Работа № 6. ИССЛЕДОВАНИЕ МУЛЬТИВИБРАТОРА НА ОУ

Цель работы: дать навыки по расчету и использованию мультивибраторов на основе ОУ.

Работа № 6. ИССЛЕДОВАНИЕ МУЛЬТИВИБРАТОРА НА ОУ - student2.ru   Рис. 44

Операционные усилители используются для создания автогенерирующих мультивибраторов с повышенной стабильностью генерируемого сигнала. Принципиальным для автогенераторов является наличие положительной обратной связи (ПОС), т. е. подачи части выходного сигнала на неинвертирующий вход ОУ (триггер Шмитта). Схема мультивибратора на ОУ показана на рис. 43, а временные диаграммы, поясняющие ее работу – на рис. 44.

Положительная обратная связь осуществляется цепочкой R2, R3. Амплитуда выходного напряжения практически равна напряжению питания (Еп). Напряжение на неинвертирующем входе ОУ (Uпор) совпадает по форме с выходным напряжением и определяется как

Работа № 6. ИССЛЕДОВАНИЕ МУЛЬТИВИБРАТОРА НА ОУ - student2.ru ,

где Работа № 6. ИССЛЕДОВАНИЕ МУЛЬТИВИБРАТОРА НА ОУ - student2.ru ;

Uвых max – максимальное выходное напряжение ОУ, не охваченного отрицательной обратной связью (рис. 2).

Работа № 6. ИССЛЕДОВАНИЕ МУЛЬТИВИБРАТОРА НА ОУ - student2.ru   Рис. 43

Согласно правилу I eн » еи. Следовательно, усилитель меняет состояние выхода, когда напряжение на конденсаторе С достигает значения ±Uпор. В остальное время конденсатор С перезаряжается в обеих полярностях током, протекающим через R1. Таким образом, постоянная времени схемы равна R1C. Поскольку конденсатор может заряжаться до напряжения +Uпор или –Uпор, полярность выходного напряжения меняется при этих значениях напряжения. Длительность импульса определяется выражением:

Работа № 6. ИССЛЕДОВАНИЕ МУЛЬТИВИБРАТОРА НА ОУ - student2.ru

Если выходной сигнал симметричен относительно нуля, то t1 = t2 (рис. 20) и период импульсов будет

Работа № 6. ИССЛЕДОВАНИЕ МУЛЬТИВИБРАТОРА НА ОУ - student2.ru .

Порядок выполнения работы

1. Выбрать сопротивление резисторов R1, R2, R3 в диапазоне (1...100) кОм таким образом, чтобы R2 » R3.

2. Выбрать конденсатор С и рассчитать t1 по формуле

Работа № 6. ИССЛЕДОВАНИЕ МУЛЬТИВИБРАТОРА НА ОУ - student2.ru .

3. Рассчитать ошибку, вносимую погрешностями внешних цепей (R1, R2, R3, C):

Работа № 6. ИССЛЕДОВАНИЕ МУЛЬТИВИБРАТОРА НА ОУ - student2.ru ,

считая допустимые отклонения для сопротивлений резисторов, равными 5%, а емкости конденсатора – 10%.

Работа № 6. ИССЛЕДОВАНИЕ МУЛЬТИВИБРАТОРА НА ОУ - student2.ru   Рис. 45

Проверить расчеты с помощью программы MathCAD, приведенной на рис. 45.

При совпадении результатов расчета с проверкой перейти к проверке результатов расчета на модели мультивибратора. В противном случае повторить расчет.

Модель мультивибратора показана на рис. 46а, а результаты моделирования – на рис. 46б. Если результаты расчета и моделирования совпадают, перейти к экспериментальной части работы.

4. Собрать схему (рис. 43). Включить питание стенда и наблюдать ивых. Измерить значение t1 с помощью осциллографа. Сравнить измеренное значение с расчетным, вычислить Dt1 = t1расч – t1изм и сравнить с расчетным значением Dt1.

5. Зарисовать осциллограммы напряжений на инвертирующем и неинвертирующем входах и выходе ОУ – ии(t), ин(t), ивых(t) – в одном масштабе времени и напряжения. Отключить питание стенда.

Работа № 6. ИССЛЕДОВАНИЕ МУЛЬТИВИБРАТОРА НА ОУ - student2.ru   а Работа № 6. ИССЛЕДОВАНИЕ МУЛЬТИВИБРАТОРА НА ОУ - student2.ru   б

Рис. 46

Работа № 6. ИССЛЕДОВАНИЕ МУЛЬТИВИБРАТОРА НА ОУ - student2.ru   Рис. 47

Исследование схемы мультивибратора при изменении порогового напряжения. Пороговое напряжение будем изменять с помощью напряжения датчика сигнала (Uc), подключенного к R4 (рис. 47).

Пороговое напряжение определяется как

Работа № 6. ИССЛЕДОВАНИЕ МУЛЬТИВИБРАТОРА НА ОУ - student2.ru ;

Работа № 6. ИССЛЕДОВАНИЕ МУЛЬТИВИБРАТОРА НА ОУ - student2.ru .

Находим длительности импульса (t1) и паузы (t2) (рис. 30):

Работа № 6. ИССЛЕДОВАНИЕ МУЛЬТИВИБРАТОРА НА ОУ - student2.ru ;

Работа № 6. ИССЛЕДОВАНИЕ МУЛЬТИВИБРАТОРА НА ОУ - student2.ru

Период импульсов будет T = t1 + t2.

Проверку расчетов провести с помощью программы MathCAD, приведенной на рис. 48 при Uc = 0. Зависимости uС(t) и uвых(t) для Uс = –3 В показаны на рис. 49а, для Uс = 3 В – на рис. 49б.

При совпадении результатов провести моделирование схемы (рис. 47). Схема модели мультивибратора с изменяемым пороговым напряжением показана на рис. 50а. Результаты моделирования при Uс = 0 В показаны на рис. 50б, а при Uс = –3 В и Uс = 3 В – на рис. 51а и б соответственно.

Графики зависимостей kз = f(Uс) и f = j(Uс), полученные с помощью программы MathCAD, показаны на рис. 52, а с помощью моделирования – на рис. 53.

После проверки результатов расчета перейти к экспериментальной части.

6. Собрать схему (рис. 47). Включить питание стенда. Вращая ручку датчика сигнала, наблюдать изменение интервалов t1 и t2.

7. Изменяя напряжение датчика сигнала (Uc) в диапазоне от –5 В до +5 В, снять зависимость коэффициента заполнения (kз = t1/T; Т – период выходного напряжения) и зависимость частоты выходного напряжения от уровня порогового напряжения: kз = f(Uс) и f = j(Uс). Временные интервалы t1 и T измерять с помощью осциллографа, а Uc вольтметром В7-27. Результаты занести в таблицу 4.

8. По результатам п. 7 построить графики kз = f(Uс) и f = j(Uс).

Таблица 4

Uпор, В t1 с T, с kз f, Гц
–5        
–4,5        
Работа № 6. ИССЛЕДОВАНИЕ МУЛЬТИВИБРАТОРА НА ОУ - student2.ru        
       

Работа № 6. ИССЛЕДОВАНИЕ МУЛЬТИВИБРАТОРА НА ОУ - student2.ru

Рис. 48

Работа № 6. ИССЛЕДОВАНИЕ МУЛЬТИВИБРАТОРА НА ОУ - student2.ru   а Работа № 6. ИССЛЕДОВАНИЕ МУЛЬТИВИБРАТОРА НА ОУ - student2.ru   б

Рис. 49

Работа № 6. ИССЛЕДОВАНИЕ МУЛЬТИВИБРАТОРА НА ОУ - student2.ru   а Работа № 6. ИССЛЕДОВАНИЕ МУЛЬТИВИБРАТОРА НА ОУ - student2.ru   б

Рис. 50

Работа № 6. ИССЛЕДОВАНИЕ МУЛЬТИВИБРАТОРА НА ОУ - student2.ru   а Работа № 6. ИССЛЕДОВАНИЕ МУЛЬТИВИБРАТОРА НА ОУ - student2.ru   б

Рис. 51

Работа № 6. ИССЛЕДОВАНИЕ МУЛЬТИВИБРАТОРА НА ОУ - student2.ru

Рис. 52

Работа № 6. ИССЛЕДОВАНИЕ МУЛЬТИВИБРАТОРА НА ОУ - student2.ru

Рис. 53

Содержание отчета

1. Схемы исследуемых мультивибраторов.

2. Результаты расчетов.

3. Временные диаграммы и графики.

Наши рекомендации