Классификация коробок передач и их основные элементы.
Схема изложения нового материала
1. Классификация коробок передач и их основные элементы.
2. Устройство коробок передач и принцип работы коробок передач
3.Ходоуменьшители, увеличители крутящего момента. Механизмы управления коробкой передач.
4.Назначение, устройство и принцип работы раздаточных коробок. Регулировки коробок передач и раздаточных коробок.
5.Основные неисправности, их признаки, причины, способы выявления и устранения. Методы и способы предупреждения неисправностей.
Текст лекции по теме
Классификация коробок передач и их основные элементы.
Коробка передач (КП) служит для изменения силы тяги и скорости движения трактора в зависимости от условий работы. С помощью КП можно изменить направление движения трактора вперед или назад и отключить работающий двигатель от трансмиссии при остановке.
Действие КП основано на том, что вращение от коленчатого вала двигателя передается на ходовую часть через зубчатые шестерни с определенным передаточным числом на каждой передаче.
Число, показывающее, во сколько раз изменяется частота вращения ведомого вала по сравнению с ведущим или во сколько раз ведомая шестерня больше (меньше) ведущей (по числу зубьев), называется передаточным числом. Если в передаче участвует несколько пар шестерен, то общее передаточное число получают перемножением передаточных чисел всех пар шестерен, участвующих в передаче.
Рис. 1. Простейшая коробка передач:
/ — двойная шестерня заднего хода; 2, 3 — ведомый и ведущий валы; 4 — корпус; 5 — вилки; 6 — кулиса; 7 — рычаг переключения передач; 8 — фиксатор;
9- ползуны
На рис.1 показана схема простейшей КП с тремя передачами переднего хода и одно'й-зад-ней. При введении в зацепление самой малой шестерни, расположенной на ведущем (первичном) валу 3, с самой большой шестерней на ведомом (вторичном) валу 2 включается первая (низшая) передача. Частота вращения ведомого вала будет на
именьшей по сравнению с частотой его вращения при зацеплении других пар шестерен, а вращающий момент — наибольшим.
Подвижные шестерни (каретки) ведущего вала передвигаются рычагом 7 переключения передач посредством вилок 5, которые перемещаются либо вместе с ползунами 9, либо по ним как по направляющим. Для фиксации передачи и для того, чтобы не было самопроизвольного переключения, предусмотрены фиксаторы 8. Чтобы исключить одновременное передвижение двух ползунов и включение двух передач, в КП установлена направляющая пластина — кулиса б-
Тракторист во время работы должен выбирать по возможности более высокую передачу для большей экономичности работы двигателя и достижения более высокой производительности. Чем больше передач в КП, тем полнее используется мощность двигателя при переменной нагрузке.
Передачи тракторов условно можно разделить на три группы: основные, транспортные и замедленные.
Основные передачи (рабочий диапазон) соответствуют рабочим операциям в полевых условиях при агрегатировании трактора с сельскохозяйственными машинами. Этим передачам соответствуют скорости трактора 5... 14 км/ч.
Транспортные передачи включают при перевозке грузов тракторными поездами и переездах машинно-тракторного агрегата. У колесных тракторов таким передачам соответствуют скорости 15...30 км/ч, у гусеничных — около 15 км/ч.
Замедленные передачи необходимы для качественного выполнения некоторых технологических процессов (работы с рассадопосадочными, корнеклубнеуборочными и другими машинами), которые выполняют на скоростях 0,6... 1,4 км/ч.