Пояснения к расчетам по курсовой работе
Практическое использование результатов оценки земель включает ее применение для анализа хозяйственной деятельности сельскохозяйственного предприятия, распределения государственного заказа (плановых заданий), а также для расчетов ставки земельного налога и нормативной цены земли.
Традиционным методом анализа хозяйственной деятельности сельскохозяйственного предприятия является сопоставление фактических результатов хозяйственной деятельности (таких как достигнутая урожайность, площадь, занятая для производства единицы продукции и др.) с нормативными (расчетными) показателями, полученными на основе оценки земель.
Расчетная урожайность сельскохозяйственных культур определяется по формуле:
(18)
где расчетная урожайность;
балл по урожайности;
урожайная цена балла (определяется путем деления максимальной урожайности на максимальный балл оценки).
Фактическая урожайность определяется делением величины валового сбора по культуре на ее посевную площадь. Результаты определения расчетной урожайности и сравнения ее с фактической отражаются в таблице 16.
Таблица 16
Определение расчетной урожайности и сравнения ее с фактической
Культура | Урожайность фактическая | Урожайность расчетная | Отклонение расчетной урожайности от фактической | |
В ц/га | В % | |||
Проанализировать эффективность использования посевных площадей позволяет сравнение фактически занятой площади с расчетной, т.е. теоретически необходимой для производства определенного объема продукции. При этом с учетом оценки земель определяется потребная площадь для производства единицы продукции по формуле:
(19)
где земельная площадь, необходимая для производства 1 ц продукции;
балл по урожайности;
урожайная цена балла.
Результаты расчетов отражаются в таблице 17.
Таблица 17
Определение теоретически необходимой (расчетной) площади для производства растениеводческой продукции и сравнение ее с фактической
Культура | Площадь посева, га | Валовой сбор, ц | Площадь, теоретически необходимая | Отклонение теоретической площади от фактической | ||
Га | % | |||||
Данные оценки земли используются также для разработки плановых показателей на перспективу и совершенствования финансовых отношений сельскохозяйственных предприятий с государственными и другими структурами. Например, при распределении плановых заданий по объемам растениеводческой продукции необходимо учитывать не только посевные площади, но и качество земель. Возможности различных хозяйств следует оценивать путем перевода их площади в сопоставимые (кадастровые) гектары по формуле:
(20)
где сопоставимая (кадастровая) площадь пашни;
физическая площадь пашни;
балл оценки земельного участка.
Результаты расчетов отражаются в таблице 18.
Таблица 18
Распределение плановых заданий по объемам растениеводческой продукции
Наименование хозяйства | Площадь, га | Балл | Сопоставимая площадь, баллогектар | Плановое задание на 1 баллогектар | Плановый объем по хозяйству |
Итого | х | х |
Более точное распределение плановых заданий возможно при учете не только земельных ресурсов каждого хозяйства, но и всего ресурсного потенциала хозяйства, включающего земельные ресурсы, трудовые и материально-финансовые ресурсы.
Для того, чтобы оценить возможности отдельного хозяйства с учетом каждого вида ресурсов, следует определить коэффициенты сравнительного достоинства или индексы плодородия трудообеспеченности материально-финансовыми ресурсами этих хозяйств.
(21, 22, 23)
где индексы обеспеченности земельными, трудовыми и материально-денежными ресурсами;
показатели уровня плодородия (балл), наличия трудовых и материально-финансовых ресурсов по хозяйствам;
среднерайонные показатели уровня плодородия, наличия трудовых и материально-денежных ресурсов.
Коэффициенты сравнительного достоинства или индексы ресурса обеспеченности показывают, во сколько раз ресурсообеспеченность того или иного хозяйства выше или ниже среднерайонного уровня по каждому виду ресурсов.
Совокупный индекс ресурсообеспеченности определяется как средняя величина из отдельных индексов:
(24)
Спопоставимая (кадастровая) площадь в этом случае определяется умножением физической площади на совокупный индекс ресурсообеспеченности.
Результаты расчетов отражаются в таблице 19.
Таблица 19
Распределение плановых заданий по объемам растениеводческой продукции с учетом ресурсного потенциала
Наименование хозяйств | Площадь посева, га | Балл | Индекс плодородия | Количество трудоспособных на 100 га чел. | Индекс трудообеспеченности | Материально-денежные ресурсы, руб. | Индекс обеспеченности материально-денежными ресурсами | Совокупный индекс ресуорсообеспеченнгости | Сопоставимая площадь | Плановое задание на единицу сопоставимой площади | Плановое задание по хозяйству |
Итого |
Земельный налог юридическим лицам и гражданам исчисляется, исходя из площади земельного участка, облагаемой налогом, и средних ставок налога, установленных для субъектов Российской Федерации. Органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, исходя из средних размеров налога с одного гектара пашни и баллов бонитета, устанавливаются ставки земельного налога по группам почв пашни, а также многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ. Закустаренные и залесенные сельскохозяйственные угодья переводятся в условно чистые с использованием пониженных коэффициентов (таблица 20).
Таблица 20
Коэффициенты перевода заросших кустарником и мелколесьем сельскохозяйственных угодий в условно чистые, облагаемые земельным налогом
Угодья | Коэффициенты перевода заросших кустарником и мелколесьем сельскохозяйственных угодий | |||
Слабой до 25% | Средней 26-50% | Сильной 51-70% | Сплошной >71% | |
Естественные кормовые: | ||||
Сенокос суходольный | 0,7 | 0,5 | 0,4 | - |
Сенокос заливной | 0,8 | 0,7 | 0,5 | - |
Сенокос заболоченный | 0,5 | 0,3 | - | - |
Пастбище суходольное | 0,8 | 0,6 | 0,4 | 0,2 |
Пастбище заболоченное | 0,4 | 0,2 | - | - |
Культурные кормовые угодья и залежь: | ||||
На осушенной земле | 0,8 | 0,6 | 0,4 | 0,2 |
На богарной земле | 0,7 | 0,5 | 0,2 | - |
По условиям местоположения земельного участка ставки налога могут быть дифференцированы по следующим категориям:
1. Приусадебное землевладение. К этой категории относятся все земельные участки, предоставленные для ведения подсобного хозяйства, находящиеся на расстоянии до 1 км от места постоянного жительства (жилого строения). Землевладение не является приусадебным, если жилые и хозяйственные строения возведены на участке после его отвода по инициативе владельца.
2. Землевладение в радиусе пешеходной доступности. К этой категории относятся все участки, расположенные от постоянного места жительства владельца на расстоянии до 5 км.
3. Землевладения хуторского типа. Представляет собой обособленный земельный массив, на котором предполагается строительство жилых и подсобных хозяйственных помещений владельца, необходимых для постоянного проживания и ведения сельского хозяйства.
4. Прочие землевладения. К этой категории относятся землевладения колхозов, совхозов, акционерных обществ и других сельскохозяйственных предприятий, если они не могут быть отнесены к 1, 2 и 3 категориям.
В связи с неравноценными условиями ведения хозяйства в пригородных и периферийных зонах устанавливаются различные ставки земельного налога в зависимости от размещения землевладения (землепользования) по отношению к рынку сбыта продукции.
К пригородной зоне относятся землевладения, прилегающие к областному центру, городам областного подчинения и районным центрам, если условия доставки малотранспортабельной и скоропортящейся продукции на рынке сбыта обеспечивают товаропроизводителям повышенные цены ее реализации.
К зонам развитой инфраструктуры относятся категории, обустроенные сетью автомобильных и железных дорог, населенных пунктов, линий электропередачи. Где ведение сельского хозяйства не связано с дополнительными затратами на оборудование территории, транспортировку материалов и сельскохозяйственных грузов.
Землевладения, не отнесенные к природным зонам развитой инфраструктуры, признаются периферийными, что ведет к снижению ставок земельного налога или же к установлению льготных условий налогообложения.
По компактности землевладения подразделяются на следующие категории компактности.
1. Компактные. К этой категории относятся землевладения, находящиеся в одном земельном массиве при соотношении сельскохозяйственных угодий более 50% общей площади.
2. Средней компактности. К этой категории относятся землевладения до 5 земельных массивов при удельном весе сельскохозяйственных угодий 30-50%.
3. Не компактные землевладения. К этой категории относятся землевладения, включающие более 5 массивов, а также имеющие в своем составе до 30% сельскохозяйственных угодий.
Расчетные ставки земельного налога определяются по таблице 21 и соответствуют начислениям на 1 балл бонитета одного гектара сельскохозяйственных угодий землевладения.
Реальный денежный эквивалент расчетной ставки может быть установлен, исходя из следующих показателей, и имеет вид:
(25)
где валовое производство сельскохозяйственной продукции i—ого вида;
цена реализации;
средние затраты на производство единицы продукции i-ого вида;
коэффициент, то есть доля налога в общем производстве;
общая площадь облагаемых налогом земель;
средневзвешенный балл бонитета.
Поскольку баллы бонитета отдельных хозяйств могут значительно различаться, для более объективного определения земельного налога необходимо учитывать это в расчетах и использовать формулу:
(26)
где удельная ставка налога с участка земли (хозяйства);
балл бонитета земельного участка;
денежная цена балла бонитета (определяется путем деления среднерайонной ставки налога на среднерайонный балл бонитета).
Земельный налог на сельскохозяйственные угодья определяется как сумма произведений площадей угодий или оценочных групп почв пашни, многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ и соответствующих ставок земельного налога (таблица 22).
Таблица 21
Таблица для определения ставки налога на сельскохозяйственные угодья (расчетных единиц)
Категории местоположения | Расчетная ставка налога на 1 балл бонитета | ||||||||||||
1. Компактные землевладения | 2. Землевладения средней компактности | 3. Некомпактные землевладения | |||||||||||
21-40 | 41-60 | 61-80 | 81-100 | 21-40 | 41-60 | 61-80 | 81-100 | 21-40 | 41-60 | 61-80 | 81-100 | ||
Приуса-дебное землев-ладение | Пригородная зона | 1,70 | 1,75 | 1,80 | 2,00 | 1,60 | 1,65 | 1,70 | 1,80 | 1,50 | 1,55 | 1,60 | 1,70 |
Зона развитой инфраструктуры | 1,65 | 1,70 | 1,75 | 1,90 | 1,55 | 1,60 | 1,65 | 1,70 | 1,45 | 1,50 | 1,55 | 1,60 | |
Периферия | 1,60 | 1,65 | 1,70 | 1,80 | 1,50 | 1,55 | 1,60 | 1,65 | 1,40 | 1,45 | 1,50 | 1,55 | |
Землев-ладение в радиусе пеш.дост. | Пригородная зона | 1,50 | 1,55 | 1,60 | 1,70 | 1,40 | 1,45 | 1,50 | 1,60 | 1,30 | 1,35 | 1,40 | 1,50 |
Зона развитой инфраструктуры | 1,45 | 1,50 | 1,55 | 1,60 | 1,35 | 1,40 | 1,45 | 1,55 | 1,25 | 1,30 | 1,35 | 1,40 | |
Периферия | 1,40 | 1,45 | 1,50 | 1,55 | 1,30 | 1,35 | 1,40 | 1,50 | 1,20 | 1,25 | 1,30 | 1,35 | |
Землев-ладения хуторского типа | Пригородная зона | 1,45 | 1,50 | 1,55 | 1,60 | 1,35 | 1,40 | 1,45 | 1,55 | 1,25 | 1,30 | 1,35 | 1,40 |
Зона развитой инфраструктуры | 1,40 | 1,45 | 1,50 | 1,55 | 1,30 | 1,35 | 1,40 | 1,50 | 1,20 | 1,25 | 1,30 | 1,35 | |
Периферия | 1,35 | 1,40 | 1,45 | 1,50 | 1,25 | 1,30 | 1,35 | 1,45 | 1,15 | 1,20 | 1,25 | 1,30 | |
Прочие землевда-ления | Пригородная зона | 1,30 | 1,35 | 1,40 | 1,50 | 1,20 | 1,25 | 1,30 | 1,40 | 1,10 | 1,15 | 1,20 | 1,30 |
Зона развитой инфраструктуры | 1,25 | 1,30 | 1,35 | 1,45 | 1,15 | 1,20 | 1,25 | 1,35 | 1,05 | 1,10 | 1,15 | 1,25 | |
Периферия | 1,20 | 1,25 | 1,30 | 1,40 | 1,10 | 1,15 | 1,20 | 1,30 | 1,00 | 1,05 | 1,10 | 1,20 |
Таблица 22
Определение земельного налога на сельскохозяйственные угодья
Наименование хозяйства | Общая площадь с/х угодий, га | Пашня | Сенокосы | Пастбища | Сумма налога, руб. | Коэффициент на местоположение | Итого налога, руб. | ||||||
Площадь, га | Средняя ставка, руб./га | Размер налога, руб. | Площадь, га | Средняя ставка, руб./га | Размер налога, руб. | Площадь, га | Средняя ставка, руб./га | Размер налога, руб. | |||||
Итоговая сумма налога с учетом оценки по району (группе хозяйств) не должна отличаться от суммы ожидаемого налога без учета конкретной оценки. Различия проявляются в размере налога отдельных хозяйств: он больше в тех хозяйствах, где балл бонитета выше, и наоборот.