интенсивностью потока заявок”. Ее смысл – среднее число заявок, приходящее за среднее время обслуживания одной заявки. Тогда

Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru , (4)

Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru . (5)

Формулы (4) и (5) для финальных вероятностей состояний называются формулами Эрланга.

Найдем Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru – вероятность того, что пришедшая заявка получит отказ (не будет обслужена). Для этого нужно, чтобы все n каналов были заняты, значит,

Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru . (6)

Отсюда находим относительную пропускную способность – вероятность того, что заявка будет обслужена:

Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru . (7)

Абсолютную пропускную способность мы получим, умножая интенсивность потока заявок Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru на Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru :

Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru . (8)

Осталось найти среднее число занятых каналов Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru . Эту величину можно было бы найти “впрямую”, как математическое ожидание дискретной случайной величины с возможными случайными значениями Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru и вероятностями этих значений Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru :

Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru .

Подставляя сюда выражения (5) для Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru и выполняя соответствующие преобразования, мы, в конце концов, получили бы верную формулу для Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru . Но мы выведем ее гораздо проще. В самом деле, нам известна абсолютная пропускная способность Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru . Это – не что иное, как интенсивность потока обслуженных системой заявок. Каждый занятый канал обслуживает в среднем Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru заявок. Значит, среднее число занятых каналов равно

Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru , (9)

или учитывая (8),

Альтернативный вывод соотношений для системы M/M/1 - student2.ru .

Наши рекомендации