Необходимо также выполнение других работ, требуемых конструктивными особенностями судна и обычной подготовкой перед выходом судна в рейс
При подготовке к ледовому плаванию сверх обычных судовых материально-технических запасов суда обеспечивают специальным снабжением (если есть необходимость), в числе которою должны быть:
запасной стальной винт или комплект лопастей, если они съемные;
запасной концевой (гребной) вал;
два ледовых якоря со стальными тросами для швартовки судов к ледяным полям;
переносная мотопомпа, как вспомогательное аварийное средство, а также при приеме воды со льда, шланги к мотопомпе (приемные и отливные);
аммонит и все средства для взрывных работ (бикфордов шнур, детонаторы и др.);
пешни с рукоятками, лопаты, кирки и др.;
легкая деревянная шлюпка особой конструкции (без киля с полозьями по бортам — ледянка);
цемент быстросхватывающийся;
песок в соответствии с количеством цемента;
пластырь, маты, деревянные брусья;
сигнальные пиротехнические средства ( сигнала бедствия, парашютные, судовые и шлюпочные сигнальные ракеты, звуковые(гранаты),дымовые шашки, фальшфейеры, светящие и светодымящие буйки;
аварийное снабжение по нормам Регистра для судов ледового плавания.
Во всех случаях, когда предусматривается плавание во льдах, в подготовку к ледовому плаванию входит изучение судоводителями Правил для судов, проводимых ледоколами через лед, Международных сигналов, употребляемых для связи между ледоколом и проводимыми судами, ознакомление с прогнозом о ледовых и гидрометеорологических условиях, выполнение предварительной прокладки по намеченному пути следования.
Размещение грузов в трюмах должно позволять в случае необходимости быстро проникнуть к месту повреждения обшивки и набора, а распределение груза по трюмам — обеспечить надлежащий дифферент для предохранения винта и руля от ударов о лед с учетом всех пунктов разгрузки и погрузки.
На всех судах согласно требованиям МКУБ должна быть разработана и применяться процедура «Плавание судна во льдах».В соответствии с процедурой подготовка контролируется соответствующим Check list – ом, т.к. относится к плаванию в особых условиях.
Процедура должна отражать требования нормативных документов по плаванию в особых условиях с учетом дополнительных требований практики плавания во льдах. Они включают:
а) перевод машины в маневренный режим;
б) включение РЛС с крупномасштабными шкалами;
в) ручное управление рулем;
г) Убрать трубку лага;
д) предупредить капитана;
е) подготовить прожектора;
ж) подготовить аварийный инвентарь;
з) заполнить Check list.
№ Мероприятия Отметка о выполнении Судовое время
Блок-схема процедуры и форма проверочного листа имеют вид.
Рис. 5.1. Блок схема процедуры подготовки судна к плаванию во льдах
1. Определены признаки близости льда
2. Получена информация о ледовой обстановке
3. Выставлен впередсмотрящий
4. Начато усиленное РЛ наблюдение
5. Получен прогноз погоды
6. Убраны выдвижные устройства в подводной части корпуса
7. Проверено рулевое устройство, управление машиной, средства связи
8. Предупреждено ЦПУ машины о входе судна в лед
9. Приготовлены к действию водоотливные средства
10. Создан дифферент на корму
11. Приготовлены прожектора
12. Судно подходит к кромке льда
13. Капитаном принято управление на себя
14. Выбран наиболее проходимый участок кромки льда
15. Ход судна уменьшен, инерция погашена
16. Перо руля поставлено в положение "Прямо"
17. Определена сплоченность льда (не более 5-6 баллов)
18. Судно вошло в зону льда
19. Запись в судовом журнале о времени, месте судна, о выполнении мероприятий по подготовки судна к плаванию во льдах
"____" _________ 20__г.
Район плавания_______________________________________________
Подпись вахтенного помощника_______________
Подпись капитана______________
33.Управление судном при самостоятельном плавании во льдах
Самостоятельное плавание во льдах рассмотрим применительно к обычным морским транспортным и промысловым судам.