Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ)

1. Самолет рассматривается как физическое тело, а не как материальная точка.

2. К уравнениям движения добавляется уравнение моментов сил, действующих на самолет.

3. При вращении самолета вокруг центра масс в уравнение моментов добавляется слагаемое, учитывающее собственное демпфирование.

4. Движение самолета складывается из двух движений:

– опорное – рассмотренное выше движение центра масс по траектории;

– возмущенное – возникающее при возникновении вращательного движения самолета относительно центра масс под действием возмущений или управлений.

5. Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ) - student2.ru В процессе возмущенного движения ( Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ) - student2.ru ) принимаем, что параметры опорного движения не изменяются, т.е. Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ) - student2.ru , Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ) - student2.ru .

6.1. Исходные уравнения (1) – (13) изменяются:

Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ) - student2.ru Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ) - student2.ru исключается
Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ) - student2.ru Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ) - student2.ru остается
Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ) - student2.ru Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ) - student2.ru исключается
Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ) - student2.ru Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ) - student2.ru исключается
Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ) - student2.ru Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ) - student2.ru исключается
Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ) - student2.ru Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ) - student2.ru исключается
Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ) - student2.ru Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ) - student2.ru исключается
Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ) - student2.ru Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ) - student2.ru исключается
Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ) - student2.ru Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ) - student2.ru исключается
Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ) - student2.ru Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ) - student2.ru исключается
Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ) - student2.ru Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ) - student2.ru исключается
Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ) - student2.ru Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ) - student2.ru исключается

Также добавляются три уравнения:

2. Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ) - student2.ru ,

3. Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ) - student2.ru ,

4. Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ) - student2.ru .

55А
При оценке динамических ХУУ различают два движения:

1. коротко-периодическое (изменяются Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ) - student2.ru

(за 3-5с));

2. длинно-периодическое (изменяются Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ) - student2.ru (за 80-100с), причем приращения Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ) - student2.ru малы по сравнению с соответствующими величинами опорного движения).

Далее рассматривается только продольное движение относительно оси Z.

Поскольку добавлено новое уравнение моментов 2 (продольный момент относительно оси Z – Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ) - student2.ru ), рассмотрим подробнее структуру его правой части:

Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ) - student2.ru

Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ) - student2.ru

Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ) - student2.ru Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ) - student2.ru

Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ) - student2.ru – фокус без Г.О., условно считаем, что:

если Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ) - student2.ru , то Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ) - student2.ru ;

если Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ) - student2.ru , то Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ) - student2.ru .

Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ) - student2.ru
Добавим горизонтальное оперение:

Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ) - student2.ru

Выразим Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ) - student2.ru через Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ) - student2.ru самолета:

Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ) - student2.ru ,

где

Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ) - student2.ru – коэффициент торможения потока в зоне Г.О.

Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ) - student2.ru – статический момент Г.О.

56А
Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ) - student2.ru

В таблице приведены статические данные касательно величин параметров Г.О.:


Параметр Дозвуковые самолеты Сверхзвуковые самолеты
Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ) - student2.ru 4 ÷ 6 1 ÷ 1,5
Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ) - student2.ru 0,15 ÷ 0,25 0,2 ÷ 0,3
Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ) - student2.ru 0,3 ÷ 1,0
Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ) - student2.ru 0,9 ÷ 0,95 0,7 ÷ 0,85

Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ) - student2.ru

Обычно в нормальной схеме на Г.О. располагается руль высоты, кроме того, угол атаки Г.О. не равен углу атаки самолета, поэтому пишут:

Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ) - student2.ru или, принимая Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ) - student2.ru (определяется статистически), Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ) - student2.ru .

 
  Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ) - student2.ru

При определении Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ) - student2.ru нужно учитывать угол установки Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ) - student2.ru и угол скоса потока за крылом Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ) - student2.ru для нормальной схемы самолета.

Известно также, что Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ) - student2.ru , кроме того, обозначим Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ) - student2.ru , тогда:

Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ) - student2.ru .

Запишем суммарный Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ) - student2.ru самолета:

58А
Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ) - student2.ru

Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ) - student2.ru

Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ) - student2.ru

Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ) - student2.ru .

Полагая, что Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ) - student2.ru , получаем:

Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ) - student2.ru ,

Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ) - student2.ru

Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ) - student2.ru – сдвиг фокуса назад при установке Г.О., обеспечивающий статическую устойчивость самолета.

Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ) - student2.ru – суммарный фокус самолета.

Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ) - student2.ru Запас продольной статической устойчивости
Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ) - student2.ru статически устойчивый самолет
Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ) - student2.ru статически нейтральный самолет
Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ) - student2.ru статически неустойчивый самолет

Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ) - student2.ru Полученные соотношения могут использоваться для оценки статической устойчивости самолета как его способности создавать моменты, направленные на возвращение самолета к исходному равновесному состоянию в первый момент после действия возмущения, что отражается характеристикой момента тангажа Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ) - student2.ru при некоторой центровке Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ) - student2.ru .

Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ) - student2.ru

Условие продольной статической устойчивости: при увеличении Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ) - student2.ru создается пикирующий момент. То есть если момент Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ) - student2.ru направлен на уменьшение угла атаки Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ) - student2.ru , самолет статически устойчив.

В фокусе Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ) - student2.ru приложена часть подъемной силы самолета, зависящая от угла атаки Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ) - student2.ru . Эта сила обеспечивает устойчивость.

Центр масс Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ) - student2.ru определяется компоновкой самолета, положением полезной нагрузки. Для гражданских самолетов обычно центр масс находится впереди фокуса, т.е. разность Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ) - student2.ru . Это запас статической устойчивости.

Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ) - student2.ru Самолеты Iго поколения (Ту-104)
Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ) - student2.ru Самолеты IIго поколения (Ту-154)
Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ) - student2.ru Самолеты IIIго поколения (Ту-204)
Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ) - student2.ru Самолеты IVго поколения (Boeing 777)

т.е. запас устойчивости имеет тенденцию к уменьшению за счет работы автоматической системы управления.

Как правило, самолет без горизонтального оперения неустойчив. По «нормальной» схеме (горизонтальное оперение сзади) спроектированы 95% самолетов. Характеристики устойчивости и управляемости (ХУУ) - student2.ru на устойчивость не влияет.

Наши рекомендации