Задачи для самостоятельного решения. 1. Неподвижный вагон массой 2 • 104 кг сцепляется с платформой массой 3 • 104кг

1. Неподвижный вагон массой 2 • 104 кг сцепляется с платформой массой 3 • 104кг. До сцепки платформа имела скорость 1 м/с. Чему равна скорость вагона и платформы после их сцепки?

2. На плот массой 100 кг, имеющий скорость 1 м/с, направленную вдоль берега, прыгает человек массой 50 кг со скоростью 1,5 м/с перпендикулярно берегу. Определите скорость плота с прыгнувшим на него человеком.

3. Будет ли увеличиваться скорость ракеты, если скорость истечения газов относительно ракеты меньше скорости самой ракеты и вытекающие из сопла газы летят вслед за ракетой?

4. Охотник стреляет с лёгкой надувной лодки. Определите скорость лодки после выстрела, если масса охотника 70 кг, масса дроби 35 г и средняя начальная скорость дробинок равна 320 м/с. Ствол ружья во время выстрела образует с горизонтом угол 60°.

Образцы заданий ЕГЭ Задачи для самостоятельного решения. 1. Неподвижный вагон массой 2 • 104 кг сцепляется с платформой массой 3 • 104кг - student2.ru C1. Камень массой m1 = 4 кг падает под углом 60° к горизонту со скоростью 10 м/с в тележку с песком, покоящуюся на горизонтальных рельсах (см. рис.). Чему равен импульс тележки с песком и камнем после падения камня? C2. Снаряд, летящий с некоторой скоростью, разрывается на два осколка. Первый осколок летит под углом 90° к первоначальному направлению со скоростью 50 м/с, а второй — под углом 30° со скоростью 100 м/с. Определите отношение массы первого осколка к массе второго осколка. C3. Пуля, летящая горизонтально со скоростью, равной 200 м/с, пробивает брусок, находящийся на горизонтальной поверхности, и вылетает из него со скоростью, равной 50 м/с. Масса бруска в 15 раз больше массы пули. Определите коэффициент трения между бруском и поверхностью, если известно, что брусок сместился на расстояние, равное 10 м. C4. Снаряд выпущен из пушки вертикально вверх со скоростью 400 м/с. В наивысшей точке подъёма он разорвался на два осколка, причём оба осколка упали вблизи точки выстрела. Первый упал со скоростью, в 2 раза большей начальной, а второй — через 80 с после разрыва. Определите отношение масс осколков.

Рабочий лист №1

Вариант №1

Вариант №2

Вариант №3

Два неупругих тела массами 2 и 6 кг движутся навстречу друг другу со скоростью 2 м/с каждое. С какой скоростью и в какую сторону будут двигаться тела после взаимодействия.?

Сделать чертеж и записать решение задачи.

На вагонетку массой 800 кг, катящуюся по горизонтальному пути со скоростью 0,2 м/с, насыпали

сверху 200 кг щебня. Какова стала скорость вагонетки вместе с щебнем?

Сделать чертеж и записать решение задачи.

Бильярдный шар, движущийся со скоростью 10 м/с, ударил покоящийся шар. После удара шары разошлись так, что линии их движения образуют угол

900.Найдите скорость шаров после удара. Сделать чертеж и решить задачу.

Домашнее задание

  1. определите изменение импульса автомобиля массой 1 т, если его скорость увеличилась от 36 км/ч до 72 км/ч.
  2. какой по модулю импульс приобрела неподвижная лодка, если человек массой 80 кг прыгнул с нее со скоростью1 м/с, а масса лодки в 10 раз больше массы человека?
  3. чему равен импульс снаряда массой 15 кг в наивысшей точке траектории , выпущенного из пушки под углом 60 0 к горизонту со скоростью 60 м/с?

Домашнее задание

  1. определите изменение импульса мяча массой 100 г, летевшего со скоростью 10 м/с горизонтально, при упругом ударе о вертикальную стену, если его скорость после удара осталась неизменной.
  2. какой по модулю импульс имеет тело 2 кг, через 2 с после начала движения с ускорением 8 м/с2?
  3. вагон массой 20 т, движущийся со скоростью 0,3 м/с, нагоняет вагон массой 30 т, движущийся со скоростью 0,2 м/с. Какова скорость вагонов после сцепки?

4. §2. Решение задач по теме урока

5.

6. Задача 1: На спокойной воде озера стоит лодка длиной L = 3 м и массой M = 120 кг перпендикулярно к берегу, обращенная к нему носом. На корме лодки стоит рыбак массой m = 60 кг. На какое расстояние S лодка отплывет от берега, если рыбак перейдет с кормы на нос? Трением о воду и воздух пренебречь.

7. Решение: Запишем краткую запись. Нарисуем рисунки, отражающие условие задачи.

8. Задачи для самостоятельного решения. 1. Неподвижный вагон массой 2 • 104 кг сцепляется с платформой массой 3 • 104кг - student2.ru

9. Считаем, что человек идет по лодке с постоянной скоростью. Лодка в этом случае также будет двигаться равномерно, но в противоположную сторону.

10. Задачи для самостоятельного решения. 1. Неподвижный вагон массой 2 • 104 кг сцепляется с платформой массой 3 • 104кг - student2.ru

11.

12. Задачи для самостоятельного решения. 1. Неподвижный вагон массой 2 • 104 кг сцепляется с платформой массой 3 • 104кг - student2.ru

13. Учитывая, что человек движется относительно лодки и вместе с лодкой, скорость человека относительно берега:

14. Задачи для самостоятельного решения. 1. Неподвижный вагон массой 2 • 104 кг сцепляется с платформой массой 3 • 104кг - student2.ru

15. Система «лодка-человек» является замкнутой, так как внешние силы (сила тяжести и выталкивающая сила) компенсируют друг друга. Силой сопротивления воды пренебрегаем. Для замкнутой системы тел справедлив закон сохранения импульса. Поскольку до начала перемещения человека импульс системы равен нулю, то закон сохранения импульса запишем в виде:

16. Задачи для самостоятельного решения. 1. Неподвижный вагон массой 2 • 104 кг сцепляется с платформой массой 3 • 104кг - student2.ru

17. Проецируем уравнение (3) на ось ОХ) с учетом (1) и (2), получим

18. Задачи для самостоятельного решения. 1. Неподвижный вагон массой 2 • 104 кг сцепляется с платформой массой 3 • 104кг - student2.ru

19. Из уравнения (4) получим расчетную формулу для определения расстояния, на которое отплывет от берега лодка.

20. Задачи для самостоятельного решения. 1. Неподвижный вагон массой 2 • 104 кг сцепляется с платформой массой 3 • 104кг - student2.ru

21. Ответ: Лодка отплывет от берега на 1 м, если рыбак перейдет с кормы на нос лодки

22. Задача 2: Снаряд массой m = 10 кг, летящий со скоростью u = 200 м/с разорвался в верхней точке траектории на две части. Меньшая часть массой m1 = 2 кг получила скорость u1 = 300 м/с в направлении, перпендикулярном прежнему. Найти направление и скорость большей части снаряда.

23. Задачи для самостоятельного решения. 1. Неподвижный вагон массой 2 • 104 кг сцепляется с платформой массой 3 • 104кг - student2.ru

24. Импульс снаряда в верхней точке

25. Задачи для самостоятельного решения. 1. Неподвижный вагон массой 2 • 104 кг сцепляется с платформой массой 3 • 104кг - student2.ru

26. Считая снаряд до и после взрыва замкнутой системой, запишем закон сохранения импульса в векторной форме:

27. Задачи для самостоятельного решения. 1. Неподвижный вагон массой 2 • 104 кг сцепляется с платформой массой 3 • 104кг - student2.ru

28. Начало отсчета поместим в точку взрыва, ось ОХ) направим горизонтально по направлению скорости снаряда в верхней точке, а ось ОУ) – вертикально.

29. Проекции уравнения (3) на оси

30. Задачи для самостоятельного решения. 1. Неподвижный вагон массой 2 • 104 кг сцепляется с платформой массой 3 • 104кг - student2.ru

31. Разделим уравнение (5) на уравнение (4), учитывая, что sina = 1 получим:

32. Задачи для самостоятельного решения. 1. Неподвижный вагон массой 2 • 104 кг сцепляется с платформой массой 3 • 104кг - student2.ru

33. Из (4) уравнения получим u2

34. Задачи для самостоятельного решения. 1. Неподвижный вагон массой 2 • 104 кг сцепляется с платформой массой 3 • 104кг - student2.ru

35. Ответ: Скорость тяжелого осколка снаряда Задачи для самостоятельного решения. 1. Неподвижный вагон массой 2 • 104 кг сцепляется с платформой массой 3 • 104кг - student2.ru , ее направление составляет угол 170 к горизонту.

36. Задача 3. Из орудия массой m = 0,5 т, установленного на платформе массой M = 2 т, производят выстрел снарядом массой m = 10 кг, который получает скорость u = 500 м/с под углом a = 600 к горизонту. На какое расстояние откатится платформа в результате отдачи, если коэффициент трения платформы о рельсы m = 0,01.

37. Решение: Запишем краткую запись и переведем имеющиеся числовые данные в систему СИ. Нарисуем рисунок, отражающий условие задачи.

38. Задачи для самостоятельного решения. 1. Неподвижный вагон массой 2 • 104 кг сцепляется с платформой массой 3 • 104кг - student2.ru

39. Рассмотрим систему, состоящую из платформы с орудием и снаряда. Вдоль горизонтального направления в момент выстрела для этой системы выполняется закон сохранения импульса.

40. Задачи для самостоятельного решения. 1. Неподвижный вагон массой 2 • 104 кг сцепляется с платформой массой 3 • 104кг - student2.ru

41. Задачи для самостоятельного решения. 1. Неподвижный вагон массой 2 • 104 кг сцепляется с платформой массой 3 • 104кг - student2.ru

42. В результате отдачи платформа вместе с орудием откатывается в противоположную сторону вдоль оси ОХ). Для определения расстояния, на которое откатится платформа с орудием в результате отдачи, воспользуемся уравнением кинематики:

43.

44. Задачи для самостоятельного решения. 1. Неподвижный вагон массой 2 • 104 кг сцепляется с платформой массой 3 • 104кг - student2.ru

45. Из уравнения (5) получим:

46. Задачи для самостоятельного решения. 1. Неподвижный вагон массой 2 • 104 кг сцепляется с платформой массой 3 • 104кг - student2.ru

47. Чтобы определить ускорение а, запишем второй закон Ньютона для платформы с орудием:

48. Задачи для самостоятельного решения. 1. Неподвижный вагон массой 2 • 104 кг сцепляется с платформой массой 3 • 104кг - student2.ru

49.

50. Проекции уравнения (7) на оси ОХ) и ОУ):

51. Задачи для самостоятельного решения. 1. Неподвижный вагон массой 2 • 104 кг сцепляется с платформой массой 3 • 104кг - student2.ru

52. По определению

53. Задачи для самостоятельного решения. 1. Неподвижный вагон массой 2 • 104 кг сцепляется с платформой массой 3 • 104кг - student2.ru

54. с учетом (9):

55. Задачи для самостоятельного решения. 1. Неподвижный вагон массой 2 • 104 кг сцепляется с платформой массой 3 • 104кг - student2.ru

56. Из уравнения (6) с учетом формул (4) и (12) получим значение расстояния, на которое откатится платформа с орудием в результате отдачи:

57. Задачи для самостоятельного решения. 1. Неподвижный вагон массой 2 • 104 кг сцепляется с платформой массой 3 • 104кг - student2.ru

58. Ответ: Расстояние, на которое откатится платформа с орудием в результате отдачи, равно 0,1 м.

59. §3. Краткий итог урока

60.

61. ВАЖНО ЗАПОМНИТЬ:

62. 1. Выделить тела, образующие замкнутую систему.

63. 2. Рассмотреть силы, действующие на замкнутую систему извне, и силы взаимодействия между телами системы.

64. 3. По возможности определить импульс каждого тела до и после взаимодействия.

65. 4. Определить систему отсчета. Если внешние силы не уравновешены, то есть систему строго нельзя считать замкнутой, следует выбрать направление осей координат так, чтобы в проекции на одну из осей сумма внешних сил была равна нулю.

66. 5. Записать закон сохранения импульса в векторной форме, а затем спроектировать полученное уравнение на выбранные оси координат.

67.

68.

69.

70.

71. Литература:

72. 1. Касьянов В.А. Физика. 10 кл. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват учрежден. – 3-е изд. перераб. Касьянов В.А. – М.: Дрофа, 2012. – 271 с.: илл.

73. 2. Мякишев Г.Я. Физика. 10 кл. учеб. для общеобразоват учрежден. Базовый и профильный уровень: – 3-е изд. перераб. / Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н.; под. ред. Николаева В.И. , Парфентьевой Н.А. – 19-е изд. М.: Просвещение, 2010. – 366 с.: илл.

74. 3. Мякишев Г.Я. Физика. 10 кл. учеб. для общеобразоват учрежден. Базовый и профильный уровень: – 3-е изд.перераб. / Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н.; под. ред. Николаева В.И., Парфентьевой Н.А. – 19-е изд. М.: Просвещение, 2010. – 366 с.: илл.

75. 4. Касаткина И.Л. Репетитор по физике: механика, молекулярная физика, термодинамика. Касаткина И.Л. Изд-е 14-е / Под. ред. Т.В Шкиль. – Ростов н/Дону: Феникс, 2013. – 852с.: илл.

76. 5. Кабардин О.Ф., Кабардина С.И. Орлов В.А. Контрольные и проверочные работы по физике. -М.: Дрофа, 2000 190 с.

77. 6. Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Физика» в условиях введения

78. федерального компонента государственного стандарта общего образования».

Наши рекомендации