Основные расчетные формулы тяговой динамики автомобиля
Лобовая площадь легковых автомобилей, м2:
F=0,78×B1×H; (1)
грузовых:
F=B×H, (2)
где Н – габаритная высота, м; В1 – габаритная ширина, м; В – колея передних колес, м.
Коэффициент сопротивления воздуха К, Н×с2/м4:
- гоночные автомобили – 0,13...0,15;
- легковые – 0,2...0,35;
- грузовые – 0,6...0,7;
- автобусы вагонного типа – 0,24...0,4;
- легковые с открытым кузовом – 0,4...0,5.
Таблица 5.1
Лобовые площади и коэффициенты сопротивления воздуха
некоторых автомобилей
Автомобиль | F, м2 | К, Н×с2/м4 |
ЗАЗ-968 | 1,76 | 0,373 |
ВАЗ-2106 | 1,86 | 0,314 |
ВАЗ-21093 | 1,9 | 0,25 |
ВАЗ-2112 | - | 0,21 |
ВАЗ-2110 | - | 0,217 |
ВАЗ-2121 | 2,2 | 0,24 |
«Москвич-412ИЭ» | 1,8 | 0,32 |
ГАЗ-3102 | 2,3 | 0,28 |
УАЗ-469 | 3,4 | 0,38 |
АЗЛК-2141 | 1,9 | 0,22 |
Иж-2715 | 2,25 | 0,363 |
Иж-2126 | 1,87 | 0,25 |
Иж-2717 | 2,66 | 0,3525 |
|
Окончание табл. 5.1
ЗИЛ-130 | 4,8 | 0,775 |
ЗИЛ-433100 | 5,2 | 0,66 |
МАЗ-500А | 5,3 | 0,687 |
ГАЗ-53А | 4,22 | 0,589 |
КамАЗ-5320 | 6,9 | 0,68 |
Урал-4320 | 6,2 | 0,71 |
КАвЗ-3976 | 5,9 | 0,32 |
ПАЗ-3205 | 5,3 | 0,39 |
Коэффициент сопротивления воздуха К и коэффициент обтекаемости Сх связаны соотношением:
К=0,5×Сх×r, (3)
где r - плотность воздуха (r=1,25 кг/м3 для нормальных условий).
КПД трансмиссии hТР:
- легковые автомобили – 0,88...0,92;
- грузовые и автобусы с одинарной главной передачей – 0,85...0,90;
- с двойной главной передачей – 0,82...0,85;
- полноприводные автомобили – 0,78...0,84.
Отношение максимальной частоты вращения двигателя к частоте вращения при максимальной мощности nmax/nN:
- 1,05...1,2 – для карбюраторных двигателей легковых автомобилей и автобусов;
- 0,8...0,9 – для карбюраторных двигателей грузовых автомобилей;
- 1,0 – для дизельных двигателей.
Уравнение силового (тягового) баланса автомобиля имеет вид:
РТ=РД+РВ+РИ , Н, (4)
|
Для горизонтальной дороги y=f. Для дороги с уклоном y=f× cosa ± sina . Здесь f - коэффициент сопротивления качению колес: f=f0(1+Va2/20000); f0»0,015 - для асфальта.
Уравнение мощностного баланса имеет вид:
NT=NД+NB+NИ , кВт, (5)
где NT=Ne×hТР – мощность на колесах (тяговая); NД = Gay Va/3600 – мощность сопротивления дороги; NB= КFVa3/46800 – мощность сопротивления воздуха.
Связь скорости автомобиля и частоты вращения коленчатого вала:
Va=0,377×ne×rK/(UКПUРКUГП), км/ч. (6)
График мощности на внешней скоростной характеристике двигателя рассчитывается по уравнению:
, кВт, (7)
где а, b, с – эмпирические коэффициенты. а=b=c=1 – для карбюраторных двигателей; а=0,53, b=1,56, с=1,09 – для четырехтактных дизелей.
Динамический фактор автомобиля:
D=(Pт – Рв) / Ga. (8)
Ускорение автомобиля, максимально возможное в конкретных условиях движения:
, м/с2, (9)
|
Алексей Викторович Зайцев
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
Справочный материал
к выполнению курсовых, лабораторных и практических работ
для студентов специальностей 190201, 190601, 190603
Редактор Т. В. Тимофеева
Подписано к печати Бумага типа № 1
Формат 60х84 1/16 Усл. п.л. 1,5 Уч. изд. л. 1,5
Заказ Тираж 150 Цена свободная
РИЦ Курганского государственного университета.
640669, г. Курган, ул. Гоголя, 25.
Курганский государственный университет.