Методические рекомендации по практической работе
Введение
Настоящие методические указания составлены в соответствии с рабочей программой дисциплины «Начертательная геометрия и инженерная графика» для самостоятельной работы студентовнаправления подготовки специалистов 130400.65– «Горное дело» специализации«Горные машины и оборудование» и предназначены для работы на практических занятиях.
Цель практической работы
Цель практической работы студентов заключается в том, чтобы систематизировать освоение материала, излагаемого в лекциях, прочитанного в учебниках, приобретенного в процессе самостоятельной работы и закрепить полученные знания.
Методические рекомендации по практической работе.
Практическая работа студентов – основной, существенный компонент системы подготовки специалиста.
Специфические цели изучения начертательной геометрии определяются конкретным содержанием предмета – научить студентов:
• способам изображения пространственных фигур на плоскости;
• мысленно воспроизводить пространственную форму изображенной на чертеже фигуры;
• решать графическим способом геометрические задачи, определяя позиционные, метрические и конструктивные характеристики изображенных на чертеже пространственных фигур и их совокупности.
Практические занятия включают следующие этапы работы:
1. Студенты предъявляют преподавателю выполненные в рабочей тетради упражнения по текущей теме, уточняют и дополняют их.
2. Проводится тестовый контроль – оценивается степень подготовки
студентов к практическим занятиям.
3. Решаются задачи или выполняется графическая работа.
Теоретический материал, выданный на лекции, отрабатывается на практических занятиях, а затем закрепляется самостоятельной работой.
В «Рабочей тетради» для самостоятельной работы направления подготовки специалистов 130400.65– «Горное дело» специализации«Горные машины и оборудование» приведены условия задач для самостоятельного решения, которые выполняются студентами после прослушанной лекции по теме. Перед решением задач рекомендуется ответить на приведенные вопросы. Если они вызывают затруднения, то следует обратиться к «Конспекту лекций» для самостоятельной работы студентовнаправления подготовки специалистов 130400.65– «Горное дело» специализации«Горные машины и оборудование» и учебнику для изучения соответствующего раздела.
Графические работы (ГР) выполняются самостоятельно после выдачи задания и объяснения преподавателя. Студент приносит работы по мере выполнения на практические занятия или консультации. Теория, варианты заданий и примеры выполнения приведены в учебном пособии для самостоятельной работы студентов. направления подготовки специалистов 130400.65– «Горное дело» специализации«Горные машины и оборудование» В результате самостоятельного выполнения ГР формируются умения строить и читать чертежи. Окончательно выполненный чертеж представляется преподавателю к сдаче, где студенту предлагается защитить его – объяснить методику решения, доказать правильность графических построений и их соответствие стандартам ЕСКД, показать умение читать графические изображения, обозначения, надписи и т. п.
Средством стимулирования регулярной и активной учебной деятельности студентов является контроль усвоения учебного материала. Он реализуется следующими основными способами: устным опросом; интернет-тестированием; проверкой домашних задач по начертательной геометрии; проверкой и приемом ГР.
Устная проверка проводится на каждом практическом занятии в течение 5-10 минут. Цель проверки многогранна:
· определение степени усвоения лекционного и самостоятельно изученного учебного материала;
· выяснение теоретических знаний, степени осознания учебного материала;
· установление готовности студентов к практическому решению задач начертательной геометрии;
· повторение, углубление и закрепление теоретического материала; побуждение студентов к систематической ритмичной работе;
· вскрытие недостатков в подготовке студентов, оказание им помощи в учебном процессе;
· выяснение причин непонимания учебного материала, корректировка знаний; проверка выполнения домашнего задания.
Ежемесячно перед контрольной точкой проводится коллоквиум, как итоговое занятие. На этом занятии защищаются темы по начертательной геометрии и сдаются графические работы.
Итоговый контроль
Прием экзамена.
К экзамену допускается студент, сдавший все чертежи семестровых ГР Экзамен (итоговая отчетность за семестр) – заключительный этап
изучения дисциплины средство, направленное на достижение высокого качества подготовки специалистов. Экзамен и подготовка к нему – важная составная часть учебного процесса, период интенсивной познавательной деятельности студентов. В результате активной самостоятельной работы достигается систематизация и осознанное понимание программного материала, формируется целостное представление о начертательной геометрии, ее внутренней логике и практической значимости.
Основной целью экзамена является итоговая проверка и оценка степени усвоения и понимания студентами программного материала, проверка сформированности системы знаний, умений и навыков, необходимой для решения графических задач и последующего изучения дисциплины, развитие творческого и пространственного мышления.
В процессе экзамена выявляются:
· знание студентами способов построения изображений пространственных форм на плоскости и способов решения задач геометрического характера по заданным изображениям этих форм;
· способность и умение творчески использовать накопленные знания при решении частных графических задач;
· степень развития логического абстрактного мышления;
· степень овладения специальной технологией и символикой;
· общая эрудиция, быстрота реакции, сообразительность, самостоятельность суждений и выводов, культура речи.
Отличительной особенностью экзамена по начертательной геометрии является контроль знаний, умений и навыков студентов на уровне сознательного пространственного мышления.
Контрольные вопросы для коллоквиумов,
Экзамена 1 семестр
ВОПРОСЫ ПО ЧЕРЧЕНИЮ
Коллоквиум 1
1. Какие правила устанавливают стандарты ЕСКД?
2. Назовите основные форматы по ГОСТ 2.301—68.
3. Какие сведения указывают в основной надписи?
4. Назовите виды основных надписей.
5. Что называется масштабом, и какие масштабы установлены для выполнения чертежей?
6. Зависят ли наносимые на чертеже размерные числа от масштаба на чертеже?
7. Какова толщина осевых, центровых, выносных и размерных линий?
8. Какие линии используются для обводки контура и в каких пределах рекомендуется брать толщину этой линии?
9. Какой толщины должна быть разомкнутая линия?
10. Какие требования предъявляют к начертанию штриховых и штрих-пунктирных линий на чертежах?
11.Какие размеры шрифта устанавливает ГОСТ 2.304-68?
12.Какой тип шрифта рекомендуется использовать для машиностроительных чертежей?
13. Как связаны размеры прописной и строчной буквы для выбранного шрифта?
14. В каких единицах указывают линейные и угловые размеры изделий на чертежах?
15. Должна ли выносная линия выступать за размерную?
16.Сформулируйте понятие «сопряжение».
17. Как определяются точки сопряжения?
18. На чем основан общий прием нахождения центра сопрягающей дуги?
19. Что называется уклоном?
20.Что называется конусностью?
21. Как обозначается на чертеже конусность и уклон?
22. Как определяется конусность и уклон?
Коллоквиум 2
1. По какому методу строится изображение предметов?
2.Что принимают за основные плоскости проекций?
3.Какое изображение на чертеже выбирается в качестве главного?
4.Что такое вид?
5. Что такое разрез?
6. Что такое сечение?
7. Чем определяется количество изображений предмета на чертеже?
8. Как называются основные виды?
9. Когда применяется дополнительный вид?
10. Как обозначается дополнительный вид?
11. Как располагаются на чертеже дополнительные виды?
12. Что такое местный вид?
13. Каковы размеры стрелок, определяющих направление взгляда?
14. Что такое горизонтальный разрез?
15. Что такое вертикальный разрез?
16. Что такое наклонный разрез?
17. Какой разрез называется простым?
18. Какой разрез называется фронтальным?
19. Какой разрез называется профильным?
Коллоквиум 3
1. Какой разрез называется сложным?
2. Какой разрез называется ступенчатым?
3. Какой разрез называется ломаным?
4. Как обозначается положение секущей плоскости?
5. Где ставятся буквы при обозначении секущей плоскости?
6. Как обозначается разрез?
7. В каких случаях разрез не обозначается?
Коллоквиум 4
1. Что называется аксонометрической проекцией?
2. Приведите классификацию аксонометрических проекций.
3. Коэффициенты искажения в аксонометрии. Формула, показывающая взаимную связь коэффициентов между собой. Основная теорема аксонометрии.
4. Назовите основные свойства прямоугольной аксонометрии.
5. Как расположены оси эллипсов в прямоугольной изометрии, прямоугольной диметрии, косоугольной диметрии?
6. Какие значения приобретают большие и малые оси эллипсов в этих видах аксонометрий?
7. Каков масштаб изображения в стандартной прямоугольной изометрии?
ВОПРОСЫ ПО КУРСУ НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ
Коллоквиум 1
Точка и прямая
1. Проекции точки. Образование чертежа (эпюра Монжа).
2. Прямая. Задание прямой. Частные положения прямой в пространстве.
3. Принадлежность точки прямой общего и частного положений.
4. Натуральная величина отрезка. Углы наклона прямой к плоскостям проекций.
5. Теорема Фалеса. Деление отрезка в заданном положении.
6. Построение отрезка заданной длины на прямой общего положения.
7. Взаимное положение прямых в пространстве (для прямых общего и частного положений.
Проецирование прямого угла. Построение перпендикуляра к прямой частного положения.
Коллоквиум 2
Плоскость
1. Плоскость. Способы задания плоскости. Переход от одного задания к другому.
2. Проверка принадлежности прямой плоскости. Построение недостающей проекции прямой при условии её принадлежности плоскости.
3. Проверка принадлежности точки плоскости. Построение недостающей проекции точки при условии её принадлежности плоскости.
4. Главные линии плоскости.
5. Построение главных линий. Следы плоскости. Линии наибольшего наклона к плоскости проекций.
6. Задание плоскостей следами. Плоскости частного положения. Проекции геометрический объектов, лежащих в проецирующих плоскостях.