Задачи для самостоятельного решения. 2.1. Списочная численность работников торгового предприятия составила: 1.01 – 60; 1.02 – 62; 1.03 – 60; 1.04 – 58; 1.05 – 62; 1.06 – 64; 1.07 – 64; 1.08 – 66;

2.1. Списочная численность работников торгового предприятия составила: 1.01 – 60; 1.02 – 62; 1.03 – 60; 1.04 – 58; 1.05 – 62; 1.06 – 64; 1.07 – 64; 1.08 – 66; 1.09 – 70; 1.10 – 72; 1.11 – 74; 1.12 – 76; 1.01 (следующего года) – 76.

Определите среднее списочное число работников торгового предприятия:

а) по кварталам; б) по полугодиям; в) за год.

2.2. Имеется следующее распределение работников торговых предприятий города по возрасту (в % к итогу):

    В том числе в возрасте, лет:
15 – 19 20 – 29 30 – 39 40 – 49 50 – 59 60 – 72
Число работников, всего в том числе мужчины женщины 7,6   9,3 6,0 44,5   43,8 45,3 12,9   17,3 8,6 17,7   17,1 18,2 15,2   10,4 19,8   2,1   2,1 2,1

Определите: Средний возраст торговых работников всего и в том числе: а) мужчин; б) женщин.

2.3. Распределение численности занятых в торговле региона по возрастным группам в:

Возраст, лет Численность занятых, % к итогу
До 20 20 – 29 30 – 49 50 – 59 60 – 72 1,2 24,3 49,9 19,1 5,5
Итого 100,0

Определите для занятых в торговле региона: 1) средний возраст; 2) модальный возраст; 3) медианный возраст.

2.4. По объёму оборота предприятия торговли распределились следующим образом:

Группа предприятий по объёму оборота, тыс. руб. Число предприятий
До 100 100 – 250 250 – 500 500 – 1 000 1 000 и выше
Итого

Определите: 1) оборот в среднем на одно предприятие; 2) моду; 3) медиану.

2.5. По трём магазинам имеются следующие данные:

Магазин Июль Август
Товарооборот всего, тыс. руб. Среднемесячный товарооборот на одного работника, тыс. руб. Средняя численность работников, чел. Среднемесячный товарооборот на одного работника, тыс. руб.
10 200 13 300 19 200
Итого 42 700 Х Х

Определите: 1) среднемесячный товарооборот на одного работника за каждый месяц; 2) изменение среднемесячного товарооборота на одного работника в августе по сравнению с июлем в абсолютном и относительном выражении.

2.6. Имеются следующие данные по предприятиям общественного питания:

Тип предприятий общественного питания
Расход продуктов в розничных ценах, тыс. руб. Средняя норма наценки в процентах к розничной цене Сумма наценки, тыс. руб. Средняя норма наценки в процентах к розничной цене
Рестораны 230,4 100,0
Кафе 1250,7 173,6
Столовые 520,0 93,0

Определите за каждый год среднюю по всем типам предприятий общественного питания норму наценки. Сравните полученные результаты.

2.7. По обувной фабрике имеются следующие данные:

Цех I квартал II квартал
Брак, % Произведено продукции, пар Брак, % Брак, пар
1,4 1,0 4 000 5 100 1,2 0,8

Определите процент брака в среднем по фабрике за I и II квартал.

2.8. Определите средний процент выполнения плана производства по двум предприятиям за каждый месяц:

Пред-приятие Март Апрель
выполнение плана, % плановый объём производства, тыс. руб. выполнение плана, % фактический объём производства, тыс. руб.
98,5 100,0 1 200 99,1 103,4 1 250 1 100

2.9. Имеются следующие данные по двум торговым центрам:

Товарная группа Торговый центр №1 Торговый центр №2
Товарооборот, тыс. руб. Уровень издержек обращения, % Сумма издержек обращения, тыс. руб. Уровень издержек обращения, %
А 1 311 2,44 2,56
Б 4,82 4,36
В 6,15 6,02
Г 8,21 8,20
Д 10,12 10,56

Определите по каждому торговому центру средний по всем товарным группам уровень издержек обращения. Сравните полученные результаты.

Тема 3. ПОКАЗАТЕЛИ ВАРИАЦИИ

Методические указания

Понятие вариации

Вариацией какого-либо признака в совокупности называется различие его значений у разных единиц совокупности в один и тот же период времени. Вариация является следствием того, что индивидуальные значения формируются в результате совместного действия множества факторов (условий), которые по-разному сочетаются в каждом конкретном случае.

Средняя величина даёт обобщающую характеристику признака в изучаемой совокупности, но не показывает, как расположены варианты, сосредоточены ли они вблизи средней или значительно отклоняются от неё. Средняя величина двух совокупностей может быть одинаковой, но в одном случае все индивидуальные значения отличаются от неё мало, а в другом — эти отличия велики, т.е. во втором случае вариация признака значительна, и это необходимо учитывать при оценке надёжности средней величины.

В статистике торговли показатели вариации широко используются для оценки различий цен на отдельные товары у разных продавцов, реализующих данный товар, а также на разных территориях.

Наши рекомендации