Закрепление изученного материала. При объяснении обращается внимание на то, что для более удобного и точного подбора цифры частного можно использовать приемы: заменить делитель круглым числом
Задание 1 (с. 104)
При объяснении обращается внимание на то, что для более удобного и точного подбора цифры частного можно использовать приемы: заменить делитель круглым числом или закрыть в делителе и делимом по одной цифре справа.
Задание 7 (с. 104)
Задание 2 (с. 104)
Расход стекла на одну раму | Количество рам | Общий расход стекла | |
Первый дом Второй дом | Одинаковый | ? ?, на 9 меньше | 486 листов 432 листа |
1) 486 - 432 = 54 (листа);
2) 54 : 9 = 6 (листов) — на одну раму;
3) (486+ 432): 6 = 153 (рамы), или 486:6 + 432:6=153 (рамы).
Задание 10 (с. 105)
Береза _____
Сосна _______________________
Разница в продолжительности жизни сосны и березы составляет 3 части: 150 • 3 = 450 (лет),
Задание 6 (с. 104)
Р = 2• (а + в); Р = 70 см = 7 дм;
S = а•в; S = 300 см2 = 3 (дм2).
Задание 8 (с. 105)
Учитель напоминает ученикам, как построить в тетради систему координат, как найти точки по их координатам, как правильно назвать координаты точек А, В, С: первым называется число, расположенное на горизонтальном луче (оси х), а второе — на вертикальном (оси у). После обсуждения этих вопросов ученики перерисовывают рисунок в тетради.
¾ Как расположена новая точка А1 относительно точки А?
¾ Как пройти от точки А до точки А1? (Две клетки вправо и две клетки вниз.)
Таким же образом строят новые точки В1 и С1: В1 (4, 4), С1 (6, 1). Соединим три новые точки и получим новый треугольник А1В1С1.
Подведение итогов урока
6. Домашнее задание: № 11, стр. 105
МАТЕМАТИКА
Тема: Деление многозначного числа на двузначное некруглое с трехзначным частным
Цели: переносить на многозначные числа алгоритм деления в столбик трехзначного числа, на двузначное; решать уравнения.
Организационный момент
2. Устный счёт
Решите примеры, запишите только ответы:
Вариант I
27 • 3 (18 + 42) : 2
250 + 450 : 9 72 : 6
9 • 8 : 4 900 - 150 • 4
78 : 3 (60 - 30) : 5
(570 -520) : 5 12 • 4
6 • 7 : 3 220 : 11 • 3
Вариант II
17 • 4 (19 + 41) : 3
460 + 160 : 4 81 : 3
3 • 8 : 2 800 - 120 • 5
23 • 4 (80 - 40) : 5
(960 - 320) : 8 96 : 6
7 • 8 : 4 360 : 12 • 5
Задание 7 (с. 107)
5 кг 7 г; 12 кг 120 г; 2003 кг 50 г; 2700 кг 18 г.
Решите уравнения, объясните решение.
120 : (25 - х) = 10
(180 : х) • 4 = 24
(х • 16) : 8 = 80
34 • х - 12 = 260
Решите задачи:
а) Наибольшая скорость полета орла 30 м/с. Какое расстояние пролетит орел за 2 ч?
б) Наибольшая скорость полета сокола 23 м/с. За какое время он пролетит 6 км 900 м?
Задание 3 (с. 106)
а = 4 м = 40 дм; в = 1 м 5 дм = 15 дм; S - ?
S = 40•15=600 (дм2) = 6 (м2).
Задание 6* (с. 107)
1 кг = 1000 г.
Чему равна масса одной груши? (200 г; 1000:5 = 200.)
Сравни массу одной груши и массу яблока. Как изменится общая масса на весах, если одну грушу заменить яблоком? (Увеличится на 50 г; 250 - 200 = 50.) Какой стала масса всех фруктов? (1050 г = 1 кг 50г.)
Сообщение темы и целей урока
Объяснение нового материала
Задание 1 (с. 106)
Уже известный алгоритм деления трехзначного числа на двузначное применяется для случая, когда делимое — многозначное число. Учитель должен следить за правильностью выполнения и проговаривания основных этапов алгоритма: определение количества цифр в частном (в частном ставится столько точек, сколько должно быть цифр); подбор цифр частного (можно округлитъ делитель или закрыть одну цифру справа в делителе и делимом).
Ответы: 756; 645; 924; 9781; 1506; 15979.
Закрепление изученного материала
Задание 2 (с. 106)
Расход на 1 платье | Количество платьев | Всего ткани | |
Детское | ? | ? 93м | |
Женское | 3 м | ? |
1) 3 • 17 = 51 (м) — пошло на 17 женских платьев;
2) 93 - 51 = 42 (м) — пошло на детские платья;
3) 42 : 21 = 2 (м) — на одно детское платье.
Задание 4 (с. 106)
359; 88 109.
Задание 5 (с. 107)
10 • 2052 + 1503 = 22 023;
12 • 147 - 999 = 765.
Задание 8 (с. 107)
Прежде чем поставить точку С на отрезке АВ, нужно определить либо длину отрезка АС, либо длину отрезка СВ.
1) Предположим, что отрезки АС и СВ одинаковы — такие, как отрезок АС. Тогда общая их длина уменьшится на 3 см и станет 4 см. (7-3 = 4.)
2) 4 : 2 = 2 (см) — длина АС.
Теперь уже можно на отрезке АВ поставить точку С. Можно определить длину СВ.
3) 2 + 3 = 5 (см).
Подведение итогов урока
7. Домашнее задание: № 9, № 10
МАТЕМАТИКА
Тема: Деление многозначного на двузначное некруглое число. Закрепление
Цели: отрабатывать навыки деления многозначного числа на двузначное число; решать задачи с геометрическим содержанием.
Организационный момент
2. Устный счёт
Решите примеры:
14•3 + 18 16•4 + 36
12•8 + 304 19•3 + 23
17•5+115 18•5•7
18•4 + 72 13•7 + 209
14•5•9
Математический диктант:
• запишите число, которое состоит из 450 десятков; из 378 сотен; из 3 десятков тысяч;
• чему равна 1/7 часть числа 4 200?
• вычислите 3/9 числа 270;
• запишите число, 1/20 часть которого равна 40; 1/100 часть которого равна 50;
• на какое число надо разделить 4 900, чтобы получить 70?
• во сколько раз 1 т больше 1 ц?
Задание 3 (с. 108)
120 : а < 3 (120, 60)
с • 25 > 250 (11, 12, 13, ...)
22 • в > 100 (5, 6, 7, …)
d : 30 < 7 ( 30, 60, 90, …, 180)
Задание 5* (с. 108)
а ) 2 1 4 3 6 5 8 7
б) 15 16 14 17 13 18 12 19
в) 1 4 2 5 4 6 8 7
Задание 7 (с. 109)
Задание 8 (с. 109)
Сообщение темы и целей урока