А. Взаимодействие ионов алюминия с ализарином

МОДУЛЬ 07. Лигандообменные равновесия и процессы

Задания для самостоятельной работы

7.9;7.10; 7.45; 7.53

Дата _______

Лабораторная работа 6.6

Изучение реакций комплексообразования с неорганическими лигандами.

Цель:Изучить реакции ионов-биометаллов и ионов-токсикантов с неорганическими лигандами на примере образования аммино- и гидроксокомплексов.

Задание:выполнить серию опытов , связанных с изучением возможности образования

аммин- и гидроксокомплексов.

Оборудование и реактивы: Штатив с пробирками. Растворы растворимых солей железа(Ш), кобальта (П), никеля(П), меди (П), цинка, алюминия, свинца(П) (с=0,1моль/л); раствор гидроксида натрия (с=0,1моль/л) и концентрированный; раствор аммиака концентрированный, тиоцианида калия (с=0,1моль/л).

Сущность работы:визуальное наблюдение за изменениями, происходящими в пробирках. На первом этапе получают гидроксиды изучаемых ионов металлов. К полученным гидроксидам добавляют концентрированные растворы щелочи и аммиака. Об образовании прочного комплексного соединения судят по растворению осадка гидроксида. Выполнить опыт по изучению влияния природы растворителя на устойчивость комплексов.

Выполнение эксперимента:

Опыт 1. Получают нерастворимые гидроксиды.

Изучают возможность образования гидроксокомплексов.

Уравнения реакций:

Опыт 2. Изучают возможность образования амминокомоплексов

Уравнения реакций:

Экспериментальные данные:

Катион Цвет осадка при добавлении разбавленного раствора щелочи Изменения, произошедшие при добавлении концентрированного раствора щелочи Изменения, произошедшие при добавлении аммиака
Fe3+      
Zn2+      
Cu2+      
Co2+      
Ni2+        
Pb2+      
Al3+        
Mg2+      
       
           

Выводоформляют в виде перечисления:

- ионы, образующие прочные и аммино- и гидроксокомплексы……………………..

- ионы, образующие прочные только амминокомплексы …………………………….

- ионы, образующие прочные только гидроксокомплексы ……………………….…

- ионы, не образующие прочные ни аммино- ни гидроксокомплексы ………………………

Дата ______ Занятие ________

Задания для самостоятельной работы

7.39; 7.657.70; 7.72

Дата _______

Лабораторная работа 6.7

Тема: Простые и совмещенные лигандообменные равновесия

Цель:Изучить реакции ионов биометаллов и ионов токсикантов с органическими лигандами, а также совмещенные лигандообменные равновесия.

Задание:Выполнить одну или несколько реакций ионов-биометаллов или ионов-токсикантов со специфическими органическими лигандами. Выполнить опыты по изучению влияния рН среды на устойчивость и строение комплексов. Выполнить опыт по совмещенным лигандообменным равновесиям.

Оборудование и реактивы: Штатив с пробирками, пипетки, фильтровальная бумага.

Растворы, содержащие ионы алюминия, меди(П), кобальта (П), никеля (П), цинка, железа (Ш), кальция

(с=0,2 моль/л); насыщенные водные растворы фторид-иона, тартрат-иона, тиоцианата -иона, ализарина, 0,01% р-р дитизона в четыреххлористом углероде, 0,2% р-р 1-нитрозо2-нафтола в 50% уксусной кислоте, 1% р-р диметилглиоксима в этаноле. Водные р-ры ЭДТА натрия , глицина, салицилата натрия. Эриохром черный Т. Буферные р-ры со значениями рН 1; 2,5; 7,4. Аммиачный буферный р-р с рН=9.

Сущность работы:По изменению цвета, возникающего в ходе взаимодействия судят о:

1) возможности образования хелатных соединений (опыт1); 2) преобладающем направлении лигандообменного процесса в случае совмещения нескольких равновесий (опыт 3); 3) зависимости структуры комплекса от рН среды (опыт 4).

Выполнение эксперимента:

Опыт 1. Изучение образования внутрикомплексных соединении ионов металлов с органическими лигандами

а. Взаимодействие ионов алюминия с ализарином

Наши рекомендации