Тест «Маски» (модификация метода «Социометрия») для определения статусного места ребенка

Стимулъный материал. Набор из четырех масок, нарисованных на бумаге, символизирующих хорошее и плохое настроение и стремление к доминированию или подчинению.

Тест «Маски» (модификация метода «Социометрия») для определения статусного места ребенка - student2.ru
Тест «Маски» (модификация метода «Социометрия») для определения статусного места ребенка - student2.ru

Инструкция. Ребенку предлагают: «Посмотри на эти лица. Как ты думаешь, какое лицо чаще всего бывает у тебя, когда ты смот­ришь на ребят своей группы (сво­его класса)? А на кого из них ты смотришь обычно вот так? (Пока­зывают каждую из масок по очере­ди.)

Тест «Маски» (модификация метода «Социометрия») для определения статусного места ребенка - student2.ru
Тест «Маски» (модификация метода «Социометрия») для определения статусного места ребенка - student2.ru

А кто из ребят на тебя чаще всего смотрит вот так? (Опять по­казывают по очереди каждую из масок.)»

Проведение теста. Четыре мас­ки выкладывают в ряд перед ре­бенком. После того как он выбрал одну из них при ответе на первый вопрос, каждую из масок по оче­реди дают ребенку и задают во­прос, на кого он так смотрит или кто на него так смотрит. Принимается любой ответ, в том числе и отказ отвечать.

Анализ результатов. Эмоциональное состояние ребенка в груп­пе проявляется при ответе на первый вопрос - в выборе маски с определенным настроением (хорошим или плохим). Подсчиты­вают, сколько раз были выбраны маски с хорошим и плохим на-строением при ответе на следующий вопрос: «На кого из ребят ты смотришь вот так?» Если ребенок удовлетворен своим ме­стом в группе, количество улыбающихся масок значительно превышает количество грустных. Этот показатель важнее пока­зателя статуса (лидерства или отверженности) ребенка, так как показывает удовлетворенность детей тем местом, которое они занимают. В случае отверженности речь может идти о детях, ко­торые предпочитают общаться со сверстниками дома, во дворе, а не в классе или группе, а потому не испытывают тревоги от то­го, что здесь с ними мало общаются. Этот вариант может быть связан и с нежеланием ребенка активно общаться, его незаинте­ресованностью в контактах со сверстниками. В то же время и лидеры могут быть не удовлетворены своим положением, если они претендуют на более высокое место в группе либо стремятся к общению с кем-то из тех ребят, кто входит в другую группи­ровку и не подчиняется данному лидеру. Таким образом, выяв­ляются так называемые «пассивные» и «активные» отверженные, т.е. дети, которые спокойно переносят свою отверженность, не стремятся к общению, и дети, которые переживают свою отго­роженность от группы.

Подсчитывают также и количество выборов «доминирование и подчинение» - как при ответе на первый вопрос (это самый важный показатель), так и при последующих. Особенно это важно для детей, не удовлетворенных своим статусным местом. Те дети, у которых проявляется стремление к доминированию, не удовлетворены, как правило, своим статусным местом. Их не устраивает простое общение со сверстниками, они готовы лучше вообще прервать общение с ними, чем подчиняться. При кор­рекции таких детей важно показывать им навыки организации деятельности сверстников, игр, а не просто вводить их в группу на любые роли. Дети, у которых проявляется тенденция к под­чинению, не удовлетворены именно своей отверженностью и го­товы к общению в любой форме. Эти дети с готовностью примут любую помощь взрослого, в то время как дети первой группы к такой помощи относятся настороженно, часто предпочитая пробиваться сами.

Наши рекомендации