Определение высоты перемещения груза при полном изменении вылета стрелы
РАСЧЕТ МЕХАНИЗМА ПОДЪЕМА
Выбор кинематической схемы
Для выбора кинематической схемы механизма крана необходимо ознакомиться с конструкциями механизмов, которые применяются на разных типах судовых кранов [3]. Здесь следует четко уяснить: из каких сборочных единиц состоит механизм; назначение каждой единицы; их конструктивные особенности; как передается силовой поток от двигателя к рабочему органу.
Первоначально определяется схема запаcовки тросов (рис. 1.1) и кратности полиспастов.
FQ |
Уравнительный полиспаст uур=3 |
Грузовой полиспаст uг=1 |
лопарь шкентеля |
А)
FQ |
mQ |
Уравнительный полиспаст uур=3 |
Грузовой полиспаст uг=2 |
лопарь шкентеля |
Б)
FQ |
mQ |
лопарь шкентеля |
Грузовой полиспаст uг=3 |
Уравнительный полиспаст uур=3 |
В)
FQ |
mQ |
лопарь шкентеля |
Уравнительный полиспаст uур=3 |
Грузовой полиспаст uг=4 |
Г)
Рис. 1.1. Схемы запасовки грузового троса механизма подъема стреловых кранов
Грузовым полиспастом называется устройство, представляющее собой систему блоков и тросов, предназначенное для получения выигрыша в силе. Полиспаст характеризуется кратностью u. Кратностью полиспаста называется отношение числа ветвей троса nT, сбегающих с подвижных блоков, к числу ходовых концов (лопарей) nл,
.
Кратностью грузового полиспаста называется отношение числа тросов, на которых висит груз к числу лопарей. В зависимости от числа лопарей полиспасты бывают одинарными и сдвоенными. В состав механизма подъема груза судовых стреловых кранов входит грузовой и уравнительный полиспаст. Уравнительный полиспаст, в отличие от грузового, не предназначен для уменьшения натяжения троса и служит только для горизонтального перемещения груза и для уравновешивания стрелы.
mQ |
М |
l l3 l2 L l1 R B R A TБ |
Fшк |
Рис.1.2. Кинематическая схема привода: 1 – аксиально-поршневой насос; 2 – радиально-поршневой мотор; 3 – тросовый барабан; 4 – ленточный тормоз.
Кратность грузового полиспаста стреловых кранов назначается по грузоподъемности крана в соответствии с такими рекомендациями:
для приводов с радиально-поршневыми гидромоторами с вращающейся шайбой и аксиально-поршневыми гидромоторами
(1.1)
для приводов с радиально-поршневыми гидромоторами с эксцентриковым валом
(1.2)
гдеQ – грузоподъемность крана, т.
Fшк |
mQ |
Рис.1.3. Кинематическая схема привода: 1 – аксиально-поршневой насос; 2 – радиально-поршневой мотор; 3 – тросовый барабан; 4 – дисковый тормоз; 5 – редуктор.
Определение высоты перемещения груза при полном изменении вылета стрелы
Длина стрелы определяется согласно общей схеме крана рис. 1.6 из DA1BE, м
, (1.3)
где Lmax – максимальный вылет стрелы, м;
amin – минимальный угол наклона стрелы, по правилу Регистра 4.2.1 для легких стрел (Q£10 т) amin=15°, для тяжелых стрел (Q>10 т) amin=25°.
Высота расположения нока стрелы при максимальном вылете (рис. 1.4 из DA1BE), м
, (1.4)
при минимальном вылете
, (1.5)
где amax – максимальный угол наклона стрелы, град, который определяется из D DBA2 (рис.1.4).
Lmax |
Lmin |
A |
Dh |
amin |
E |
D |
B |
A1 |
A2 |
h2 |
h1 |
h3 |
Vп |
Vс |
nкр |
l2 |
l1 |
amax |
Рис. 1.4.Общая схема судового крана
Перемещение нока по высоте, м
. (1.6)
Требуемая высота портала, м
, (1.7)
где uу – кратность уравнительного полиспаста, которая принимается uу=1¸5 (рис.1.1-1.3).
Расстояние между блоками портала и нока на максимальном вылете, м
, (1.8)
на минимальном вылете, м
. (1.9)
Отклонение груза от горизонтали при изменении вылета стрелы (с неработающем механизмом подъема), м
, (1.10),
где – допускаемое отклонение груза от горизонтали при изменении вылета от Lmax до Lmin, согласно Регистру .
Если условие (1.10) не возможно выполнить, то следует поступить следующим образам: увеличить, например на 0,5м высоту портала А и далее пересчитать с учетом формул (1.8.), (1.9) и (1.10) величину и проверить условие . Если величина стала больше предыдущей, то высоту портала А, следует уменьшить на 0,5 м и вновь повторить расчет, используя метод последовательных приближений до выполнения неравенства
Выбор троса
КПД полиспаста, согласно выбранной схеме
, (1.11)
где hбл – КПД блока, в соответствие с требованиями Регистра hбл=0,98;
uг– кратность грузового полиспаста;
nбл – количество направляющих блоков уравнительного полиспаста.
Максимальное натяжение лопаря шкентеля (троса, навиваемого на барабан), кН
, (1.12)
где – вес груза, кН,
, (можно принять ),
Q – грузоподъемность крана, т.
Разрывное усилие троса, кН
, (1.13)
где k – коэффициент запаса прочности, определяется по табл. 1.1 – правило Регистра2.3.7
Таблица 1.1
Тросы стальные | Запас прочности при грузоподъемности, т | ||
10 и менее | 11-160 | 161 и более | |
Шкентели, топенанты и тали оттяжек стрел, грузовые и стреловые тросы кранов и съемных деталей |
Здесь SWL (допускаемая рабочая нагрузка) – максимально допустимое статическое усилие (правило Регистра 1.2.40), , кН.
Трос выбирается по разрывному усилию
, (1.14)
где – допускаемое разрывное усилие троса, кН.
Выбор троса проводится по Приложению 1 (табл. 1 или табл. 2). Регистр(правило 9.5.2) рекомендует применять тросы с пределом прочности от 1275 до 1770 МПа, с диаметром поволок в наружном слое прядей не менее 0,6 мм с одним органическим сердечником и с числом проволок не менее 114, проволочки должны быть оцинкованными.
Необходимо указать тип каната (ЛК– Р, ЛК– РО, ЛК– З), его диаметр dТ(мм), площадь сечения проволок Sп (мм2), допускаемое разрывное усилие троса (кН), маркировочную группу (МПа), вид покрытия поверхностей проволок, а также ГОСТ.
Выбор крюковой подвески
Для судовых грузовых кранов применяются два типа грузовых подвесок. Первый тип применяется при грузоподъемности Q £10 т и кратности грузового полиспаста (тали) uг=1, показан на рис. 1.5. Второй тип используется при грузоподъемности Q >10 т и кратности грузового полиспаста (тали) uг=2, такая подвеска изображена на рис. 1.11.
Первый тип (рис.1.5). Проектирование подвески состоит в выборе ее несущих элементов:
1) выбор грузового гака (рис. 1.6) производится согласно условию
, (1.15)
где – допускаемая нагрузка гака, кН, Приложение 2 табл. 1.
Геометрические размеры гаков показаны в Приложении 2 табл. 1.
Рис. 1.5.Грузоваяподвеска:
1 – грузовой гак (шкентель-гак); 2 – грузовая скоба; 3 – цепь;
4 – упорный подшипник вертлюга; 5 – противовес (груша);
6 – крепление шкентеля
2) выбор грузовой скобы (рис. 1.6) выполняется по условию
, (1.16)
где – допускаемая нагрузка скобы, кН, Приложение 2 табл. 2.
Геометрические размеры грузовых скоб указаны в Приложении 2 табл. 2.2.
3) выбор грузовой цепи выполняется по условию
, (1.17)
где – допускаемая нагрузка цепи, кН, Приложение 2 табл. 3.
Геометрические размеры грузовых скоб представлены в Приложении 2 табл. 3.
Рис. 1.6.Грузовой гак (шкентель-гак
Рис. 1.7.Грузовая скоба:
1 – скоба; 2 – штырь; 3 – шплинт
4) выбор вертлюжного противовеса (рис. 1.8) выполняется по условию
, (1.18)
где – допускаемая нагрузка противовеса, кН, Приложение 2 табл. 4.
Геометрические размеры вертлюжного противовеса показаны в Приложении 2 табл. 4.
Рис. 1.8.Вертлюжный противовес:
1 – ушко нижнее;2 – кольцо уплотнительное; 3 – корпус;
4 – винт установочный; 5 – подшипник; 6 – гайка круглая;
7 – штифт конический; 8 – серьга; 9 – штырь; 10 – шплинт
Противовес применяют, для того чтобы шкентель был постоянно натянут и не соскакивал с блоков при подъеме порожнего гака. Во избежание вращения поднимаемого груза противовес совмещают с вертлюгом.
Второй тип (рис. 1.9). Выбор подвески такого типасводится к выполнению двух условий:
первое условие –вес груза должен быть меньше допустимой нагрузки подвески
, (1.19)
– максимально допустимая нагрузка (SWL) подвески, кН, Приложение 3;
второе условие – режим работы крюковой подвески должен соответствовать режиму работы механизма.
Выбор подвески производится по Приложению 3 (табл. 1).
Рис. 1.9.Грузовая двухканатная подвеска
Расчет блоков
Блоки являются составной частью полиспастов (талей) и служат для поддержания и направления тросов. Их изготавливают в основном литьем из чугуна СЧ 15, стали 25 Л (для больших нагрузок и тяжелых режимов работы). Конструкция блока показана на рис. 1.10. Она должна обеспечить свободное перемещение в них троса и исключить его защемление в ручьях.
Рис. 1.10.Блок на подшипниках качения:
1 – ось блока; 2 – каналы подвода пластичной смазки;
3 – кольцо-распределитель смазки; 4 – крышка уплотнительная; 5 – блок
При определении диаметров блоков следует исходить из того что, чем меньше диаметр блока, тем больше напряжения изгиба троса и меньше срок его службы. Диаметр блоков по дну канавки, что определяется согласно рекомендациям Регистра, (1.5.5.2) должен быть не меньше, мм
. (1.20)
Диаметр блоков по центру наматываемого троса, мм
. (1.21)
Профили канавок блоков определяются по Приложению 4 табл. 1.
Частота вращения блока, мин-1
, (1.22)
где Vт– скорость троса на блоке, м/с,
, (1.23)
Vпод – скорость подъема груза, м/с;
D0бл– диаметр блока по центру навивания троса, м.
Долговечность подшипника в часах
, (1.24)
L – долговечность подшипника, L =10 млн. оборотов.
Эквивалентная нагрузка подшипника, кН
, (1.25)
где X, Y – коэффициент радиальной и осевой нагрузки, X=1, Y=0 приFa=0;
V – коэффициент вращения, при вращении наружного кольца подшипника V=1,2;
Fr – радиальная сила, действующая на подшипник (рис.1.11);
Fa– осевая сила, действующая на подшипник;
Kб – коэффициент безопасности, Kб =1,4;
KT – температурный коэффициент, KT =1.
Требуемая динамическая грузоподъемность подшипников, кН
. (1.26)
Требуемая динамическая грузоподъемность одного подшипника, кН
. (1.27)
По каталогу [6] или [7] выбираются шарикоподшипники радиальные однорядные по условию
, (1.28)
где – паспортная (каталожная) динамическая грузоподъемность подшипника, кН.
Необходимо указать характеристики выбранного подшипника: № – обозначение; d – внутренний диаметр; D – наружный диаметр; B – ширина; , – динамическая и статическая грузоподъемности.
Изгибающий момент в опасном сечении оси (рис. 1.11), кН×мм
, (1.29)
где RA – реакция в опоре А, которая определяется из уравнения равновесия сил (рис. 1.11) кН,
;
l1 – расстояние от опори до центра подшипника (рис. 1.12 и рис. 1.13), мм. Можно принять , B – ширина подшипника., мм.
F |
F |
l1 |
l2 |
l1 |
F |
F |
RA |
RB |
Mи |
wбл |
Fшк.max |
F»2Fшк.max |
Fшк.max |
Рис. 1.11. Расчетная схема нагружения оси блоков нока стрелы
(на примере схемы запасовки тросов, показанной на рис.1.3)
Условие прочности оси блока на изгиб, МПа
, (1.30)
где – допускаемые напряжения изгиба, МПа, ,
– предел текучести материала, МПа, Приложение 5 табл. 1;
S – запас прочности оси, S =2…4.
Расчет барабана
Барабаны предназначены для укладки троса и преобразования вращательного движения в поступательное при перемещении груза. Барабаны могут изготавливаться литыми (материал – СЧ 15 ГОСТ 1412-85, Сталь 25Л ГОСТ 977-75) или сварными (Сталь Ст3 ГОСТ 380-71).
Диаметр нарезного барабана по дну канавки, который определяется согласно рекомендациям Регистра (1.5.5.2), должен быть не меньше, мм (рис.1.12).
Рис.1.12. Профиль винтовых канавок барабанов
На практике диаметр DБ1 принимают большим, что приводит к увеличению срока службы троса
. . (1.31)
Расчетный диаметр барабана по центру наматываемого каната (рис.1.14), мм
. (1.32)
Профиль канавок барабанов определяется по Приложению 6 табл. 1. Необходимо записать все выбранные характеристики барабана. В большинстве случаев используется однослойная навивка троса, что позволяет исключить контакт витков и увеличить срок его службы.
Длина троса наматываемого на барабан, м
, (1.33)
где H – высота подъема груза, м;
uг – кратность грузового полиспаста.
Число рабочих шлагов (витков) нарезной части барабана
. (1.34)
Общее число шлагов (витков) нарезной части барабана
, (1.35)
где zз – число запасных шлагов, по правилам Регистра(1.5.5.6) принимают zз=2;
zк – число шлагов для крепления троса, по правилам Регистра(1.5.5.4) принимают zк=2.
Длина нарезной части барабана, мм
, (1.36)
где p – шаг нарезки (рис.1.12), мм.
Полная длина барабана (рис.1.13), мм
, (1.37)
где lp– ширина реборды, мм.
lн |
lр |
lр |
lк |
Lб |
Рис. 1.13. Размеры барабана
Толщина стенки барабана определяется из условия прочности на сжатие, мм
, (1.38)
где – допускаемое напряжение сжатия, МПа,
– для чугунных барабанов, для стальных барабанов;
sb, sT– предел прочности и предел текучести материала, МПа, Приложение 5;
S – коэффициент запаса прочности материала, S =4…4,25 – для чугунных барабанов, S =1,4…1,5 – для стальных барабанов.
Исходя из условий изготовления толщина литых барабанов мм.
Вращающий момент, передаваемый барабаном, кН×м
, (1.39)
где Dб – расчетный диаметр барабана, м.
Изгибающий момент, который испытывает барабан, кН×м
, (1.40)
где Fст1 – реакция со стороны ступицы диска на ось, , кН;
l – расстояние между дисками барабана, принимается ориентировочно , м.
Барабан, кроме напряжений сжатия, испытывает также действие напряжений изгиба и кручения. Если выполняется отношение , то расчет на прочность по указанным напряжениям не проводят. Условие прочности стенки барабана при совместном действии напряжений изгиба и кручения
, (1.41)
где j – коэффициент приведения напряжений, j =0,75;
W – экваториальный момент сопротивления стенки барабана, м3,
;
[sи] – допускаемое напряжение изгиба, МПа.
В судовых кранах, оборудованных гидравлическим приводом, наибольшее распространение получили конструкции с радиально-поршневым двигателем с кулачковой шайбой (рис. 1.14), в котором силовой поток передается непосредственно от гидромотора к барабану;
Рис. 1.14. Грузовая лебедка, оборудованная радиально-поршневым гидромотором с кулачковой шайбой: 1 – ленточный тормоз; 2 – радиально-поршневой гидромотор )у которого вращается корпус); 3 – барабан; 4 – передняя опора; 5 – задняя опора; 6 – гидроцилиндр тормоза.
Рис. 1.15. Грузовая лебедка, оборудованная радиально-поршневым гидромотором с эксцентриковым валом:
1 – радиально-поршневой гидромотор; 2 – зубчатая муфта; 3 – барабан; 4 – шкив ленточного тормоза.
с радиально-поршневым двигателем с эксцентриковым валом (рис. 1.15), в котором движение передается от гидромотора на барабан через зубчатую муфту; с аксиально-поршневым гидромотором (рис. 1.18), в котором движение передается на барабан с использованием зубчатого редуктора.
Рис. 1.16. Грузовая лебедка, оборудованная аксиально-поршневым гидромотором: 1 – аксиально-поршневой гидромотор; 2 – упругая муфта; 3 – барабан; 4 – дисковый тормоз.
Схема консольной установки барабана, показанная на рис. 1.16, широко применяется при отношении длины барабана к его диаметру , для нее характерно существенное упрощение конструкции.