ПОСТРОЕНИЕ ГРАФИКОВ И ДИАГРАММ СРЕДСТВАМИ Excel
Лабораторная работа 1
ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ РАБОТЫ в MS Excel 2007
Цели работы
1. Освоить операции ввода чисел, текста и формул в ячейки рабочего листа Excel.
2. Освоить работу с относительными адресами ячеек рабочего листа Excel и способы присваивания имен ячейкам.
3. Изучить правила применения арифметических операций и некоторых математических функций Excel.
4. Освоить основные операции: автозаполнение, копирование, сохранение данных.
5. Создать и отформатировать простейшую таблицу в MS Excel.
Задание 1
Вычислить арифметические выражения, используя относительную адресацию, арифметические операции и скобки для указания приоритетов действий.
Порядок выполнения работы
1. Дать рабочему листу название «Вычисления».
2. В ячейку A1 ввести комментарий х =формат ячейки текстовый, в ячейку A2 – комментарий у =(рис. 1).
3. Затем в ячейку В1 поместить число 4, а в ячейку В2 – число 3. Выполнить вычисления в ячейках В3, В4 и В5 по предлагаемым формулам, подставляя вместо имен переменных адреса ячеек, в которых хранятся значения х и у:
Ячейка | B3 | B4 | B5 |
Формула |
Рис. 1. Лист «Вычисления»
Задание 2
Заданы стороны треугольника a, b и c. Вычислить его площадь по формуле Герона , где р – полупериметр, р = (а+b+c)/2, а также радиус вписанной окружности: и радиус описанной окружности .
Порядок выполнения работы
1. Дать следующему рабочему листу название «Треугольник».
2. Заполнить ячейкиА2:В6как показано на рис. 2 (в ячейке В6 записать формулу в относительных ссылках, обратите внимание на форматирование текста и чисел в ячейках).
3. Присвоить ячейкам В2, В3 иВ4 именаа, b, ссоответственно. Для этого выделить сначала ячейку В2, в строке имен (над столбцом А) выделить В2 и набрать а, нажать Enter. Таким образом ячейке В2 будет присвоено имя а. С помощью тех же действий ячейкам В3 и В6 присвоить имена bирсоответственно. При этом невозможно ячейке В4присвоить имя с, так как Еxcel использует символы си r как служебные. Значит ячейке А4 нужно присвоить имя, отличное от с, например, с_
4. Дать имена ячейкам В2, В3, В4 и В6 можно и другим способом. На вкладке Формулавыбрать Присвоить Имя (см. рис. 2).
5. Ввести в ячейку В7 формулу =корень(p*(p‑a)*(p‑b)*(p‑c_),используя именованные ячейки.
6. Дополнить таблицу вычислениями радиусов вписанной и описанной окружностей.
Рис. 2. Лист «Треугольник»
Задание 3
Заполнить ячейки с помощью прогрессии.Заполнить столбец А с помощью арифметической прогрессии с первым элементом 5, разностью 1 и предельным значением 12.
Порядок выполнения работы
1. Новому рабочему листу дать название «Прогрессия».
2. Заполнить текстовые заголовки.
3. Заполнить столбец A арифметической прогрессией:
- в ячейку А2 ввести первый элемент, затем второй;
- выделить две ячейки, поставить курсор мыши на маркер заполнения и перетащить вниз при нажатой правой кнопке мыши.
4. Заполнить столбец B, используя геометрическую прогрессию (рис. 3).
- на вкладке Главная перейти на панель Редактирование и щёлкнуть Заполнить;
- в открывшемся списке выбрать Прогрессия;
- выбрать Расположение, Тип, ввести значения: Шаг; Предельное значение. Нажать ОК.
5. Заполнить прогрессию «дата» (столбец С на рис. 3), установив параметр рабочий день.
6. Самостоятельно изучить приёмы копирования, перемещения, удаления ячеек и диапазонов.
Рис. 3. Лист «Прогрессия»
Задание 4
Создать и отформатировать таблицу «Финансовый план», сохранить таблицы для дальнейшего создания диаграмм.
Порядок выполнения работы
1. Дать рабочему листу имя«Выполнение плана».
2. Создать таблицу выполнения финансового плана для двух филиалов фирмы согласно образцу, пользуясь следующими инструментами Excel:
- строки, содержащие одинаковые текстовые фрагменты, копировать с помощью Копировать и Вставить, либо с помощью маркера заполнения;
- столбец А (названия месяцев) заполнить методом протягивания с использованием инструмента Прогрессия;
- размеры и начертание шрифтов форматировать с помощью панели инструментов, аналогичной такой же панели инструментов в Word;
- формат записи данных (количество знаков после запятой, указание денежных единиц, способ записи даты и пр.), направление написания текста, способ его выравнивания, вид рамок, фоновый цвет и т.д. задавать, пользуясь инструментами панели форматирования и вкладками диалогового окна Формат ячеек.
3. В ячейку А26 введите текст «Курс пересчета». В ячейку В26 введите текст 1 у.е.=, выровняйте его по правому краю. В ячейку С26введите текущее значение курса доллара.
4. В ячейку С4 введите формулу =B4*$C$26, с помощью маркера заполнения скопируйте эту формулу на весь диапазон С4:С15.
5. В ячейку Е4 введите формулу =D4*$C$26, с помощью маркера заполнения скопируйте эту формулу на весь диапазон Е4:Е15.
6. В ячейку G4 введите формулу =F4*$C$26, с помощью маркера заполнения скопируйте эту формулу на весь диапазон G4:G15.
Где здесь относительная и абсолютная адресация (ссылка)?
Какие адреса (ссылки) изменятся при копировании?
7. Изменить значение курса доллара, проследить, как при этом меняются значения прибыли в столбцах С, Е и G.
8. Щелкнуть на кнопке Предварительный просмотр, чтобы увидеть, как будет выглядеть созданная таблица при печати.
9. Сделать текущей ячейку В16. Щелкнуть на кнопке Автосумма . Убедитесь, что программа автоматически подставила в формулу функцию СУММ и правильно выбрала диапазон ячеек для суммирования. Нажмите клавишу Enter.
10. Повторить подобные действия для ячеек С16, D16, E16, F16, G16.
11. Сделать текущей ячейку B17.Щелкнуть на кнопке Вставка функции (fx), в спискеКатегория выбрать пункт Статистические, из развернувшегося списка выбрать функцию СРЗНАЧ и щелкнуть на кнопке ОК. Обратить внимание на то, что автоматически выделенный диапазон содержит все ячейки с числовым содержимым, включая ячейку значения суммы. Выделить правильный диапазон методом протягивания и нажмите Enter.
12. Повторить подобные действия для ячеек С17, D17, E17, F17, G17.
13. Используя порядок действий, описанный ранее, определить месяц с наибольшей (функция МАКС) и наименьшей (функция МИН) прибылью.
14. Сохранить рабочую книгу в вашем каталоге.
Рис. 4. Лист «Выполнение плана»
Отчет о лабораторной работе должен содержатьэлектронный документ с указанием фамилии и группы студента, выполненные на переименованных листах задания описательной части лабораторной работы и задания по предложенному преподавателем варианту на отдельных листах.
Задания для самостоятельного выполнения
Заполнить таблицу «Ввод данных в Excel» (рис. 5) согласно следующим требованиям:
1. Ввод текста осуществлять, соблюдая параметры форматирования ячеек.
2. Выполнить тиражирование значения (столбец B).
3. Оформить число 15,3 в форматах Excel (столбец C), выбирая формат для каждой выделенной ячейки.
4. Заполнить произвольнымизначениями, не превышающими 15,с проверкой вводимых данных(столбец D). Выполнить Данные / Проверка вводимых значений / Тип данных / Действительные.
5. Заполнить столбец E случайными числамис заданным интервалом.
Например: = СЛЧИС()*12 +3. (математическая функция СЛЧИС() – возвращает равномерно распределенное случайное число в интервале [0; 1]).
6. Заполнить столбец F упорядоченнымрядом чисел изинтервала [3,15]с шагом1,5. (Прогрессия).
7. Заполнить столбец G рабочими днями (автозаполнение)
Рис. 5. Таблица «Ввод данных»
Задания по вариантам
Столб. | B | D | E | F | G |
Вар. | |||||
23,9 | <= 20 | [‑2, 10] | 1; шаг 0,5 | с 01.10.10 | |
34,5 | >= 5 | [0, 25] | 7; шаг 1,5 | с 01.11.10 | |
0,92 | [2, 15] | [–1, 15] | 0; шаг 0,3 | с 01.12.10 | |
98,1 | < 34 | [20, 35] | -1; шаг 0,1 | с 01.01.11 | |
8,54 | > ‑12 | [–3, 18] | 2; шаг 1,2 | с 01.02.11 |
Лабораторная работа 2
ПОСТРОЕНИЕ ГРАФИКОВ И ДИАГРАММ СРЕДСТВАМИ Excel
Цели работы
1. Ознакомиться с приёмами работы по созданию и редактированию графиков и диаграмм в MS Excel.
2. Освоить мастер диаграмм табличного процессора при построении графиков и диаграмм различных типов.
Построение графиков и диаграмм
Для построения диаграммы следует:
1. Выделить диапазон данных, которые будут отображены на диаграмме.
2. На вкладке Вставка и в группе Диаграммы выбрать тип создаваемой диаграммы (Гистограмма, Круговая, Линейчатая и др.). При вставке диаграмма переходит в режим редактирования и становится активна контекстная вкладка Работа с диаграммами.
Работа с диаграммами
Вкладка имеет три набора инструментов для изменения диаграмм:
Конструктор – содержит параметры, определяющие тип диаграммы, источник данных и их упорядочивание, макеты диаграмм, а также команду Переместить диаграмму.
Макет– позволяет указывать свойства диаграмм, добавлять или редактировать элементы диаграммы (подписи данных и осей, добавление легенды и элементов рисования), а также выбирать параметры, связанные с трёхмерными графиками.
Формат – содержит опции выбора различных элементов диаграммы, присвоения стилей её графическим элементам, включая трёхмерные края, тени, фаски и пр.
Построение сравнительной диаграммы финансовой
деятельности двух филиалов фирмы
Задание 1
Построить разные типы диаграмм для таблицы «Финансовый план» (лабораторная работа 1).
Порядок выполнения работы
1. Открыть лист «Выполнение плана».
2. Методом протягивания выделить диапазон ячеек A4:B15, затем нажать клавишу CTRL и, удерживая ее, выделить диапазоны D4:D15 и F4:F15.
3. Щелкнуть Вставка / Диаграммы / Гистограмма (для отображения графиков разных типов – столбчатой диаграммы финансового плана и двух графиков его фактического выполнения следует изменить тип выделенного элемента диаграммы (рис. 6).
Рис. 6. Смешанная диаграмма
4. Так как диапазоны ячеек были выделены заранее, Мастер диаграмм автоматически определяет расположение рядов данных (в данном случае – по столбцам). Убедитесь, что данные на диаграмме выбраны правильно.
5. Используя вкладки Конструктор, Макет и Формат, измените тип диаграммы, введите название «Выполнение финансового плана», названия осей тыс.$и Месяцы года, сделайте соответствующие надписи в легенде.
6. По желанию можно создать эту диаграмму на текущем или отдельном рабочем листе Excel, установив соответствующий переключатель.
7. Убедитесь, что диаграмма внедрена в рабочий лист. Отформатируйте ее с помощью диалогового окна Форматирование элемента данных, которое открывается при нажатии правой клавиши мыши и позволяет изменять тип, толщину и цвет линии, а также тип, цвет и фон маркера для выделенного элемента диаграммы.
8. Создать на другом листе по образцу объемную диаграмму (рис. 7).
9. Озаглавить листы.
.
Рис. 7. Объемная диаграмма
Построение полярных графиков и поверхностей
Задание 2
Построить полярный график функции r = 2 sin(j), j Î [0; 2p].
Порядок выполнения работы
1. Табулировать заданную функцию, пользуясь арифметической прогрессией для формирования значений аргумента и автозаполнением формулой с относительной адресацией – для вычисления значений заданной функции.
2. Выделить диапазон заполненных ячеек и построить плоский график (тип диаграммы – График) в декартовой системе координат.
3. Для этих же данных построить полярный график (тип диаграммы – лепестковая). В полярных координатах положение точки на плоскости определяется расстоянием r этой точки от центра координат, который в этом случае называется полюсом, и углом поворота j [рад], между лучом r и полярной осью (в Excel – это вертикаль, проведенная из полюса вверх). Таким образом получается, что значения функции откладываются из центра координат в виде луча определенной длины, а аргумент, являющийся числом на оси Ох, преобразуется в угол поворота этого луча относительно полярной оси.
4. Сравнить полученные диаграммы.
Чем отличается принцип построения этих типов графиков?
Задание 3
Построить поверхность z = x2 – y2 при х, у Î [‑1; 1].
Порядок выполнения работы
1. На следующем листе построить поверхность или трехмерную диаграмму (предварительно преобразовать заданное выражение относительно z).
2. Табулировать заданную функцию следующим образом: в столбец А, начиная с ячейки А2, с помощью арифметической прогрессии ввести значения аргумента х; в строку 1, начиная с ячейки В1 с помощью арифметической прогрессии ввести значения аргумента у.
3. В ячейку В2 ввести формулу, соответствующую заданной функции, используя при этом смешанную адресацию:
- для аргумента х – указать абсолютную ссылку на имя столбца, в котором хранятся его значения, т.е. на столбец А;
- для аргумента у – указать абсолютную ссылку на номер строки, содержащей эти значения, т.е. на строку 1.
Например, для поверхности z = x2 – y2 формула будет иметь вид:
=$A2^2‑B$1^2
Создать сетку значений для каждой пары аргументов х – у: с помощью маркера заполнения размножить формулу из ячейки В2 на весь диапазон.
4. Выделить блок рабочего листа Excel, содержащий значения функции z и ее аргументов, и построить трехмерную диаграмму типа Поверхность. Ряды данных при этом должны находиться в столбцах.
5. Отформатировать диаграмму.
Отчет о лабораторной работе должен содержатьэлектронный документ с указанием фамилии и группы студента, выполненные на переименованных листах задания описательной части лабораторной работы и задания по предложенному преподавателем варианту на отдельных листах.
Задания для самостоятельного выполнения
Построить указанные графики (поверхность и полярный) согласно вариантам (1 – 5). Для построения указанных в таблице типов диаграмм (столбцы «Тип диаграммы») использовать полученные случайным образом значения в заданных диапазонах (лабораторная работа 1).
Вар. | Поверхность | Полярный график | Тип диаграммы | ||
Круговые | Линейчатые | ||||
Разрезанная круговая | Пирамидальная | Биржевая | |||
Вторичная круговая | Коническая | Кольцевая | |||
Вторичная гистограмма | Объемная линейчатая | Пузырьковая | |||
Объемная круговая | Цилиндрическая | Разрезанная кольцевая | |||
Объемная разрезанная круговая | Линейчатая | Объёмная пузырьковая |
Лабораторная работа 3