Стратегии самопредъявления
В исследовании Ю.П. Кошелевой изучались особенности стратегии самопредъявления одиноких людей, обратившихся в клуб или службу знакомства за помощью в поиске партнера [Кошелева, 1998, 2001]. Автором были выделены две стратегии самопредъявления (трансляции человеком своего образа Я в ситуации привлечения к себе внимания значимого партнера) — стратегия самоподачи и стратегия самораскрытия. Для стратегии самоподачи были характерны центрация на смысловой информации, значимой для Другого, и преимущественное проявление внешнего Я человека. В этом случае в тексте преобладало описание Другого, т.е. желаемых качеств партнера, и себя (самоописание) с учетом мнения потенциального партнера, причем доминировали социальные нормы и представления об «идеальном» партнере. Вследствие этого самоописание содержало формальные или вымышленные характеристики. В стратегии самораскрытия центр самопредъявления был перенесен на информацию, значимую для самого себя, и, соответственно, наблюдалось преимущественное проявление внутреннего Я. Здесь явное предпочтение отдавалось описанию своих чувств, переживаний, а партнер упоминался лишь с точки зрения собственных ценностей. По данным проведенного исследования, в ситуации знакомства несколько чаще используется стратегия самоподачи (от 57 до 71% случаев), что отвечает главной цели самопредъявления — привлечь к себе внимания партнера.
Анализ более 900 самопредъявлений на материале текстов газетных объявлений в клубе знакомств, видеообъявлений по телевидению и видеопрезентаций в телевизионной программе позволил автору выделить и охарактеризовать семь основных стратегий самопредъявления, различающихся по цели, содержанию и форме самоподачи и соответствующих двум описанным выше генеральным стратегиям. К стратегии самоподачи были отнесены стратегии «супергероя», «отрицающая», «гиперболическая» и «замещающая». К стратегии самораскрытия — «драматическая», «атрибутивная» и «совладеющая».
Стратегия «супергероя» ставит своей целью быть и казаться успешным, она осознанна и направлена на поиск «достойного» партнера. Для нее характерно упоминание о собственных высоких личных достижениях, чаще всего в социальной сфере, высоком материальном положении и социальном статусе. Значительно чаще эта стратегия предпочитается мужчинами, чем женщинами.
В неосознанной «отрицающей» стратегии самоподачи широко используются шаблоны и штампы, выражена ориентация на ритуальные формы взаимодействия, собственный мир переживаний закрыт для потенциального партнера. Цель такой стратегии — защита от возможных проблем в межличностных отношениях. Можно предположить, что стремление найти партнера в этом случае сочетается с неосознанным желанием избежать близости с ним, обусловленным страхом перед будущими отношениями, высокой социальной тревожностью и неудачным опытом межличностных отношений в прошлом.
«Гиперболическая» стратегия непосредственно направлена на основную цель знакомства — привлечение к себе внимания и состоит в неосознанном преувеличении собственных качеств и достоинств. Искажение способа самоподачи связано с завышенной самооценкой личности и чрезмерном уровне притязаний в отношении качеств партнера. Здесь часто используются метафоры; образы Я и Другого оторваны от реальности.
При «замещающей» стратегии собственные характеристики проецируются на образ партнера — образ Другого замещает собственное Я. Например: «хочу встретить женщину, которая любит рыбалку», «ищу мужчину нежного; внимательного; нуждающегося в поддержке, заботе; любящего посещать музеи, театры».
Наиболее часто используемой стратегией самораскрытия является «драматическая» — неосознанная стратегия, цель которой вызвать сочувствие и сопереживание у партнера, быть услышанным им. Самопредъявление в таком случае отличается особой «кричащей» формой, сгущающей неблагоприятные события и представляющей жизненную ситуацию как личную драму, — это подчеркивание своего одиночества.
Цель «атрибутивной» стратегии — создание и поддержание собственной организованной модели мира и своего места в нем. Особенность этой стратегии в том, что, упоминая об одиночестве, человек расценивает свое состояние как позитивное, прямо выказывает нежелание что-либо менять в стиле своей жизни, осознанно создает модели, подтверждающие преимущество одиночества. Отсюда вывод, что либо субъект такого самопредъявления вообще не нуждается в партнере («я не собираюсь ничего менять в своей жизни в угоду кому бы то ни было»), либо партнер нужен лишь для мифологизации образа Я и подтверждения собственной значимости.
Осознанная «совладающая» стратегия направлена на поиск реальных путей преодоления одиночества, самораскрытие и установление отношений доверия и близости с партнером. В самопредъявлении в равной степени представлены как позитивные, так и негативные качества личности, открыто называются недостатки, образ Я реалистичен, одиночество открыто упоминается. Вышеперечисленные стратегии самоподачи различаются по своей продуктивности в решении двух основных задач самопредъявления: 1) привлечение внимания и знакомство; 2) решение проблемы одиночества и создания семьи. Наиболее эффективной для привлечения внимания и знакомства оказывается стратегия «супергероя», а для решения задачи установления подлинно близких отношений и создания семьи самой продуктивной является «совладающая» стратегия самораскрытия.