Параметры затухания колебаний

Затухание колебаний характеризуют несколькими параметрами. Во-первых, коэффициент затухания, который характеризует уменьшение амплитуды со временем, согласно формуле (15.4). Пусть за некоторое время τ, называемое временем релаксации, амплитуда уменьшилась в e = 2,72 раза, тогда Параметры затухания колебаний - student2.ru , откуда Параметры затухания колебаний - student2.ru . Коэффициент затухания характеризует уменьшение амплитуды колебаний со временем и равен величине, обратной времени релаксации.

Во-вторых, параметром затухания является логарифмический декремент. По определению он равен логарифму отношения амплитуд двух соседних колебаний:

Параметры затухания колебаний - student2.ru , (15.5)

где Параметры затухания колебаний - student2.ru – амплитуда в момент времени t, Параметры затухания колебаний - student2.ru – амплитуда через один период Параметры затухания колебаний - student2.ru .

Установим связь между логарифмическим декрементом и коэффициентом затухания Параметры затухания колебаний - student2.ru , то есть Параметры затухания колебаний - student2.ru . Используя это соотношение уравнение для амплитуды (15.4) можно записать как функцию числа совершенных колебаний N. Подставив время Параметры затухания колебаний - student2.ru и коэффициент затухания Параметры затухания колебаний - student2.ru , получим Параметры затухания колебаний - student2.ru . Отсюда видно, что логарифмический декремент характеризует уменьшение амплитуды в зависимости от числа колебаний и равен величине, обратной числу колебаний, в течение которых амплитуда уменьшается в е = 2,72 раза.

Логарифмический декремент характеризует потери энергии. Полная энергия колебаний равна Параметры затухания колебаний - student2.ru , или Параметры затухания колебаний - student2.ru . Потери энергии за малое число колебаний определим, дифференцируя функцию энергии Параметры затухания колебаний - student2.ru . Примем число совершенных колебаний равное половине колебания Параметры затухания колебаний - student2.ru и получим Параметры затухания колебаний - student2.ru . То есть, логарифмический декремент равен относительным потерям энергии за половину периода.

Амортизаторы вагона

На железнодорожном транспорте для смягчения ударных сил применяют рессорное подвешивание вагонов, локомотивов. Но чтобы колебания, вызванные ударом, например стыка рельс, не продолжалось слишком долго, применяют для затухания колебаний амортизаторы. На грузовых вагонах роль амортизаторов выполняют листовые рессоры, а на пассажирских – гидравлические амортизаторы.

Рассмотрим затухание колебаний вагона на листовых рессорах. В рессорах между листами возникают силы сухого трения Fтр = μN, где N – сила сжатия листов рессоры. Силы трения почти постоянны по величине, только меняют направление с изменением направления скорости скольжения трущихся поверхностей. Они не зависят от скорости скольжения листов. Представим рессору вагона в виде пружины и амортизатора из трущихся листов, соединенных параллельно (рис. 15.2а). Приложим внешнюю возрастающую силу F к рессоре. До тех пор, пока эта сила не превысит силу трения скольжения листов, смещения листов рессоры не будет (рис 15.2,б). Только при дальнейшем увеличении внешней силы F начнется скольжение. Деформация рессоры х, согласно уравнению равновесия Параметры затухания колебаний - student2.ru , будет возрастать по линейному закону (линия 1–2). Достигнув для данной силы F максималь Параметры затухания колебаний - student2.ru
ной деформации, Параметры затухания колебаний - student2.ru , листы перестанут скользить.

Теперь начнем уменьшать внешнюю силу с тем, чтобы началось смещение листа рессоры в противоположном направлении. Автоматически сила трения покоя сначала уменьшится до нуля, а потом изменит направление. Но скольжения не будет до тех пор (линия 2–3), пока сила упругости не превысит разности между внешней силой и силой трения скольжения Параметры затухания колебаний - student2.ru . При дальнейшем уменьшении внешней силы до нуля рессора не вернется в исходное положение на величину остаточной деформации Параметры затухания колебаний - student2.ru . После смены направления внешней силы деформация рессоры будет происходить по линии хост – 4.

При колебаниях вагона на рессорах сила действия на рессору будет циклически изменяться, а график F(x) примет вид петли. Ее называют петлей гистерезиса. Так как, согласно графическому смыслу, работа силы равна площади графика «сила–смещение» F(x), то разность работ растяжения и сжатия будет равна площади петли гистерезиса. Эта разность работ равна потерям энергии колебаний за один период колебаний. Площадь петли гистерезиса можно оценить как площадь параллелограмма: ΔW = 2 xmax2Fтр. В свою очередь, сила трения равна произведению коэффициента трения скольжения на силу сжатия листов рессоры, которая практически равна силе тяжести вагона: Fтр=μmg.

По физическому смыслу логарифмического декремента, потери энергии за период можно определить как ΔW=2Wθ. Подставив энергии упругой деформации Параметры затухания колебаний - student2.ru , получим значение логарифмического декремента колебаний Параметры затухания колебаний - student2.ru . Сопоставив, получим формулу для расчета логарифмического декремента

Параметры затухания колебаний - student2.ru . (15.6)

По этой же формуле можно рассчитать параметры рессоры при выбранном значении логарифмического декремента.

Наши рекомендации