Погрешности приборов
Важнейшей характеристикой измерительного прибора является его погрешность. В качестве действительного значения измеряемой величины принимается величина, измеряемая образцовым прибором. Разность между показанием прибора α и действительным значением измеряемой величины α0 называется абсолютной погрешностью Δα :
Δα = α – α0 .
Обычно точность измерения характеризуется относительной погрешностью ε, которая определяется по формуле:
.
В большинстве случаев для характеристики точности приборов используют приведенную погрешность εпр . Приведенной погрешностью называется отношение абсолютной погрешности к предельному значению измеряемой величины αпр, т.е. наибольшему ее значению, которое может быть измерено по шкале прибора:
.
Необходимость введения приведенной погрешности объясняется тем, что даже при постоянстве абсолютной погрешности по всей шкале прибора относительная погрешность по мере уменьшения значений измеряемой величины не является постоянной, а увеличивается. Точность электроизмерительных приборов является их важнейшей характеристикой и лежит в основе деления приборов на классы. Согласно ГОСТу по степени точности измерения приборы делятся на семь классов: 0,1; 0,2; 0,5; 1.0; 1,5; 2,5; 4,0. Показатель класса определяет приведенную погрешность измерения в %. Например, абсолютная погрешность прибора ± 0,2 А, Наибольшее значение шкалы 5 А. Тогда имеем: , т.е. прибор четвертого класса. Абсолютная погрешность Δα определяется по формуле:
.
Например, если предельное значение шкалы миллиамперметра равно 300 мА, а его класс точности равен 1,5 то
.
Приборы классов 0,1; 0,2; 0,5 применяются для точных лабораторных измерений и называются прецизионными. В технике используются менее точные приборы классов 1,0; 1,5; 2,5 и 4,0. Класс прибора обычно указывается на его шкале.