Угловая скорость при отклонении элеронов

Метод сечений

Позволяет определить внутренние силовые факторы

Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru

Разрезал

Отбросил

Заменил

Уравновесил

Расчеты

Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru Напряжения

Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru

Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru

Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru

σT = σ0,2≈ 0,6σΒ σ = Εε – закон Гука

  σp σсжΤ) ρ, г/см3 Е, МПа τΒ, МПа
Сосна 83 35 0,5 1·104
Фанера σп = 53 МПа 0,86 (3 мм) 0,7 (6 мм) 0,5·104
Д16М   7,2·104  
Д16Т 420 (300) 2,8 7,2·104
Сталь 20 340 (290) 7,8 21·104  
30ХГСА   21·104  
Х18 ~ 700   21·104  

Устойчивость стержня

Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru

Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru

Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru

Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru

Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru

Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru

Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru

Устойчивость пластин

Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru

Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru -цилиндрическая жесткость

Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru

Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru - опертая по краям

Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru - один край свободен

Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru k = 0,15…0,605

Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru

Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru

Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru - для длинной пластины

Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru - для квадратной

Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru

Эксплуатационные и расчетные нагрузки

Требования к прочности определены через эксплуатационные и расчетные нагрузки.

Эксплуатационные нагрузки – это максимальные нагрузки, возможные в эксплуатации. Конструкция должна выдерживать эксплуатационные нагрузки без появления опасных остаточных деформаций.

Нагрузки, возникающие в воздухе, на земле или на воде, должны быть уравновешены инерционными силами вех частей самолета.

При всех нагрузках, вплоть до эксплуатационных, деформации конструкции не должны влиять на безопасность эксплуатации. Если деформации конструкции под нагрузкой значительно изменяют распределение внешних или внутренних нагрузок, то это перераспределение следует принимать во внимание.

Распределение нагрузок может быть приближенным, взятым с запасом, или должно точно отражать фактические условия.

Расчетные нагрузки – это эксплуатационные нагрузки, умноженные на предписанные коэффициенты безопасности.

Конструкция должна выдерживать расчетную нагрузку в течение не менее 3 секунд. При этом допустимы локальные повреждения и местные потери устойчивости.

Если нет специальных оговорок, то под заданными нормированными нагрузками подразумеваются эксплуатационные нагрузки.

Во всех случаях, кроме специально оговоренных, коэффициент безопасности принимается равным

f = 1.5.

Расчетные воздушные скорости

VS – скорость сваливания с убранными закрылками

Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru

Vc – расчетная крейсерская скорость

Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru км/ч для самолетов нормальной, многоцелевой и переходной категорий

Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru км/ч для самолетов акробатической категории

Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru - удельная нагрузка на крыло, кг/м2

m – масса, кг

S – площадь крыла, м2.

Vc ≤ 0,9VH ,

где VH – максимальная скорость горизонтального полета при работе двигателя на максимальной продолжительной мощности.

Vc min – требуемая минимальная расчетная крейсерская скорость.

VD – расчетная скорость пикирования

VD ≥ 1,25 Vc

Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru 1,4 Vc min – для нормальной и переходной категории

VD ≥ 1,5 Vc min – для многоцелевой категории

1,55 Vc min – для акробатической категории

VA – расчетная маневренная скорость

VA ≥ VS Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru ,

где Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru - максимальная эксплуатационная перегрузка

VA ≤ Vc

VB – расчетная скорость при максимальной интенсивности порыва

Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru ,

где Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru - положительная перегрузка от порыва при скорости Vc.

VB ≤ Vc.

Эксплуатационная маневренная перегрузка

Максимальная эксплуатационная маневренная перегрузка

Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru , для нормальной и переходной категорий

Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru ,

где m – масса, кг.

Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru - для многоцелевой категории

Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru - для акробатической категории.

Минимальная эксплуатационная маневренная перегрузка

Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru - для нормальной, многоцелевой и переходной категорий.

Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru - для акробатической категории.

Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru

Перегрузки при полете в неспокойном воздухе

В горизонтальном полете со скоростью V самолет попадает в вертикальный воздушный порыв со скоростью U. При этом за счет поворота вектора скорости набегающего потока угол атаки увеличивается на угол Δα.

Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru .

При реальных скоростях Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru , можно считать, что

Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru (Δα – в радианах)

Приращение коэффициента подъемной силы крыла

Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru

Приращение подъемной силы

Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru .

Подъемная сила в порыве

Yп = mg + ΔY

Перегрузка в порыве

Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru

С учетом более плавного вхождения в порыв

Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru ,

где Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru - коэффициент массы самолета.

Uc = ±15,2 м/с – вертикальная индикаторная скорость воздушного порыва при полете со скоростью Vc.

Uc = ±7,6 м/с – вертикальная индикаторная скорость воздушного порыва при полете со скоростью VD.

ng – положительная перегрузка от порыва при скорости Vc

Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru

От Vc до VD перегрузка от порыва меняется линейно.

При скорости VB самолет рассчитывается на перегрузку ng для скорости Vc.

Для самолетов переходной категории и по АП-25 на скорости VB самолет рассчитывается на действие вертикального воздушного порыва UВ = ±20,1 м/с.

Границы допустимых скоростей и перегрузок

Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru

Скорости и перегрузки с выпущенными закрылками

VSF – скорость срыва при полете с выпущенными закрылками

Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru

VF – расчетная скорость при полете с выпущенными закрылками

Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru

Маневренные перегрузки:

nF max = 2

nF min = 0

Перегрузки от восходящего порыва UF = 7,6 м/с

Перегрузка от горизонтального порыва UF = 7,6 м/с

Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru

Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru

Нагрузка от спутной струи

при V ≥ 1,4VS , ny = 1.

Скорость спутной струи воздушного винта

Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru

Через поверхность, ометаемую воздушным винтом, проходит струя воздуха. Скорость в струе больше, чем скорость набегающего потока.

Из теории воздушного винта и из экспериментов известно, что приращение скорости в струе на значительном удалении за винтом вдвое больше, чем приращение скорости в плоскости винта. Диаметр струи на удалении за винтом меньше, чем диаметр винта.

Через плоскость винта за время Δt проходит воздух массой

Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru ,

который на удалении перед винтом имеет скорость набегающего потока V, а за винтом разгоняется до скорости V+2ΔV.

Запишем для него закон сохранения импульса

Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru , где Р – тяга винта

Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru

Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru - приращение скорости в плоскости воздушного винта

Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru - приращение скорости в струе за воздушным винтом

Для неподвижного самолета при V=0 закон сохранения импульса имеет вид:

Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru

Масса воздуха, проходящая через плоскость винта

Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru

Отсюда

Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru

Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru - скорость в плоскости воздушного винта, вращающегося на месте

Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru - скорость в струе за винтом, вращающимся на месте.

Расход воздуха в струе в плоскости винта равен расходу воздуха в струе на удалении за винтом

Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru

Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru

Диаметр струи

Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru .

Для винта, вращающегося на месте, диаметр струи на удалении

Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru .

Несимметричные нагрузки на крыло

Несимметричные нагрузки на крыло могут возникать при попадании самолета в несимметричный воздушный порыв, при полете со скольжением и при отклонении элеронов.

Без отклонения элеронов

Для самолетов нормальной, многоцелевой и переходной категории на скорости VA на полуразмахе крыла с одной стороны от плоскости симметрии действует 100% нагрузки, соответствующей nэmax А, а с другой стороны

Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru

 
  Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru

70% при m ≤ 454 кг,

Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru

Для самолетов акробатической категории на полуразмах с одной стороны плоскости симметрии действует 100% нагрузки, а с другой 60% в двух случаях:

1. При скорости VA и перегрузке nэmax А

2. При скорости VC и перегрузке nэmin в перевернутом полете.

С отклоненными элеронами

Резкое отклонение элеронов на максимальный угол.

Для самолетов нормальной, многоцелевой и переходной категорий:

1. На скорости VA при ny = 0.

2. На скорости VA при Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru

3. На скорости VC – отклонение элеронов, достаточное для создания угловой скорости крена такой же, как при максимальном отклонении элеронов на скорости VA.

4. На скорости VD – отклонение элеронов, достаточное для создания угловой скорости крена не ниже 1/3 угловой скорости при максимальном отклонении элеронов на скорости VA.

Для самолетов акробатической категории:

1. Резкое максимальное отклонение элеронов на скорости VA и VD при ny = 0

2. Резкое максимальное отклонение элеронов на скорости VA и VC при Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru

3. Резкое максимальное отклонение элеронов на скорости VC при ny = nэmax А и ny = nэmin

4. На скорости VD – отклонение элеронов, достаточное для создания угловых скоростей крена не ниже 1/3 угловой скорости при максимальном отклонении элеронов на скорости VA и VC.

Угловая скорость при отклонении элеронов

Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru

При отклонении элерона на участке, занятом элероном, возникает дополнительная подъемная сила ΔYэ, которая заставляет самолет двигаться с угловым ускорением по крену εх и создает угловую скорость по крену ωх.

Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru В результате движения с угловой скоростью по крену ωх местные углы атаки сечений крыла изменяются, и на крыльях возникает дополнительная подъемная сила ΔYω, направленная против вращения.

Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru На участке крыла шириной dz на расстоянии z от плоскости симметрии подъемная сила от отклонения элерона на угол δэ

Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru .

Момент крена

Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru .

Демпфирующая сила, препятствующая крену

Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru

Момент, препятствующий крену

Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru

Установившаяся скорость крена получается, когда

Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru

Используя теорему о среднем, можно получить приближенное соотношение:

Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru , где

Sэ – площадь крыла, обслуживаемая элероном.

Производная коэффициента подъемной силы по углу отклонения элерона

Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru , где Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru - относительная хорда элерона.

Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru - угловая скорость установившегося движения по крену при отклонении элерона, δэ – в радианах.

Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru

Нагрузки на двигатель

Подмоторная рама каждого двигателя и поддерживающие их конструкции должны выдерживать нагрузки от двигателей.

Нагрузки на двигатель:

Сила тяги

Крутящий момент

Нагрузки в вертикальной плоскости

Боковые нагрузки

Гироскопические нагрузки

Средний крутящий момент двигателя зависит от мощности и угловой скорости вращения винта.

Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru , где N – мощность двигателя, Вт

ω – угловая скорость винта, рад/с

Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru , где n – частота вращения, об/мин

Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru

Крутящий момент двигателя за время одного оборота вала может значительно меняться, особенно для поршневых двигателей с небольшим числом цилиндров.

Эксплуатационный крутящий момент двигателя получается умножением среднего крутящего момента на коэффициент, зависящий от типа двигателя.

Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru

Угловая скорость при отклонении элеронов - student2.ru 1,25 – для турбовинтовых двигателей

1,33 – для поршневых с 5 и более цилиндрами

kдв = 2 – с четырьмя цилиндрами

3 – с тремя цилиндрами

4 – с двумя цилиндрами.

Должен быть проведен расчет:

1. Взлетная мощность двигателя и перегрузка 0,75 nэmax A.

2. Максимальная продолжительная мощность двигателя и перегрузка nэmax A.

Для газотурбинных двигателей дополнительно:

1. Отказ системы управления винтом. Крутящий момент на взлетной мощности с коэффициентом 1,6 и перегрузка ny = 1;

2. Крутящий момент при резкой остановке двигателя (из-за неисправности или отказа, например, заклинивания компрессора);

3. Крутящий момент, возникающий за счет максимального ускорения работы двигателя.

Наши рекомендации