ФИГУРЫ РЕЧИ (СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ) (Обороты речи, синтаксическое построение, используемые для усиления выразительности)
Подготовка к ЕГЭ В8
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
ТРОПЫ (Обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности)
Гипербола-cредство художественного изображения, основанное на преувеличении
Глаза громадные, как прожекторы. (В.Маяковский)
В сто сорок солнц закат пылал. (В.Маяковский)
Не видел тебя целую вечность. Сто раз тебе повторять. Слёзы текут в три ручья.
Литота-cредство художественного изображения, основанное на преуменьшении
Талии никак не толще бутылочной шейки. (Н.В.Гоголь)
Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. (Некрасов); мальчик с пальчик, мужичок с ноготок
Метафора -cкрытое сравнение, в котором слово употреблено в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений (в метафоре содержится только ТО, с ЧЕМ сравнивается!)
Нос корабля, заря жизни, говор волн, град пуль, закат пылает, льётся речь.
Со снопом волос твоих овсяных отоснилась ты мне навсегда. (С.Есенин)
Изба – старуха челюстью порога жуёт пахучий мякиш тишины. (С.Есенин)
Пустых небес прозрачное стекло…Густеет облаков волнистое руно…(Бунин)
Метонимия -употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основыании внешней или внутренней связи между ними
- предмет и материал, из которого предмет сделан: Не то на серебре – на золоте едал. (Грибоедов)
- между содержимым и содержащим: Ну, скушай же ещё тарелочку, мой милый! (Крылов)
- между действием и орудием этого действия: Перо его местью дышит. (А.Толстой)
- между автором и его произведением: Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (Пушкин) Люблю Гоголя пречитывать заново.
- между местом и людьми, находящимися на этом месте: Вскоре весь лагерь уже спал.
Олицетворение-изображение неодушевлённых предметов, наделяющихся свойствами живых существ - даром речи, способностью мыслить и чувствовать.
О чём ты воешь, ветр ночной, о чём так сетуешь безумно?(Тютчев)
Не менее щедра была и наша чистопрудная осень. Бульвар тонул в опавшей листве. (Ю.Нагибин)
Здесь даже камни плачут. Цветы мне говорят: «Прощай!» (Есенин) Россия вспрянет ото сна. Уж небо осенью дышало. (Пушкин)
Сравнение-оригинальное, необычное сопоставление двух предметов или явлений(всегда есть ТО, ЧТО сравнивают, и ТО, С ЧЕМ сравнивают!)
Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит. (Некрасов)
Как крылья доброй птицы, обнимают полукружья колоннады Казанского собора…(Л.Казакова)
И, как ребёнок после сна, дрожит звезда в огне денницы. (Бунин)
Эпитет-образное, необычное, неожиданное определение, его смысл требует пояснения.(подсказка: обычные определения из текста удалить без сохранения смысла нельзя, а эпитеты можно!)
Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком. (Есенин)
А ну-ка, песню нам пропой, весёлый ветер!
Душу гложет чёрная тоска.
Мороз-воевода дозором обходит владенья свои.
Мертвая тишина наступила после его выступления.
Петроград жил напряжённо, взволнованно, злобно, бешено.
ФИГУРЫ РЕЧИ (СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ) (Обороты речи, синтаксическое построение, используемые для усиления выразительности)
Анафора-единоначатие – т.е. повторение слов или словосочетаний в начале предложения, стихотворной строфы (а также звуков или частей слова)
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид. (Пушкин)
Антитеза-приём контраста, противопоставления явлений и понятий. Часто используются антонимы.
Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.
Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка Русь.
Градация-расположение слов или выражений по нарастанию или убыванию.
Не жалею, не зову, не плачу…
Часы ожили: зашипели, заворчали, зазвенели и наконец загремели на весь дом.
Капнула одна слезинка, потом другая, капель усилилась, и вдруг из глаз её хлынул ливень.
Инверсия-необычный порядок слов в предложении (нарушение общеграмматической последовательности речи)
Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. (Одинокий парус белеет в голубом тумане моря)
Вспоминается мне ранняя погожая осень. (Мне вспоминается ранняя погожая осень)
Лексический повтор-намеренное повторение в тексте одного и того же слова.
Казалось, всё в природе уснуло: спала, трава, спали деревья, спали облака.
Риторический вопрос, восклицание, обращениеусиливают эмоциональное восприятие. Вопрос, который не требует ответа.
Куда ты скачешь, гордый конь, и где опустишь ты копыта?
Какое лето! Что за лето! Да это просто колдовство.
Иль нам с Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык?
Мечты, мечты! Где ваша сладость!
Ряды однородных членов
Однородные члены предложения (с союзами или без союзов).
Были это весёлые, сильные и смелые люди.
Швед, русский – колет, рубит, режет. Бой барабанный, крики, скрежет.
Парцелляция-особое членение предложения, неполные предложения.
У Анны беда стряслась. Большая.
Случилось это давно. Очень давно.
Флёров всё умеет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже.
Синтаксический параллелизм-приём, заключающийся в сходном построении предложений, строк или строф.
Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской… (М.Лермонтов)
Оксюморон -сочетание противоположных по значению слов.
горькая радость
звонкая тишина
горячий снег
живой труп
мертвые души