Постановка задачи интерполяции

На отрезке [a, b] заданы n + 1 точки xi = х0, х1, . . ., хn, которые называются узлами интерполяции, и значения некоторой функции f(x) в этих точках

f(x0) = y0, f(x1) = y1, . . ., f(xn) = yn. (1)

Требуется построить функцию F (х) (интерполяционная функция), принадлежащую известному классу и принимающую в узлах интерполяции те же значения, что и f(x), т. е. такую, что

F(x0) = y0, F(x1) = y1, . . ., F(xn) = yn. (2)

Геометрически это означает, что нужно найти кривую y = F (х) некоторого определенного типа, проходящую через заданную систему точек M(xi, yi) (i = 0, 1, ..., n).

Постановка задачи интерполяции - student2.ru

В такой общей постановке задача может иметь бесконечное множество решений или совсем не иметь решений.

Однако эта задача становится однозначной, если вместо произвольной функции F (х) искать полином j (х) (интерполяционный полином) степени не выше n, удовлетворяющий условиям (2), т. е. такой, что

j (x0) = y0, j (x1) = y1, . . ., j (xn) = yn. (3)

Полученную интерполяционную формулу

Постановка задачи интерполяции - student2.ru (4)

обычно используют для приближенного вычисления значений данной функции ¦ (х) для значений аргумента х, отличных от узлов интерполяции. Такая операция называется интерполяцией функций.

Различают два вида интерполяции:

  1. глобальная- соединение всех точек ¦ (х) единым интерполяционным полиномом;
  2. локальная- соединение точек отрезками прямой (по двум точкам), отрезками параболы (по трем точкам).

18.)

Интерполяционным полиномом называется соответствующий интерполянт, в котором в качестве системы функций φk(x), выбирается полином. Постановка задачи интерполяции - student2.ru

Существование и единственность интерполяционного полинома гарантируется, если все узлы интерполяции xk различны. Т.к определитель системы линейных алгебраических уравнений для нахождения коэффициентов ak является определителем Вандермонда, который, равен

Постановка задачи интерполяции - student2.ru

и, следовательно, отличен от нуля в случае, когда все узлы xk различны и матрица системы невырождена, то решение системы существует и единственно.

Задача интерполяции функции, интерполяционные полиномы:

Пусть на отрезке [a,b] задана функция ƒ(x). Задача интерполяции (или интерполирования) состоит в построении функции g(x), совпадающей с заданной ƒ(x) в некотором наборе точек {x1,x2,...,xn+1} из отрезка [a,b] (эти точки называются узлами интерполяции), т.е. должны выполняться условия:

g(xk)=yk, k=1,2,...,n+1,

где yk - известные значения функции ƒ(x) в точках xk. Функция g(x) называется интерполянтом функции ƒ(x).

Построение интерполяционного полинома:

Для построения необходимо найти коэффициенты Постановка задачи интерполяции - student2.ru .

Для нахождения коэффициентов необходимо построить систему линейных уравнений, которая может быть получена на основании того, что многочлен проходит через все узловые точки.

Постановка задачи интерполяции - student2.ru .

В результате имеем систему:

Постановка задачи интерполяции - student2.ru

Порядок системы равен Постановка задачи интерполяции - student2.ru . Параметры Постановка задачи интерполяции - student2.ru , Постановка задачи интерполяции - student2.ru известны и заданы в табличной функции. Неизвестными системы являются коэффициенты Постановка задачи интерполяции - student2.ru .

Интерполяционный многочлен по формуле Лагранжа имеет вид:

Постановка задачи интерполяции - student2.ru Постановка задачи интерполяции - student2.ru

Многочлен Постановка задачи интерполяции - student2.ru является интерполяционным многочленом, т. е. в узловых точках он принимает значения таблицы.

Свернем формулу Лагранжа:

Постановка задачи интерполяции - student2.ru , где Постановка задачи интерполяции - student2.ru . (Алгоритм метода Лагранжа не предусматривает получение многочлена в явном виде, а сразу находит значение в промежуточных точках.)

Построение интерполяционного многочлена по методу Ньютона Постановка задачи интерполяции - student2.ru Постановка задачи интерполяции - student2.ru Постановка задачи интерполяции - student2.ru
Пусть даны узлы – Постановка задачи интерполяции - student2.ru , а Постановка задачи интерполяции - student2.ru – значения функции или разделенные разности нулевого порядка. Тогда Постановка задачи интерполяции - student2.ru , Постановка задачи интерполяции - student2.ru – разделенные разности 1-го порядка; Постановка задачи интерполяции - student2.ru , Постановка задачи интерполяции - student2.ru – разделенные разности 2-го порядка. Разделенная разность Постановка задачи интерполяции - student2.ru -го порядка для Постановка задачи интерполяции - student2.ru -й точки вычисляется через разделенную разность Постановка задачи интерполяции - student2.ru -го порядка: Постановка задачи интерполяции - student2.ru . Лемма. Пусть Постановка задачи интерполяции - student2.ru произвольные попарно несовпадающие узлы, в которых известны значения функции Постановка задачи интерполяции - student2.ru . Тогда алгебраический многочлен Постановка задачи интерполяции - student2.ru -го порядка, который записывается в виде: Постановка задачи интерполяции - student2.ru является интерполяционным многочленом. Например, Постановка задачи интерполяции - student2.ru . Интерполяционный многочлен Ньютона
Постановка задачи интерполяции - student2.ru Постановка задачи интерполяции - student2.ru Постановка задачи интерполяции - student2.ru Постановка задачи интерполяции - student2.ru Постановка задачи интерполяции - student2.ru Постановка задачи интерполяции - student2.ru
Постановка задачи интерполяции - student2.ru Постановка задачи интерполяции - student2.ru        
Постановка задачи интерполяции - student2.ru Постановка задачи интерполяции - student2.ru Постановка задачи интерполяции - student2.ru      
Постановка задачи интерполяции - student2.ru Постановка задачи интерполяции - student2.ru Постановка задачи интерполяции - student2.ru Постановка задачи интерполяции - student2.ru    
Постановка задачи интерполяции - student2.ru Постановка задачи интерполяции - student2.ru Постановка задачи интерполяции - student2.ru Постановка задачи интерполяции - student2.ru Постановка задачи интерполяции - student2.ru  
Постановка задачи интерполяции - student2.ru Постановка задачи интерполяции - student2.ru Постановка задачи интерполяции - student2.ru Постановка задачи интерполяции - student2.ru Постановка задачи интерполяции - student2.ru Постановка задачи интерполяции - student2.ru

Интерполяционный многочлен Ньютона используется для неравных промежутков.

19.)

Постановка задачи интерполяции - student2.ru . Полиномом Лагранжа Постановка задачи интерполяции - student2.ru называется полином n-й степени, проходящий через все точки Постановка задачи интерполяции - student2.ru . Если точки Постановка задачи интерполяции - student2.ru не образуют возвратов, то такой полином существует и является единственным. Под возвратом понимается ситуация, когда существуют две точки Постановка задачи интерполяции - student2.ru и Постановка задачи интерполяции - student2.ru такие, что Постановка задачи интерполяции - student2.ru .

Алгоритм построения полинома:

1.Полином Постановка задачи интерполяции - student2.ru строится как сумма Постановка задачи интерполяции - student2.ru полиномов n-й степени:

Постановка задачи интерполяции - student2.ru

2.Каждый из полиномов Постановка задачи интерполяции - student2.ru , входящих в сумму, строится следующим образом. 3.Корнями полинома Постановка задачи интерполяции - student2.ru являются все точки Постановка задачи интерполяции - student2.ru за исключением точки Постановка задачи интерполяции - student2.ru . 4.Единственность Постановка задачи интерполяции - student2.ru обеспечивается за счет того, что коэффициент при старшем члене an подбирается так, чтобы полином проходил через точку Постановка задачи интерполяции - student2.ru . В записи Лагранжа полином Постановка задачи интерполяции - student2.ru выглядит следующим образом:

Постановка задачи интерполяции - student2.ru
 

Линейная интерполяция состоит в том, что заданные точки Постановка задачи интерполяции - student2.ru (i=0. 1, ..., n) соединяются прямолинейными отрезками, и функция f(x)приближается ломаной с вершинами в данных точках.

Уравнения каждого отрезка ломаной в общем случае разные. Поскольку имеется n интервалов Постановка задачи интерполяции - student2.ru , то для каждого из них в качестве уравнения интерполяционного многочлена используется уравнение прямой, проходящей через две точки. В частности, для i-го интервала можно написать уравнение прямой, проходящей через точки Постановка задачи интерполяции - student2.ru и Постановка задачи интерполяции - student2.ru , в виде

Постановка задачи интерполяции - student2.ru

Отсюда

Постановка задачи интерполяции - student2.ru, (1)

Постановка задачи интерполяции - student2.ru

Следовательно, при использовании линейной интерполяции сначала нужно определить интервал, в который попадает значение аргумента x, а затем подставить его в формулу (1) и найти приближенное значение функции в этой точке.

Квадратичная интерполяция. В качестве интерполяционной функции на отрезке Постановка задачи интерполяции - student2.ru принимается квадратный трехчлен. Такую интерполяцию называют также параболической.

Уравнение квадратного трехчлена

Постановка задачи интерполяции - student2.ru, (2)

содержит три неизвестных коэффициента ai, bi, ci, для определения которых необходимы три уравнения. Ими служат условия прохождения параболы (2) через три точки Постановка задачи интерполяции - student2.ru . Эти условия можно записать в виде

Постановка задачи интерполяции - student2.ru (3)

При вычислении приближенного значения функции с помощью квадратичной интерполяции вместо формулы (1) нужно использовать (2) с учетом решения системы линейных уравнений (3). Интерполяция для любой точки Постановка задачи интерполяции - student2.ru проводится по трем ближайшим к ней узлам.

Пример. Найти приближенное значение функции y = f(x) при x = 0.32, если известна следующая таблица ее значений:

x 0.15 0.30 0.40 0.55
y 2.17 3.63 5.07 7.78

Воспользуемся сначала формулой линейной интерполяции (1). Значение x = 0.32 находится между узлами xi-1= 0.30 и xi = 0.40. В этом случае

Постановка задачи интерполяции - student2.ru ,

Постановка задачи интерполяции - student2.ru ,

Постановка задачи интерполяции - student2.ru .

Найдем теперь приближенное значение функции с помощью формулы квадратичной интерполяции (2). Составим систему уравнений (3) с учетом ближайших к точке x = 0.32 узлов: Постановка задачи интерполяции - student2.ru . Соответственно Постановка задачи интерполяции - student2.ru . Система (3.23) запишется в виде

Постановка задачи интерполяции - student2.ru

Решая эту систему, находим Постановка задачи интерполяции - student2.ru . Искомое значение функции Постановка задачи интерполяции - student2.ru .

20.)

Схема Эйткена

Схема Эйткена предлагает более удобную форму нахождения полинома Лагранжа:
На первом этапе вычисляются многочлены L0,1(x), L1,2(x), :, Ln-1,n(x), построенные на каждой паре соседних узлов 0,1; 1,2; :; n-1,n соответственно.
При этом Постановка задачи интерполяции - student2.ru , Постановка задачи интерполяции - student2.ru , :, Постановка задачи интерполяции - student2.ru .
Таким образом, многочлены, построенные на паре соседних узлов, вычисляются по формулам: Постановка задачи интерполяции - student2.ru .
Затем на основе этих многочленов вычисляются многочлены, построенные на тройках соседних узлов: Постановка задачи интерполяции - student2.ru .
И т.д. пока не получится один многочлен, построенный на всех узлах интерполяции: Постановка задачи интерполяции - student2.ru .
Полученный многочлен L0, 1, ..., n(x) Постановка задачи интерполяции - student2.ru Ln(x).

Наши рекомендации