Модель направленных отрезков

Задачи механики и физики используют модели, элементами которых являются объекты, характеризуемые величиной действия в заданном направлении. Такими объектами являются силы, скорости, ускорения и др. Над этими объектами определены операции сложения по определенному закону и умножения на число. При этом как сами объекты, так и результаты операции над ними не зависят от параллельного переноса в пространстве. В качестве геометрической модели или знаковой системы для определения этих объектов удобно использовать направленные отрезки, которые имеют заданное направление и длину. Сформулируем нашу первую задачу.

А. Построить систему свойств (аксиоматику), достаточную для описания модели направленных отрезков с операциями сложения и умножения на число.

Решение сформулированной задачи состоит из двух частей: 1) в определении направленных отрезков, определении указанных операций, доказательстве основных свойств этих операций и 2) указании критерия, согласно которому проверяется, достаточно ли сформулированных свойств для описания модели.

Вначале определим операции и построим систему свойств (аксиом). Направленный отрезок Модель направленных отрезков - student2.ru есть отрезок AB заданной длины, направленный параллельно некоторой прямой «l», причем порядок пары точек означает, что точка А – начало, В – конец направленного отрезка.

Для простоты будем направленные отрезки обозначать также одной буквой Модель направленных отрезков - student2.ru = Модель направленных отрезков - student2.ru и т.д.

Так как направление и длина направленного отрезка не зависит от параллельного переноса, то направленный отрезок изображает класс направленных отрезков, совместимых с параллельными переносами. Этот факт будем называть инвариантностью направленного отрезка относительно параллельного переноса.

На множестве направленных отрезков Модель направленных отрезков - student2.ru , Модель направленных отрезков - student2.ru , Модель направленных отрезков - student2.ru , ... определим операции сложения и умножения на действительное число и установим свойства этих операций.

Суммой направленных отрезков Модель направленных отрезков - student2.ru и Модель направленных отрезков - student2.ru назовем направленный отрезок Модель направленных отрезков - student2.ru = Модель направленных отрезков - student2.ru + Модель направленных отрезков - student2.ru , который имеет то же начало, что и Модель направленных отрезков - student2.ru и тот же конец, что и Модель направленных отрезков - student2.ru , если начало отрезка Модель направленных отрезков - student2.ru параллельным переносом совместить с концом Модель направленных отрезков - student2.ru (рис 11, а).

Учитывая инвариантность направленного отрезка относительно параллельного переноса, заключаем, что Модель направленных отрезков - student2.ru является направленной диагональю параллелограмма, построенного на сторонах Модель направленных отрезков - student2.ru и Модель направленных отрезков - student2.ru (рис. 4, b). Правило сложения (а) называется правилом треугольника, а правило сложения (b) – правилом параллелограмма.

 
  Модель направленных отрезков - student2.ru

Сложение обладает свойствами:

" Модель направленных отрезков - student2.ru и Модель направленных отрезков - student2.ru Модель направленных отрезков - student2.ru + Модель направленных отрезков - student2.ru = Модель направленных отрезков - student2.ru + Модель направленных отрезков - student2.ru

" Модель направленных отрезков - student2.ru , Модель направленных отрезков - student2.ru и Модель направленных отрезков - student2.ru ( Модель направленных отрезков - student2.ru + Модель направленных отрезков - student2.ru )+ Модель направленных отрезков - student2.ru = Модель направленных отрезков - student2.ru +( Модель направленных отрезков - student2.ru + Модель направленных отрезков - student2.ru )

Существует вектор Модель направленных отрезков - student2.ru такой, что " Модель направленных отрезков - student2.ru Модель направленных отрезков - student2.ru + Модель направленных отрезков - student2.ru = Модель направленных отрезков - student2.ru ( Модель направленных отрезков - student2.ru – нулевой вектор)

" Модель направленных отрезков - student2.ru $ «– Модель направленных отрезков - student2.ru » такой, что Модель направленных отрезков - student2.ru +(– Модель направленных отрезков - student2.ru )= Модель направленных отрезков - student2.ru .

(«– Модель направленных отрезков - student2.ru » называется противоположенным вектору Модель направленных отрезков - student2.ru ).

Свойства 1 и 2 схематично представлены на рис 12, а и 12, b, соответственно.

Свойство 3 представляет возможность вырождения в точку одного из слагаемых:

Модель направленных отрезков - student2.ru + Модель направленных отрезков - student2.ru = Модель направленных отрезков - student2.ru , Модель направленных отрезков - student2.ru = Модель направленных отрезков - student2.ru

Свойство 4 представляет правило сложения

 
  Модель направленных отрезков - student2.ru

Модель направленных отрезков - student2.ru + Модель направленных отрезков - student2.ru = Модель направленных отрезков - student2.ru = Модель направленных отрезков - student2.ru ,

в котором естественно считать Модель направленных отрезков - student2.ru =– Модель направленных отрезков - student2.ru . Длину направленного отрезка Модель направленных отрезков - student2.ru будем обозначать | Модель направленных отрезков - student2.ru |. Очевидно, что | Модель направленных отрезков - student2.ru | = | Модель направленных отрезков - student2.ru |.

Операция умножения отрезка Модель направленных отрезков - student2.ru на число a определяет направленный отрезок Модель направленных отрезков - student2.ru =a Модель направленных отрезков - student2.ru . Длина | Модель направленных отрезков - student2.ru |= |a| | Модель направленных отрезков - student2.ru |; направление Модель направленных отрезков - student2.ru то же, что и у отрезка Модель направленных отрезков - student2.ru , если a>0, и обратное, если a<0.

Свойства операции умножения:

· " Модель направленных отрезков - student2.ru Модель направленных отрезков - student2.ru ·1= Модель направленных отрезков - student2.ru .

· " a, bÎR и " Модель направленных отрезков - student2.ru a ( b Модель направленных отрезков - student2.ru ) = ( a b ) Модель направленных отрезков - student2.ru .

· " aÎR и " Модель направленных отрезков - student2.ru , Модель направленных отрезков - student2.ru a ( Модель направленных отрезков - student2.ru + Модель направленных отрезков - student2.ru ) = a Модель направленных отрезков - student2.ru + a Модель направленных отрезков - student2.ru .

· " a, bÎR и " Модель направленных отрезков - student2.ru (a+b) Модель направленных отрезков - student2.ru = a Модель направленных отрезков - student2.ru + b Модель направленных отрезков - student2.ru .

Доказательство восьми свойств сложения и умножения на число направленных отрезков можно найти в школьных учебниках, и мы их опускаем.

Теперь сформулируем понятие вектора.

Определение

Направленные отрезки с операциями сложения по правилу треугольника (параллелограмма) и умножения на число называются векторами.

В силу инвариантности направленных отрезков относительно параллельного переноса заключаем, что: 1) вектор – это класс направленных отрезков, определяемый всеми параллельными переносами любого из его представителей; 2) свойства операций сложения векторов и умножения на число также инвариантны относительно параллельного переноса.

Множество всех векторов назовем векторным пространством, а построенную модель направленных отрезков – геометрической моделью векторного пространства.

Первая часть сформулированной задачи A нами решена. Для решения второй части этой задачи построим арифметическую (координатную) модель векторного пространства.

Наши рекомендации