Группа 1 - объект
Оглавление
1 Основные понятия и термины, применяемые при расчете надежности машин …………………………………………………………………….. | |
2 Причины отказов и их классификация …………………………………. | |
3 Экономические аспекты надежности…………………………………… | |
4 Математические показатели надежности ……………………………… | |
5 Виды распределения отказов …………………………………………… | |
6 Сравнительный анализ экспоненциального и нормального законов распределения отказов ………………………………………………….. | |
7 Надежность сложных систем …………………………………………… |
Основные понятия и термины, применяемые
При расчете надежности машин
К основным понятиям и терминам при расчете и анализе надежности машин относят термины, содержащиеся в ГОСТ 21623-76, ГОСТ 18322-76, ГОСТ 16504-81, ГОСТ 27002-83 [1-3]. Для лучшего представления о терминах классифицируем их на четыре группы.
Группа 1 - объект.
1) Технический объект (объект) - предмет, подлежащий расчету, анализу, испытанию и исследованию в процессе его проектирования, изготовления, применения, технического обслуживания, ремонтов, хранения и транспортирования в целях обеспечения эффективности его функционального назначения.
2) Механическая система (система, МС) - сложный объект, представляющий собой совокупность взаимосвязанных функционально и расположенных в определенном порядке объектов.
Механическими системами могут быть машины, агрегаты, сборочные единицы, которые в зависимости от целей исследования могут входить в более сложную МС в качестве ее подсистемы или в качестве элемента.
3) Элемент (механической системы) - объект, представляющий собой часть МС в конкретном рассматриваемом исследовании.
Элементами МС могут быть не только детали, но и сборочные единицы, агрегаты и даже машины, если они в данном расчете или исследовании представлены только своими внешними параметрами, характеристиками, признаками, без раскрытия их внутреннего содержания.
Таким образом, понятия "система", "элемент системы" можно отнести к одному и тому же объекту в зависимости от конкретного контекста исследования на надежность, поэтому эти понятия относительны. Что было системой при рассмотрении части, то будет элементом при рассмотрении целого.
4) Ремонтируемый объект - объект, для которого возможность проведения ремонтов и технического обслуживания предусмотрена в Нормативно-технической документации (НТД).
5) Неремонтируемый объект - объект, для которого возможность проведений ремонтов и технического обслуживания не предусмотрена в НТД.
К ремонтируемым изделиям можно отнести почти все машины и их узлы. К неремонтируемым относятся изделия разового применения: искусственные спутники земли, снаряды, ракеты, элементы и детали массового использования (подшипники качения, приводные цепи, ремни, проволочные канаты, транспортерные ленты, тормозные накладки и т.д.).
Правильное распределение объектов на ремонтируемые (восстанавливаемые) и неремонтируемые (невосстанавливаемые) очень важно, так как показатели их надежности определяются по-разному.
Группа 2 – состояния и события.
1) Исправное состояние (исправность)- состояние объекта, при котором он удовлетворяет всем требованиям НТД.
2) Неисправное состояние (неисправность) - состояние объекта, при котором он не удовлетворяет хотя бы одному из требований НТД.
3) Работоспособное состояние (работоспособность) - состояние объекта, при котором значения всех параметров, характеризующих его способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям НТД.
4) Неработоспособное состояние (неработоспособность) - состояние объекта, при котором значение хотя бы одного параметра, характеризующего его способность выполнять заданные функции, не соответствует требованиям НТД.
5) Предельное состояние - состояние объекта, при достижении которого его дальнейшее применение по назначению недопустимо или невозможно.
6) Повреждение - событие, заключающееся в нарушении исправности объекта при сохранении его работоспособности.
7) Отказ - событие, заключающееся в нарушении работоспособности объекта.
Все виды состояний и событий определяются критериями, установленными в соответствующей НТД. Все виды событий также классифицируются через признаки, оговоренные в НТД на изделие.
Из определения перечисленных состояний следует, что исправность и работоспособность - различные понятия. Так, например, если у технологического смесителя испорчена окраска или имеется трещина в неответственном месте корпуса, то он неисправен, но работоспособен. Но если у него обломана хотя бы одна перемешивающая лопасть или поломан зуб в редукторе привода (обязательных по НТД), то такой смеситель и неисправен, и неработоспособен. Поэтому следует различать неисправности, не приводящие к отказам, и неисправности (или их сочетания), вызывающие отказы.