Моделирование работы подвижного состава с использованием марковских случайных процессов
Представим автомобиль как некоторую систему с дискретными состояниями которая переходит из состояния в состояние под влиянием случайных событий (отказов).
На стадии прогнозирования (планирования) работы автомобиля целесообразно рассматривать следующие состояния, в которых подвижной состав может находиться в процессе эксплуатации и котооые характеризуются целодневными простоями:
— исправен, работает;
— находится на капитальном ремонте (КР);
— проходит ;
— находится в текущем ремонте (ТР);
— исправен, не работает по организационным причинам (без
водителя, шин, запасных частей);
— не работает, снятие агрегата для отправки на капитальный
ремонт;
— не работает, списание агрегата, замена на новый;
— исправен, не работает (выходные и праздничные дни);
— списывается.
Надо отметить, что в настоящее время вышеперечисленные состояния автомобиля планируются при разработке годовой программы работы автотранспортного предприятия (АТП), при этом состояния объединяются в одно состояние «находится в ТР».
Для анализа процесса эксплуатации автомобиля как случайного процесса с дискретными состояниями удобно воспользоваться геометрической схемой, так называемым графом состояний (рис. 2.12). Граф состояний изображает возможные состояния автомобиля и его возможные переходы из состояния в состояние.
На рис. 2.12 через и обозначены плотности вероятностей перехода автомобиля из состояния в состояние Напри-
Рис. 2.12. Граф состояний автомобиля
мер, — плотность вероятности перехода автомобиля из состояния «исправен, работает» в состояние «находится в текущем ремонте».
Можно считать, что события, переводящие автомобиль из состояния в состояние, представляют собой потоки событий (например, потоки отказов). Если все потоки событий, переводящие систему (автомобиль) из состояния в состояние, пуассоновские (стационарные или нестационарные), то процесс, протекающий в системе, будет марковским, а плотности вероятности перехода в непрерывной цепи Маркова представляют собой интенсивности потока событий, переводящего систему из состояния в состояние . Например, — интенсивность потока отказов автомобиля, который переводит автомобиль из состояния «исправен, работает» в состояние «находится в ТР».
Рассматриваемые состояния автомобиля характеризуются средним числом дней пребывания автомобиля в каждом состоянии . Показатели находят отражение в статистической отчетности автотранспортного предприятия. Отношение
(2.28)
где — число календарных дней в году.
можно трактовать как вероятность нахождения автомобиля в -м состоянии.
Вероятности состояний автомобиля как
функции пробега в случае марковского процесса с дискретными состояниями и непрерывным временем удовлетворяют определенного вида дифференциальным уравнениям (уравнениям Колмогорова), записываемым в виде
Число уравнений в системе (2.29) зависит от числа состояний автомобиля. Вероятность нахождения автомобиля в состоянии «ис-правен-работает» представляет собой коэффициент выпуска
а сумма вероятностей - коэф-
фициент технической готовности автомобиля.
Поскольку большинство интенсивностей перехода зависят от пробега, то решение системы (2.29) производится с помощью методов численного интегрирования, например метода Рунге-Кутта.
Необходимо учесть, что для расчета производственной программы АТП требуется зачастую определять показатели работы группы автомобилей определенной модели у-го возраста (коэффициент выпуска и годовой пробег автомобиля у-й возрастной группы).
Для описания процесса функционирования группы автомобилей может быть использован метод динамики средних. Этот метод вытекает из теории марковских случайных процессов. Удобство его заключается в том, что, зная возможные состояния одного (условного) автомобиля, можно моделировать процесс функционирования группы из любого числа автомобилей.
Схема, изображающая процесс работы условного автомобиля определенной модели, аналогична схеме рис. 2.12, лишь с той разницей, что через и обозначены средние интенсивности потоков событий, переводящих автомобиль из состояния S; в состояние Sp и наоборот. При этом каждое состояние характеризуется средней численностью автомобилей Nj(t), находящихся в нем в момент времени t. Очевидно, что для любого / сумма численностей всех состояний равна общей численности автомобилей исследуемой группы:
Величина для любого / представляет собой случайную ве-
личину, а при меняющемся / — случайную функцию времени.
Зная граф состояний (рис. 2.12) и соответствующие интенсивности перехода Х/7 и jli/7, определим средние численности автомобилей как функции пробега
Согласно графу состояний (рис. 2.12) система дифференциальных уравнений для средних численностей состояний запишется следующим образом:
(2.30)
Отношение равно коэффициенту выпуска автомоби-
лей определенной модели на пробеге L с начала их эксплуатации, а отношение — коэффициенту техниче-
ской готовности автомобилей.
Докажем, что формулы для определения коэффициентов технической готовности (ктг), выпуска подвижного состава (осв) являются частным случаем, соответствующим стационарному решению системы уравнений (2.30), описывающей функционирование автопарка.
Для расчета средней численности автомобилей, находящихся в исправном состоянии, можно предварительно объединить состояния в одно состояние: «исправен» — Тогда граф состояний условного автомобиля примет вид, представленный на рис. 2.13.
Рис. 2.13. Граф состояний условного автомобиля
Система дифференциальных уравнений для средних численно-стей подвижного состава запишется следующим образом:
(2.31) |
Положим левые части уравнений равными нулю, получим систему алгебраических уравнений для средних численностей состояний автопарка, работающего в стационарном режиме:
Решим систему алгебраических уравнений с учетом так называемого нормировочного условия:
где , - среднесписочная численность автопарка, шт.
Для примераиз системы (2.32) определим неизвестные средние численности состояний, используя N{. Так, из второго и третьего уравнений имеем
Согласно нормировочному условию
Подставляя в первое уравнение (2.32), получим:
Разделим полученное уравнение на jn^:
Последнее уравнение можно записать следующим образом:
Тогда коэффициент технической готовности равен:
(2.37)
Интенсивности перехода автомобиля в состояния «техническое обслуживание», «текущий ремонт», «капитальный ремонт» соответственно, отк/тыс. км; интенсивности восстановления, равные обратным средним величинам продолжительности соответствующих ремонтных воздействий технического обслуживания (ТО-2), текущего ремонта (ТР), капитального ремонта (КР), отк/день.